Приложение МААМ

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»

Татьяна Орехова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Русская изба

(путешествие в прошлое)

Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах быта; активизировать речь детей; способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами; развивать память, внимание; способствовать воспитанию культурного поведения в гостях, за столом.

Ход занятия.

Дети с воспитателем заходят в зал и садятся на стулья.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое, Русская изба“» размещена в разделах

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое. Перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

-А вы знаете, что такое БЫТ? (Быт – это жизнь людей: как люди жили, что ели и пили, во что одевались и как развлекались)

Итак, начнем наше путешествие.

-Многие живут в многоэтажных домах, такие дома стали строить всего 125 лет назад. Раньше люди жили в одноэтажных домах (показ картинок, как они назывались? (изба) Из чего ее строили? (из деревянных брусьев)

Вот и изба стоит, давайте посмотрим, кто живет в этом доме.

(Матушка подходит к печке, берет ухват, достает из печи чугунок, смотрит в него и говорит: «Нет, еще не сварилась каша, пусть еще потомится». Ставит чугунок обратно в печь.) Воспитатель подходит к «дверям», стучит. Выходит Матушка.

-Здравствуйте, Матушка. Мир вашему дому. Можно в гости к вам пожаловать?

Матушка: -Проходите, гости дорогие, милости просим. Присаживайтесь на лавку. (Стоит длинный стол, за ним лавка. Дети садятся.) Откуда вы?

-Мы из «будущего», пришли посмотреть, как вы жили раньше.

Матушка: -Хорошо, я покажу и расскажу, что знаю. А вы мне тогда тоже расскажите о будущем. Послушайте загадку о самом главном предмете в русской избе :

Зимой много ест, летом много спит.

Тело теплое, крови нет.

Рот открывает, что дают – глотает. (Печь)

Матушка: -А вы, ребята, знаете для чего мы использовали печь? (для отопления, приготовления пищи, сушили зерно, лук, чеснок, зимой около нее держали курей). Слушайте еще загадки:

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват, показать предмет) (Предмет для перестановки горшков и чугунков в печи, с помощью ухвата их достают из печи или ставят туда)

Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга, показ предмета) (Предмет для размешивания углей в печи)

Матушка: -Какие вы молодцы! Наверно у вас дома такие же кирпичные печи стоят? (Нет, у нас электрические и газовые печи, показ картинок)

-Многие предметы изменились со временем. Ребята, давайте покажем Матушке, как изменились предметы быта, какими они были раньше и какими они стали в наше время.

Дидактическая игра «Предметы быта: древность и современность» ( Поставить два стола: на первый – древние, на второй – современные. Предметы: самовар и чайник, чугунок и кастрюля, керосиновая лампа и настольная лампа, утюги, ложка деревянная и металлическая и т. п.)

-Будете подходить парами, и брать соответствующие предметы:

А) возьмите предметы, с помощью которых утюжат бельё;

Б) служат для приготовления пищи;

В) служат для подогрева воды;

Г) инструменты для еды;

Д) предметы, для освещения помещений и т. п.

Матушка: -У меня в сундуке припрятана старинная вещь. Вот она. (Достает из сундука круглую палку и толстую прямоугольную с ручкой и поперечными рубцами. Утюг – рубель.) Как вы думаете, для чего служили эти предметы? (рассуждения детей) Подсказка – эти предметы использовали для утюжки белья. Покажите, как это могли делать? (дети рассуждают, пробуют что-нибудь сделать) Смотрите, как утюжили белье. Этот утюг называли РУБЕЛЬ.

Матушка: -Ребята, что-то засиделись. Предлагаю сыграть в народную игру «Ворота».

Раздается плач ребенка. Матушка подходит к колыбели, успокаивает ребенка. Запевает колыбельную песню:

Мамушки, нянюшки сходитеся ночевать

Моё дитятко качать.

А вы, сенные девушки, прибаюкивать.

Баю – баю, баю детку мою!

-А наши дети тоже знают колыбельную:

Пошел котик во лесок,

Принес котик поясок,

Привязал за люлечку

Покачал Андрюшечку.

Матушка: -Спасибо, уснул Андрюшка. Что-то бровь зачесалась. Есть такая народная примета: если бровь зачесалась – то новости получишь. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы?

-Посмотрите на картинку и назовите народную примету:

А) Муравьи: «Муравьи в доме – к счастью»

Б) Перчатка: «Перчатку потеряешь – к несчастью»

В) Черная кошка: «Черная кошка дорогу перебежала – к несчастью»

Г) Женщина с ведром: «Женщина с пустым ведром навстречу идет – плохая примета, с полным – будет удача»

(Несколько примет дети называют без картинок)

1. Здороваться через порог – к ссоре.

2. Разбить зеркало – к худу: надо выбросить осколки, чтобы горе не было в твоем доме.

3. Вороны каркают над домом – к худу.

4. Левый глаз зачесался – плакать, правый – радоваться.

5. Рассыпать соль – к ссоре.

6. Возвращаться обратно после выхода из дома – к неудаче.

Матушка: -Какие вы умницы. Как бы хотелось на ваш город посмотреть, хоть одним глазом.

-Мы сейчас с детьми сделаем макет города и оставим вам его в подарок.

Изготовление макета города.

-Нам пора домой возвращаться, загостились у вас.

Матушка: _У нас принято гостей угощать, у меня как раз и пироги испеклись. Сходите, помойте руки, а я пока на стол накрою.

Чаепитие. Возвращение домой.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Русская изба» — создание образа оберега для своего домаКонспект НОД «Русская изба» — создание образа оберега для своего дома Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям. Создание образа оберега для своего.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с в средней группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская изба»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Русская изба» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Русская изба" Составила и провела воспитатель второй младшей группы Лоскутникова.

Конспект занятия по СБО «Путешествие в прошлое телефона» ГБУ СО «Базарно-Карабулакский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект открытого занятия по СБО в первой группе на.

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба» МКДОУ «Киреевский д/с «Солнышко» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Русская изба».

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию музей нашего детского сада. Наш музей- это маленькая комнатка в детском саду. Сейчас.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Проект «Русская изба» Цель:Расширение и углубление знаний детей об истории жизни и традициях русского народа, формирование представлений детей о русской избе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»
Опубликовано: 6 октября 2015 в 15:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Орехова (УИ 4422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД