Галина Викторовна Кашкина
Конспект образовательной деятельности «Зима. Зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Зима. Зимующие птицы.
Цели:
Образовательные :
1. Актуализировать знания о приметах зимы;
2. Расширить знания по теме «Зимующие птицы»;
3. Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы, через игру "Снежный ком", написание синквейна.
Коррекционные:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Зима, Зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
1. Способствовать формированию умения обобщать, систематизировать;
2. Способствовать коррекции артикуляционной, общей и мелкой моторики.
3. Способствовать формированию фонематических процессов;
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление к самостоятельному поиску знаний;
2. Воспитывать чувство заботы о зимующих птицах
Оборудование занятия:
Презентация, ноутбук, проектор, экран, сюжетные картинки
Ход занятия:
1. Вступительное слово
-Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами. Вижу, у Вас у всех горят глазки, все в ожидании чего – то необычного.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много разных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-Попробуйте отгадать вот такую загадку:
"Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года?" (слайд №1)
-Правильно, ребята. Время года называется зима. Поговорим сегодня об этом времени года.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Снеговики». Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.
- Чтобы наша речь была выразительной, выполним специальную гимнастику.
- Пусть эта улыбка нас согреет (Обнимаем себя руками, «греемся»). (слайд №2)
• Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз. (На экран проецируется слайд №3)
• Грустный снеговик. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
• Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет.
3. Актуализация знаний детей. Установление – причинно следственных связей.
-Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок и назовите, какие приметы вы связываете с приходом зимы. (слайд №4)
-А ваши идеи мы сложим в большую корзину, которую так и назовем «корзина идей». Дети отвечают, педагог «заполняет» «корзину идей»
- Вы правильно назвали приметы зимы.
- Давайте, ребята, теперь расскажем, какие изменения происходят в природе зимой в определенном порядке - по мере их наступления. А чтобы получился интересный рассказ, хорошенько подумайте, ответьте на вопрос и закончите предложения.
Приходит студеная (что) (зима)
Солнце (что делает) … (светит, но не греет)
Дует холодный (что (ветер)
Крепчает (что (мороз)
Стали короткими (что) (дни)
Длинными стали (что… (ночи)
Кружатся легкие (что (снежинки)
На ветках снежные (что (шапки)
Птицы (что сделали… (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).
- А сейчас послушайте звуки зимы. И скажите, что вы услышали.
(Звучит звукозапись с приметами зимы и пением зимующих птиц) (слайд №5).
(скрипит под ногами снег, дует холодный ветер, слышны голоса птиц)
- С наступлением холодов не все птицы улетают от нас. А как мы называем птиц, которые зимуют рядом с человеком? (зимующие).
- Что вы знаете о зимующих птицах?
Идет актуализация субъектного опыта детей. Дети отвечают, педагог «заполняет» «корзину идей».
4. Вопросы для целеполагания.
1. Хотели бы вы узнать, какие птицы прилетают к нам на зимовку с других районов, а какие зимуют рядом с людьми?
2. Интересно, легко ли птицам зимовать?
3. Хотели бы сочинить маленькое стихотворение о птицах?
На эти вопросы мы постараемся ответить и сделать маленькие открытия, которые поместим в «Банк маленьких открытий».
5. Сообщение нового материала. Самостоятельный поиск информации.
-Ребята, отгадайте, о каких зимующих птицах пойдет речь в загадках.
-Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
- Снегири только зимой прилетают к нам. Как вы думаете, почему они зовутся снегирями? (Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом). Увидеть зимой этих птиц нетрудно : их красные грудки хорошо заметны на фоне белого снега.
Итак, мы сделали первое маленькое открытие! «К нам прилетают зимовать снегири».
(Картинка - снегирь помещается в «Банк маленьких открытий).
-В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица. (Воробей.)
- У каждой птицы, как у человека, свой характер.
-Что можно сказать про воробья (какой он) – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый.
- Да, ребята, снегирь и воробей – зимующие птицы. Но зимующих птиц очень много, а каких еще зимующих птиц вы знаете? (слайд №6)
- Ребята, сейчас мы поиграем. Первый игрок называет одну зимующую птицу, второй повторяет предыдущее название и добавляет свое и т. д. У нас получится «снежный ком». Так называется наша игра. Потом мы посмотрим, все ли были внимательными. (Ворона, сорока, голубь, дятел, воробей, снегирь).
- Ну, вот мы сделали второе открытие:
Воробей, синица, ворона, дятел, сорока, поползень – зимующие птицы.
6. Зрительная физкультминутка
7. Игра Подбери признаки» (слайд №7 с изображением воробья и вороны.)
-Ребята, подберите правильно признаки: какая ворона, какой воробей?.
8. Речевая разминка.
-Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята). Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру».
(Повторите тоненьким голосом.)
-Ворона пригрозила ему: «Кра-кро-кру-кры!»
(Повторите низким сердитым голосом.)
Продолжаем нашу работу. (слайд №8)
- Как вы думаете, легко ли птицам зимовать в нашем районе? Почему? Что делают для этого люди? Да, люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Сало любят синицы. Зерна, крошки, семечки любят все птицы. Ягоды любит снегирь. Каждый из вас может сделать простую кормушку, вести за ней наблюдения и заботиться о птицах до весны. (слайд №9)
-Третье открытие: «Голодно и холодно зимой птицам. Без помощи человека птицам сложно пережить холода».
9. Физкультминутка (слайд №10)
(слова произносим и движения делаем под "пение птичек")
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала. (Прячемся под лёгкую воздушную ткань "парашют", накрываю ребят, затем разбегаемся)
10. Игры с мячом.
-Сейчас вспомним то, что мы знаем о птицах.
1) Игра: «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны- (крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
У воробья хвост короткий, а у вороны - … .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - ….
2) Игра: «Назови правильно»
- Вспомним, как зимующие птицы подают голоса.
(голубь, ворона, снегирь, воробей, сорока:
воркует, каркает, свистит, чирикает, трещит)
11. Написание синквейна.
(слайд №11)
Воробей
Веселый, шустрый, озорной
Чирикает, летает, крошки собирает.
Эта птица живет рядом с нами. Воробей – зимующая птица.
Читаем вслух получившееся стихотворение.
12. Итоги занятия. Рефлексия.
(слайд №12)
- Мы нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
- Воробей, синица, ворона, дятел, сорока – зимующие птицы.
- Снегири прилетают зимовать в наши края до весны.
- О зимующих птицах человеку нужно заботиться.
Оценка работы детей.
Оценка занятия детьми.
-Вам, ребята, я желаю больших и маленьких открытий. Не забывайте помогать зимующим птицам. И хорошего, вам, зимнего настроения!