МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская изба»

Нина Потапова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко»

Конспект

интегрированного занятия в старшей группе

«Русская изба»

Автор: Потапова Нина Владимировна, воспитатель

П. Первомайское

2016

Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Русская изба“» размещена в разделах

Цель: расширить и систематизировать знания детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба : её внешнее и внутреннее убранство; знакомство с семью особыми местами в русской избе);

задачи:

образовательная: приобщить детей к истокам русской народной культуры;

развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, обогатить словарный запас детей ( слова: сруб, образа, матица, «Красный угол»; выражение: «Божья ладонь», «Нищая скамья») ;

воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.

Интеграция областей : социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.

Материалы и оборудование: проектор, картинки с изображением семи основных частей русской избы, экспонаты мини – музея «Русская изба», макеты берёзы, тряпичные куклы, косточки – казанки, графитные карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, пироги и блины.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Баба Яга – Костяная нога», «Три поросёнка и др.»; чтение потешек, небылиц.

Ход деятельности:

Звучит русская народная мелодия, («Под окном черёмуха колышется…») под которую дети входят в комнату.

- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

- Ребята, приглашаю вас присесть на лавку. Сегодня я познакомлю вас с тем, где и как жили люди в старину на Руси.

Внимательно рассмотрите картинки, и вы узнаете, о чём дальше пойдёт речь. Что это?

- Конечно, это дом. А как можно назвать дом ещё?

- Правильно, изба! Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами. Сруб – стены рубленного деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

- Как, вы, думаете, почему их так называли? (Потому что их рубили топорами). Делали избы из сосновых, иногда – дубовых, цельных брёвен. Укладывали брёвна одно на другое («в клеть») с большим умением так, чтобы они плотно держались между собой, а между брёвнами набивали мхом, для тепла.

- Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (Плотники).

- Чем покрывали крышу у избы? (Соломой).

- А ещё чем, кроме соломы? (Дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили, так как они были прочнее).

Физкультминутка:

Вот какой красивый дом!"

Раз, два, три, четыре, пять!

(руки на поясе, повороты вправо-влево)

Будем строить и играть

(приседания,

Дом большой, высокий строим

(тянуться руками вверх,

Окна ставим, крышу кроем

(прыжки на месте,

Вот какой красивый дом!

(Вытянуть руки вперед)

Будет жить ребята в нем!

(Приседания)

- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались оберегами (предметы оберегающие, охраняющие от чего либо – молний, нечистой силы и т. д.) На крыше плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома», который так же являлся оберегом. В старину говорили : «Конь на крыше – в избе тише».

- Ребята, скажите, какое дерево является символом России?

- Конечно, это берёза, выходите ребята на полянку. Прежде чем идти в нашу избу, мы немного отдохнём, станцуем с вами хоровод: «Во поле берёза стояла…»

Физкультминутка:

Дети танцуют хоровод: «Во поле берёза стояла».

- А теперь, милости прошу в нашу избу. Присаживайтесь на лавки. «Сядем рядком, да поговорим ладком». В русской избе люди делали семь основных мест и с уважением относились к каждому из них.

- Одно из них – дверь. Но для хозяина дома, это не просто дверь – это граница между внутренним и внешним миром. Через дверь в дом может проникнуть и злой человек, и нечисть (нечистая сила, лешие, домовые). Поэтому дверь закрывали на что? «Маленький, пузатенький, весь дом бережёт» - замок должен уберечь от недоброжелателя.

- Ребята, без чего нельзя обойтись в доме? (без окон).

- Верно, без окон! Окна называл «глазами дома». Почему, вы так думаете? (окно от слова «око, очи» - глаза дома).

- Оглянитесь. Мы с вами в светлице. Что сразу же бросается в глаза? - Правильно – печь. «Стоит девица в избе, коса на дворе».

- Печь в доме служила источником тепла, местом приготовления пищи, местом для сна, использовалась при лечении различных заболеваний.

- В печи купали маленьких детей, чтобы не простудить их.

- Печь служила связью поколений. Мать передавала своё умение дочери. В народе говорили: «Печь – греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу».

- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Люди считали, что под печкой живёт домовой, покровитель дома.

- Печь объединяла всю семью: зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы (члены семьи и родственники, живущие в этой семье, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно делали несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили, а дети играли в самодельные игрушки: куклы, казанки, палочки и др.

Инсценировка «У печи» (пение русской народной песни хозяюшкой).

Во время пения хозяин и дети выполняют домашнюю бытовую работу.

- А сейчас я хочу рассказать ещё об одном важном месте в доме, который называется «Красный угол». Красный угол – священное место в доме, что подчё ркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Здесь на особой полочке - «божнице» - (где стоят иконы) у верующих крестьян стояли домашние святыни – иконы. Их называли образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на иконы, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим он показывал, что пришёл с добром. Его приглашали «откушать хлеба – соли» и сажали за стол на почётное место. «Дорогому гостю – особая честь». Гость отвечал: «Благодарствую».

- Ещё одно из главных мест, это стол. Стол называли «Божьей ладонью». Он являлся неотъемлемой частью «красного угла». На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семь собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь. А если ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

- Сидели все на лавках. Они располагались вдоль стен. Все лавки соединялись между собой. Они олицетворяли путь, дорогу. Около двери располагалась «нищая» лавка. Получила такое название потому, что на неё мог садиться нищий и любой другой, кто вошёл в избу без разрешения хозяев.

- Если встать на середину избы и посмотреть наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка – матицу. Считалось, что матица является опорой верха жилища.

- Сегодня вы узнали о семи главных частях русской избы.

Назовите, пожалуйста, эти части и их назначение. Давайте скажем хозяевам спасибо, за приём.

- Ребята, а хотели бы вы построить такую избу? Подходите к столам. - - Перед вами листы бумаги, предлагаю вам изобразить избу в технике «графика». (В процессе рисования звучат русские народные наигрыши).

По окончании работы сюрпризный момент: «Пироги из печи» (Угощение детей и гостей пирогами и блинами).

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности «Помогите Карлсону построить дом»Конспект образовательной деятельности «Помогите Карлсону построить дом» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж».

Делать добро — чтобы помнить, а помнить — чтобы жить! ФотоотчётДелать добро — чтобы помнить, а помнить — чтобы жить! Фотоотчёт Делать -чтобы помнить, а помнить - чтобы жить! День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября. В этот день самые нежные, ласковые.

День здоровья в старшей группе «Красивым, стройным стать может каждый» День Здоровья в старшей группе детского сада. Тема: Красивым и стройным стать может каждый. Цель: Формировать представление о том,что.

«Помоги пчёлке построить дом». Дидактическая игра по разделу программы «Обучение грамоте» Тема: "Помоги пчёлке построить дом" Цель: определить первый звук. Ход игры. Воспитатель предлагает детям пройти на цветочную полянку, на.

Дидактическая игра «Помоги пчёлке построить дом»Дидактическая игра «Помоги пчёлке построить дом» Делаем из картона шестиугольные формы в виде сот, на каждую соту вставляем картинку в зависимости от цели игры. Для дидактической цели.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Много, мало, ни одного» Конспект НОД по математике Тема: Что принёс Петрушка? Цель: Знакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделение.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Что нам стоит чум построить?» Задачи: 1. Уточнить представление детей о жилище ненцев- чуме. Рассказать и показать, как ненцы ставят чум. 2. Познакомить с этапами установки.

Проект в честь 70-летия Победы в ВОв «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!»Проект в честь 70-летия Победы в ВОв «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно – творческий. Продолжительность: среднесрочный. Сроки проведения: 1.04.2015. – 30.05.2015. Участники:.

Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Хочется мальчишкам в армии служить» Сценарий спортивного праздника, посвященного Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста «Хочется мальчишкам в армии.

Семинар для старших воспитателей «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования?» СЕМИНАР для методистов «Как построить образовательный процесс по принципу индивидуализации образования? Субъект или объект? В чем заключается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская изба»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 20:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Потапова (УИ 405794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД