Елена Претцер
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи с применением технологии «Аквариум»
▼ Скачать +Заказ
Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе коммуникативной деятельности «Морские приключения» с применением технологии «Аквариум».
Детская цель. Помочь заколдованным морским жителям.
Задачи: Создать условия для:
- пополнения и активизации словаря детей на основе углубления знаний о морских обитателях;
- развития умений детей составлять предложения;
- умения правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе;
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи с применением технологии „Аквариум“» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Старшая группа
- Темочки
- умения самостоятельно находить общие признаки, делать вывод;
- развития познавательного интереса к природе;
- выражения детьми своего мнения;
- побуждения детей к речевой активности;
- развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Материалы, оборудование:
Диск с записью шума моря, шум ветра, крик чаек, капанье воды. Столы и стулья для создания корабля, иллюстрации морских жителей, тазик с водой, рыбки плоскостные из бумаги, декоративная бутылка с запиской, фишки для деления детей на подгруппы, оценочные листы для детей, выполняющих задание, фишки-баллы.
Словарь: Катер, штурман, штурвал, батискаф, подводный мир, медуза, осьминог, вода солёная и пресная, хищник.
Ход образовательной деятельности
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
В группе слышны звуки моря: шум прибоя, шум ветра, крик чаек, капанье воды. Если дети не уловили звуковое сопровождение, то воспитатель обращает внимание на то, где такие звуки можно услышать. Дети, обратив внимание на звуки природы, говорят, что их можно услышать у моря, океана и т. д. Условия для развития самостоятельности и инициативы
2 таза с водой В. : Предлагает вспомнить, о чем говорим на этой неделе и отправиться в воображаемое путешествие из детского сада к берегу моря. Проводит упр. на силу выдоха «Ветер-ветерок». Выполняют упр. на расслабление, а затем дуют на воду направленной воздушной струей. Условия для стимулирования речевой активности
Иллюстрации транспортных средств В. : Приглашает ребят в прогулку по морю. Задаёт вопросы:
- какие транспортные средства плавают по морю? (Лодка, катер, теплоход, пароход).
-Как мы можем назвать транспортные средства, которые перемещается по воде? (Водные).
-А мы, на каком транспорте поплывем? (На корабле). Дети предлагают разные названия, поднимаются на импровизированный корабль. Условия для выражения детьми своих мыслей
Декоративная бутылка с запиской «Помогите! Мы – жители подводного царства просим вас о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания под водой». В. : Предлагает понаблюдать за рыбами с корабля.
Читает записку. Обнаруживают «приплывшую» бутылку с запиской.
Принимают решение помочь морским жителям. Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для принятия детьми решения.
Фишки для деления детей на подгруппы.
После деления, одна команда (критики, остаются на корабле, а другая команда (аквариум) проходят в «батискаф» (стульчики за столом). В. : Обращает внимание на то, что выполнять задания нужно будет «спустившись под воду». Но оставить корабль без команды нельзя – в море могут пираты захватить корабль или начаться может шторм… Как поступить? Дети обсуждают решение и делятся на подгруппы (команды, одна из которых будет «спускаться под воду», а другая отслеживать и отмечать работу первой команды. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для взаимодействия детей друг с другом.
Основная часть
Оценочные листы для детей, выполняющих задание, фишки-баллы. В. : Объясняет команде «критиков», кто курирует определённый вопрос и отмечает работу каждого участника «аквариума» в специальной графе. Участникам аквариума тоже даются определённые задания и даётся время на подготовку. Слушают, принимают игровую задачу. Условия для взаимодействия детей друг с другом.
В. : даёт первое задание: Д/и «Какой он?». Я называю морского обитателя, а вы говорите какой он: море какое7 -…медуза – опасная, прожорливая, хищная, злая, быстрая; дельфин – добрый, ласковый, загадочный, мокрый, быстрый; кит – огромный, тяжёлый, добрый; морская звезда – разноцветная, пятиконечная, весёлая, радужная; ракушка – красивая, неподвижная, говорливая, разноцветная. И т. д. Дети в «аквариуме» отвечают на вопросы, перечисляют морских жителей.
«Критик» отвечающий за этот вопрос фиксирует ответы детей фишками-оценками. Условия для обогащения и активизации словарного запаса, через использование слов названий признаков
Мяч В. : Второе задание: Дидактическая игра «Чей?».
-Я буду катать кому - либо мяч, и к кому он прикатится, тот отвечает на вопрос:
У акулы голова -. акулья. У моржа ласт - … У краба клешня - …
У щуки плавники -. У лягушки лапки -.
У рыбы глаза -. У черепахи панцирь -.
У кита хвост. У дельфина глаза -. Ответы детей в «аквариуме»;
«Критик» отвечающий за этот вопрос фиксирует ответы детей фишками-оценками. Условия для развития, речевой активности детей через образование притяжательных прилагательных.
В. : Следующее, третье задание:
подумайте и скажите, чем рыбы похожи и чем отличаются от других животных?
- Всех рыб отличают от других животных общие признаки. Какие? Дети в «аквариуме» описывают тело рыбы. Подвести к выводу, что у всех рыб вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры).
Условия для проявления поисковой активности через самостоятельное открытие нового знания
Схема составления описательного рассказа, картинки морских обитателей. В. : Четвёртое задание: В письме приложена схема. С помощью схемы нам нужно составить рассказ о морском обитателе. (Кто это? Где живёт? Что ест? Ваше предложение). Например: Это медуза. Она живёт в море или океане. Питается маленькими рыбками. Она очень опасна, может обжечь.! Ответы детей в «аквариуме»;
«Критик» отвечающий за этот вопрос фиксирует ответы детей фишками-оценками. Условия для проявления творческой деятельности
Условия для развития самостоятельности и инициативы
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности
Фоно запись «волшебная музыка» В. : Хвалит ребят и обращает внимание детей на то, что теперь все чары с морских обитателей снялись и теперь они смогут как и прежде резвиться в море-океане. Условия для положительных эмоций.
Физминутка «Рыбки»
Воспитатель читает стих:
• Пять маленьких рыбок ныряли в реке
• (имитация рыб).
• Лежало большое бревно на песке
• (развести руки в стороны).
• Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко
• (имитация ныряния).
• Вторая сказала: - ведь здесь глубоко
• (грозят указательным пальцем).
• Третья сказала: - мне хочется спать
• (руки лодочкой под ухо).
• Четвертая стала чуть-чуть замерзать
• (потереть кистями плечи).
• Пятая крикнула: - здесь крокодил
• (руками имитируют пасть крокодила).
• Плывите скорее, чтоб не проглотил
• (убегают). Выполняют движения в соответствии со словами используя мимику и жесты Условия для развития двигательной активности, интересного отдыха.
Условия для проявления творчества.
Заключительная часть
Оценочные листы для детей, выполняющих задание, фишки-баллы. В. : предлагает команде «критиков» оценить работу каждого члена экипажа батискафа Дети обсуждают и оценивают работу другой команды. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности.
Условия для взаимодействия детей друг с другом.
В. : У нас получились помочь морским обитателям. Как мы работали? Что вам помогло? Что было интересным? Что вызвало затруднения? Ответы детей Условия для умения рефлексировать свою деятельность
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности