Лариса Бородина
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомство с Солнечной системой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
"Знакомство с солнечной системой"
Цель:
• Дать детям элементарные представления о Солнечной системе и месте планеты Земля в ней;
• Расширять знание об основных космических явлениях: магнетизм, земное притяжение;
• Развивать образное мышление: способность языком символов передавать свое представление об объектах природы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Знакомство с Солнечной системой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
• В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе; развивать познавательный интерес при проведении опытов с магнитом.
• Расширять и активизировать словарный запас. (Планетарий, космос, Солнечная система, астроном, телескоп, орбита, планета, звезда, комета.)
• Формировать планетарное представление о мире и месте человека в нем.
• Воспитывать любовь к нашему общему дому - планете Земля.
Материал и оборудование: карта-схема вращения планет вокруг Солнца; девять разноцветных лент (орбит планет, девять шапочек (планеты); большой обруч (Солнце); маленькие магниты, большой магнит, металлические предметы; простые и красные карандаши для всех детей; листы белой бумаги; шаблон; мяч.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: «Первый в космосе» В. Баруздин, «Шаги по планете» А. Леонов, «Волшебные сказки космоса», «Сказка о солнечном лучике» Т. И. Попова. Заучивание стихотворения «Звездная дорога» Р. Селяниной, загадывание загадок, рисование отгадок, разучивание звездной считалочки.
Наблюдения: за ночным, вечерним небом; за звездами, Солнцем, Луной.
Рассматривание иллюстраций Земли, других планет, созвездий, звездного неба.
Знакомство с профессиями астронома, космонавта и условиями их работы.
Дидактические игры: «Космонавты», «Полет на Луну», «Складушки», «Звездная мозаика», Игра-моделирование «День и ночь».
Рисование на тему: «Мы - космонавты», «Полет на Луну».
Ход:
Загадываю детям загадки: «Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?»
(Солнце)
«Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица,
Но знает, млад и стар,
Что она огромный шар?
(Земля)
«Что видно только ночью»
(Звезды)
- Правильно вы отгадали мои загадки. А вы хотите наблюдать за звездами и планетами? (Да)
- Приглашаю вас в планетарий.
Дети, а как называются люди, которые изучают планеты и звезды?
-С помощью, каких приборов астрономы наблюдают за планетами и звездами.
Предлагаю 2-3 детям посмотреть в «телескоп».
- Что вы видите? (Солнце. Планеты. Звезды. Звездное небо).
- В центре Солнечной системы находится Солнце. Солнце – это большая звезда. Вокруг Солнца кружат большие и малые шары. Всего их девять, а называются они планетами. Самая большая планета Юпитер, а самая маленькая Плутон. Планеты никогда не сталкиваются между собой. У каждой планеты - своя дорожка. Эти дорожки, по которым планеты движутся вокруг Солнца, называются орбитами. И чем дальше находится планета от Солнца, тем длиннее ее орбита - дорожка. Самая длинная у Плутона, самая короткая у Меркурия.
Планеты отличаются по цвету. Например: Марс красная планета, Уран зеленая планета. А наша земля - голубого цвета. Почему? Как вы думаете? (на ней есть воздух и вода, необходимые для жизни).
-Да, наша планета голубая. Астрономы называют ее «голубой жемчужиной Вселенной». Жемчуг - драгоценный камень. Он очень красивый. Так и наша Земля очень красива. Она единственная планета, на которой есть жизнь. Чтобы вы лучше запомнили названия планет, я расскажу вам сказку:
Живет во вселенной дружная семейка - Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей - планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружат планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий. Самую красивую доченьку Венерой, а самую добрую Землей. Самый драчливый носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн самый серьезный и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья-спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной.
Игра-моделирование «Солнечная система».
- Что еще мы можем наблюдать в телескоп. (Физкультминутка)
Игра «Звездная мозаика» (разрезные картинки).
- Давайте поиграем. Я бросаю одному из вас мяч и говорю либо «Земля», либо «Космос». Тот, у кого мяч, называет любое слово, связанное с Землей или Космосом. Например: Земля - лес. Космос - звезда. Земля - река. Космос - планета и т. д.
- Хорошо получилось!
- А что будет, если вы не поймаете мячик?
(Верно. Мячик упадет на пол.)
- Почему так происходит?
Представьте, что вы ученые-исследователи. Давайте опытным путем докажем, почему так происходит? Проходите к своим рабочим местам. (Дети садятся за столы)
- Какой формы Земля? Показываю глобус. (Шар)
- А как Земля будет выглядеть на листе бумаги? (В виде круга) Возьмите шаблон и обведите его. На Земле-шаре - люди живут со всех сторон. Давайте и мы нарисуем на нашем кружочке - Земле- с четырех сторон по мальчику с мячиком. У всех мальчиков мячики падают вниз (рисуют красным карандашом стрелки)
Но только у одного мальчика мячик, падая «вниз» летел на нашем рисунке действительно вниз. У второго летел вправо. У третьего -влево. А у четвертого - даже вверх. А если перевернуть страницу, то у четвертого мячик -полетит вниз, у первого -вверх. Значит «низ» может быть, где угодно- и снизу, сбоку, и сверху. Низ — это Земля, земной шар. И все, что на Земле, падает на землю, летит к земному шару со всех сторон.
Опыты с магнитами:
Опыт № 1 С маленькими магнитами. (Дети с помощью магнита притягивают металлические предметы).
Вывод: Земной шар тянет к себе все, что есть кругом, как магнит тянет к себе металлические предметы.
Опыт № 2 с большим магнитом (Воспитатель с помощью большого магнита притягивает к себе маленькие магнитики детей).
Вывод: тянут друг друга к себе все предметы. Но перетягивает, кто сильнее, кто больше. А тот, кто меньше, слабее, летит к большому сильному. Солнце больше Земли и других планет, поэтому оно притягивает к себе все планеты. Поэтому они никуда не улетают, а вращаются вокруг Солнца.
Подведение итогов.
Вот и закончилась наша экскурсия в планетарий. Вы узнали много нового и интересного. Пройдет время, вы станете взрослыми. Кто-то из вас станет астрономом и откроет новую звезду. Кто-то из вас станет космонавтом и полетит к далеким планетам. И возможно встретят там инопланетян и расскажут им о нашей замечательной планете Земля. Ведь такой красивой планеты нет во всей Вселенной. Мы с вами должны любить и оберегать наш общий дом- планету Земля.
Звучит песня на слова Р. Селяниной «Звездная дорога»