Кудряшова Светлана
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Тайна леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания детей о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о разновидностях грибов.
Программное содержание:
Образовательная : расширять и обогащать знания детей о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о разновидностях грибов. Формировать представления о разнообразии насекомых, учить детей правильно вести себя при встрече с ними. Закрепить правила тушения костра в лесу.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию „Тайна леса“» размещена в разделах
Развивающая : развивать логическое мышление, воображение, внимание, память. Формировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе.
Воспитательная: Воспитывать у детей умение видеть, понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: аудиозапись пение птиц в лесу, ; картинки с изображением грибов; презентации «Лесные правила», «Лекарственные и ядовитые растения».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о грибах и лекарственных травах, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а вот в этот, что расположился в нашем зале. Скоро лето, вы с родителями пойдёте в лес за грибами, за ягодой, и поэтому вы должны знать, какие опасности могут подстерегать в лесу. Идти мы будем по следам, которые нам оставил Старичок -Лесовичок.
Первый след: Прежде, чем войти в лес, давайте вспомним «лесные правила» - презентация, как нужно вести себя в природе. (Дети называют «лесные правила» по картинкам).
Не рви и не топчи полевые цветы.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не разоряй птичьи гнёзда.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не лови бабочек и других насекомых.
Не убивай лягушек и жаб.
Не разводи костёр.
Под запись пения птиц дети заходят в «лес».
Второй след: Мы с вами попали на грибную полянку. Старичок -Лесовичок приготовил вам загадки о грибах, он хочет узнать, знаете ли вы грибы (дети отгадывают загадки и показывают этот гриб на полянке).
Загадки:
Возле леса, на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый (мухомор)
Растут в лесу сестрички, рыжие (лисички)
Я в красной шапочке расту, под стройною осиною,
меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик)
Вдоль лесных дорожек, много белых ножек,
собирай, не мешкай, это (сыроежки)
Не белый я, братцы, попроще,
расту я в берёзовой роще (подберёзовик)
Воспитатель: Молодцы, нашли все грибы правильно, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок»
Мы с вами наберём грибов в корзинку, для грибного супа (два ребёнка собирают грибы, остальные дети следят).
Воспитатель: Грибов полная корзина, давайте проверим, вкусный ли суп у нас получится. (Воспитатель показывает по одному грибочку из корзинки, дети их называют. Выясняют, не попали ли в корзину несъедобные грибы).
Подводим итог. Вопросы детям:
Какие несъедобные грибы вы узнали? (Мухомор, бледная поганка)
Можно ли собирать незнакомые грибы? (Нет)
Можно ли есть сырые грибы (Нет. Их нужно варить, жарить, солить)
Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся некоторые животные)
Почему грибы нельзя рвать с корнем, а нужно срезать ножом? (Можно повредить грибницу, и грибы на этом месте расти больше не будут)
Дыхательное упражнение «В лесу»
Ребята, давайте глубоко подышим, ведь воздух в лесу чистый и свежий.
Воспитатель: А сейчас пойдём дальше.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
— Ребята, посмотрите, какая чудесная полянка. А вот и ещё один след Лесовичка с запиской.
Третий след: Ребята, а знаете ли вы, что растения бывают лекарственными? Что эти растения помогают человеку вылечиться от разных болезней (знаем).
Какие лекарственные травы вы знаете? (Подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, медуница, ромашка, крапива и др.)
На поляну выскакивает зайчик.
Воспитатель: Ты откуда, зайчик?
Зайчик: Прыгал я по полям, по лугам, простудился, порезал лапку, а вот чем лечиться — не знаю.
Воспитатель: Мы тебе поможем. Наши дети расскажут, какими травками тебе надо лечиться.
Стихи:
Ромашка. Эта ромашка знакома нам с детства.
Её мы лекарственным другом зовём.
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Подорожник. Медуница.
Путника друг, подорожник, Это прозвище недаром
Скромный, невзрачный листок, У красивого цветка,
Ты на порезанный палец Капля сочного нектара
Влажной заплаткою лёг. И душиста и сладка.
Путника друг, подорожник, От простуды излечиться
Многим из нас невдомёк, Нам поможет медуница.
Что отыскалось лекарство В лес пойдёте, не забудьте
Тут же на тропке у ног. Медунице поклониться.
Одуванчик.
Уронило солнце, лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца, маленький портрет.
Воспитатель: Какие красивые стихи вы прочитали о лекарственных травах. Ну что, Зайчик, узнал, какие лекарственные травы тебе помогут. Отваром ромашки и медуницы лечится простуда, листья подорожника прикладываются к ранам и помогают быстрее заживить их. Чай и ягод шиповника богат витаминами, отвар из крапивы лечит кожные заболевания.
Зайчик: — Спасибо, вам, ребята. До свидания.
Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу можно встретить не только лекарственные растения, но и ядовитые, ядами этих растений человек может отравиться. (Детям предлагается из набора картинок, с изображением растений, выбрать растения опасные для жизни).
Просмотр презентации «Лекарственные и ядовитые растения».
Вопросы к детям:
Что нужно сделать, придя из леса домой? (Помыть руки)
Можно ли брать в рот незнакомые растения? (Нельзя. Можно отравиться.)
Нужно ли рвать лесные и луговые цветы? (Нет. Дома они быстро завянут.)
Ребёнок читает стихотворение.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все — и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!