Анна Захарченко
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Почва и подземные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Тема : «Почва и подземные обитатели»
Форма работы с детьми: экспериментирование; решение познавательных задач.
Программные задачи:
Познавательные:
- формировать навык опытнической деятельности;
- учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: „Почва и подземные обитатели“» размещена в разделах
Развивающие (специальные) :
- побуждать развитие фантазии,
- формировать умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
-учить взаимодействовать друг с другом
- прививать бережное отношение к природе
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация»
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Почва и подземные обитатели»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, бумажные салфетки; стаканчики с землей (по количеству детей); пословицы.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
СЛАЙД 1. Мультимедийная презентация «Почва и её обитатели».
СЛАЙД 2. Загадка.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять.
(Земля)
Воспитатель: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? ( ответ: земля, почва).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.
Что же такое почва? Как вы думаете дети? (ответы детей).
II. Основная часть.
СЛАЙД 3. Воспитатель: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно - давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений, возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
СЛАЙД 4. Воспитатель: Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва - это её правильное название.
СЛАЙД 5. Воспитатель: Она поит и кормит растения в теплое время года (а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето).
СЛАЙД 6. Воспитатель: Но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары - осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут». А что это означает? (ответы детей)
Воспитатель: Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
СЛАЙД 7. Воспитатель: Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.
СЛАЙД 8. Воспитатель: Как вы думаете, из чего состоит почва? (ответы детей)
Сейчас мы это проверим с помощью опытов.
СЛАЙД 9. ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
СЛАЙД 10. ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
СЛАЙД 11. ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)
Вывод: Почва в своё м составе имеет: перегной, песок, глину.
СЛАЙД 12. Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём.
Физ. минутка: «Мы устали, засиделись…»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз,
рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся.)
СЛАЙД 13. Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
Кто живет под землей? (ответы детей).
СЛАЙД 14.
СЛАЙД 15. Воспитатель: Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды, и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
СЛАЙД 16. Воспитатель: Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва :
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
Земля — кормилица.
СЛАЙД 17. Воспитатель: Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Кубанскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь поля богатые дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит кубанская земля ( Ответы детей: картофель, морковь, свёклу, тыкву).
СЛАЙД 18.
III. Подведение итога.
Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей). Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? ( Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)
Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
Воспитатель: Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, и Кубанская Земля дарит вам сюрприз - целую корзину душистых, спелых, румяных яблок, за то, что вы заботитесь о ней, и она любит вас.
Воспитатель: Я предлагаю вам зарисовать после занятия, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ