Елена Сусолина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Русская изба»
Задачи:
Обучающие:
Формировать представления детей о жизни и быте русского народа, о его традициях. Познакомить детей с избой и русским бытом людей.
Развивающие:
Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к русскому быту и культуре, истории своего народа.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте, чтение литературы познавательного характера с описанием быта.
Материалы и оборудование: Русский народный костюм, проектор, ноутбук, интерактивная доска, старинная утварь, две повязки для игры, каравай хлеба.
Ход ОД:
1. Организационный момент:
Детей встречает воспитатель в народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды у женщин была рубашка или сорочка, а сверху сарафан. А у мужчин непременным атрибутом был пояс или кушак. (показ слайда). Всю одежду люди изготавливали сами., затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. (показ слайда). На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.
Показ слайдов с объяснением.
2. Основная часть:
Воспитатель: А строили избу так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.
В избе всегда считали святыми 3 места:
- Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.
- Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось - полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. Ребята, я вам расскажу пословицы о хлебе, а вы мне скажите, как вы их понимаете.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Покуда есть хлеб, да вода – все не беда.
Плох обед, коль хлеба нет.
Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.
- Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.
Показ слайда.
Воспитатель: Ребята посмотрите, это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. Вот различные кувшины для жидких продуктов (молока, меда).
Воспитатель показывает посуду, которая имеется в мини – музее.
Воспитатель: Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. Ребята, мы с вами познакомились с кухонной утварью, а теперь я вам загадаю загадки:
3. Отгадывание загадок.
Три братца пошли на речку купаться.
Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (ведра и коромысло)
Сама не ест, а людей кормит (ложка)
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт
Сам в угол идёт (ухват)
4. Игра «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».
Воспитатель: Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу. За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!
Воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа.
Воспитатель: А называется игра: «Жмурки Машеньки и Ивашеньки». До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей). Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.
Воспитатель: Ну вот и наигрались мы с вами, сейчас бы отдохнуть. Ребята, а вы знаете, где раньше спали маленькие детки? (ответы детей)
Воспитатель: Раньше детки спали в колыбельке, по-другому можно сказать в люльке. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рядышком и поет своему ребёночку песенку колыбельную. Сейчас я вам спою.
Баю-баю, баю-бай,
Спи мой сладкий засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к детке в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали детку величать… (имя ребёнка)
Воспитатель: Ну вот ребята, наша экскурсия и подошла к концу. И мне очень хочется вас угостить вкусным хлебушком. А в следующий раз я вам расскажу, какими игрушками игра раньше, поводим русские хороводы.
5. Рефлексия.
- Вам понравилась наша экскурсия?
- Что вы узнали нового?
- А хотели бы вы узнать ещё, что ни будь о русском быте