Татьяна Орехова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах быта; активизировать речь детей; способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами; развивать память, внимание; способствовать воспитанию культурного поведения в гостях, за столом.
Ход занятия.
Дети с воспитателем заходят в зал и садятся на стулья.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое, Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое. Перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.
-А вы знаете, что такое БЫТ? (Быт – это жизнь людей: как люди жили, что ели и пили, во что одевались и как развлекались)
Итак, начнем наше путешествие.
-Многие живут в многоэтажных домах, такие дома стали строить всего 125 лет назад. Раньше люди жили в одноэтажных домах (показ картинок, как они назывались? (изба) Из чего ее строили? (из деревянных брусьев)
Вот и изба стоит, давайте посмотрим, кто живет в этом доме.
(Матушка подходит к печке, берет ухват, достает из печи чугунок, смотрит в него и говорит: «Нет, еще не сварилась каша, пусть еще потомится». Ставит чугунок обратно в печь.) Воспитатель подходит к «дверям», стучит. Выходит Матушка.
-Здравствуйте, Матушка. Мир вашему дому. Можно в гости к вам пожаловать?
Матушка: -Проходите, гости дорогие, милости просим. Присаживайтесь на лавку. (Стоит длинный стол, за ним лавка. Дети садятся.) Откуда вы?
-Мы из «будущего», пришли посмотреть, как вы жили раньше.
Матушка: -Хорошо, я покажу и расскажу, что знаю. А вы мне тогда тоже расскажите о будущем. Послушайте загадку о самом главном предмете в русской избе :
Зимой много ест, летом много спит.
Тело теплое, крови нет.
Рот открывает, что дают – глотает. (Печь)
Матушка: -А вы, ребята, знаете для чего мы использовали печь? (для отопления, приготовления пищи, сушили зерно, лук, чеснок, зимой около нее держали курей). Слушайте еще загадки:
Рогат, да не бык, хватает, да не сыт,
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват, показать предмет) (Предмет для перестановки горшков и чугунков в печи, с помощью ухвата их достают из печи или ставят туда)
Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга, показ предмета) (Предмет для размешивания углей в печи)
Матушка: -Какие вы молодцы! Наверно у вас дома такие же кирпичные печи стоят? (Нет, у нас электрические и газовые печи, показ картинок)
-Многие предметы изменились со временем. Ребята, давайте покажем Матушке, как изменились предметы быта, какими они были раньше и какими они стали в наше время.
Дидактическая игра «Предметы быта: древность и современность» ( Поставить два стола: на первый – древние, на второй – современные. Предметы: самовар и чайник, чугунок и кастрюля, керосиновая лампа и настольная лампа, утюги, ложка деревянная и металлическая и т. п.)
-Будете подходить парами, и брать соответствующие предметы:
А) возьмите предметы, с помощью которых утюжат бельё;
Б) служат для приготовления пищи;
В) служат для подогрева воды;
Г) инструменты для еды;
Д) предметы, для освещения помещений и т. п.
Матушка: -У меня в сундуке припрятана старинная вещь. Вот она. (Достает из сундука круглую палку и толстую прямоугольную с ручкой и поперечными рубцами. Утюг – рубель.) Как вы думаете, для чего служили эти предметы? (рассуждения детей) Подсказка – эти предметы использовали для утюжки белья. Покажите, как это могли делать? (дети рассуждают, пробуют что-нибудь сделать) Смотрите, как утюжили белье. Этот утюг называли РУБЕЛЬ.
Матушка: -Ребята, что-то засиделись. Предлагаю сыграть в народную игру «Ворота».
Раздается плач ребенка. Матушка подходит к колыбели, успокаивает ребенка. Запевает колыбельную песню:
Мамушки, нянюшки сходитеся ночевать
Моё дитятко качать.
А вы, сенные девушки, прибаюкивать.
Баю – баю, баю детку мою!
-А наши дети тоже знают колыбельную:
Пошел котик во лесок,
Принес котик поясок,
Привязал за люлечку
Покачал Андрюшечку.
Матушка: -Спасибо, уснул Андрюшка. Что-то бровь зачесалась. Есть такая народная примета: если бровь зачесалась – то новости получишь. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы?
-Посмотрите на картинку и назовите народную примету:
А) Муравьи: «Муравьи в доме – к счастью»
Б) Перчатка: «Перчатку потеряешь – к несчастью»
В) Черная кошка: «Черная кошка дорогу перебежала – к несчастью»
Г) Женщина с ведром: «Женщина с пустым ведром навстречу идет – плохая примета, с полным – будет удача»
(Несколько примет дети называют без картинок)
1. Здороваться через порог – к ссоре.
2. Разбить зеркало – к худу: надо выбросить осколки, чтобы горе не было в твоем доме.
3. Вороны каркают над домом – к худу.
4. Левый глаз зачесался – плакать, правый – радоваться.
5. Рассыпать соль – к ссоре.
6. Возвращаться обратно после выхода из дома – к неудаче.
Матушка: -Какие вы умницы. Как бы хотелось на ваш город посмотреть, хоть одним глазом.
-Мы сейчас с детьми сделаем макет города и оставим вам его в подарок.
Изготовление макета города.
-Нам пора домой возвращаться, загостились у вас.
Матушка: _У нас принято гостей угощать, у меня как раз и пироги испеклись. Сходите, помойте руки, а я пока на стол накрою.
Чаепитие. Возвращение домой.