Татьяна Блоха
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Бабушкина кукла» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Интегрированной образовательной деятельности
На тему: «Бабушкина кукла»
В подготовительной к школе группе
Составила и провела: воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Теремок» с. Ново-Троицкое Блоха Т. А.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Бабушкина кукла“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Подготовительная группа
- Темочки
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, познавательно- исследовательская.
Цель: Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры;
Задачи:
Образовательные :
• познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега;
• расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения;
• обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок.
Развивающая:
• развивать воображение, художественный вкус.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к образовательной деятельности;
• воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
• воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев.
Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; владеет навыками самообслуживания; активно и доброжелательно воздействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: кукла в народном костюме, корзинка, куклы-обереги, мольберт с иллюстрациями способов изготовления куклы-кувадки, мяч, аудиозапись русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени».
Для детей: разноцветные нитки, ножницы, кусочки разноцветной ткани размером 10/20, 10/10 на каждого ребенка.
Предварительная работа: Создание в группе мини-музея «Русская изба». Рассматривание иллюстраций на тему: «Игрушки прошлых лет».
Чтение русских народных сказок. Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки», пословиц о труде.
Словарная работа: расширять словарный запас: оберег, кукла-кувадка; обогащать и активизировать словарь.
Проведение образовательной деятельности
Вводная часть.
Воспитатель собирает всех детей около себя.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? А что нам помогает сделать игру интересной?
(Игрушки) У вас у всех есть игрушки, расскажите какие они? (ответы детей).
Основная часть.
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель идёт посмотреть, кто пришёл. Вносит куклу в русском народном костюме и корзинку, накрытую салфеткой.
Воспитатель ведет разговор с детьми от имени куклы :
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Василиса.
- Здравствуй, Василиса, добро пожаловать к нам в группу!
- Про меня написано много русских народных сказок. Вы знаете их название?
( Ответы детей: «Баба Яга, «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» и т. д.)
-Я хочу поиграть с вами в интересную игру
Воспитатель: А давайте поиграем вместе с гостьей
Дидактическая игра (с мячом) : «Из чего, какой?» (Кукла)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из резины? (резиновая)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т. д.
Воспитатель: Ребята, Василиса принесла нам кукол, посмотрите какие они интересные.
(вынимает из корзинки и показывает тряпичных кукол). Они тряпичные.
-Как вы думаете, почему?
Предполагаемые ответы детей (Потому что они сделаны из тряпочек).
Воспитатель: Правильно. Они сделаны из разноцветных тряпочек-лоскутков.
Воспитатель: Таких кукол в далёкие времена делали мамы, бабушки для своих детей и внуков, что бы они играли, не плакали и не баловались. Давали ребё нку куколку и говорили: «Поиграй, мое дитя, и не балуйся».
Рассказ воспитателя: Кукол не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. С куклой раньше не только играли, она служила и оберегом, В старину люди верили в нечистую силу. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали куклу-оберег, чтобы она оберегала людей от болезней и нечистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом. Куклу-оберег наряжали, но никогда ей не рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить. Как вы думаете, называлась такая кукла без лица?
Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы, все «безликие».
(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом разных оберегов)
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Когда их делали, соблюдали следующие правила:
- Обереги не могут быть изготовлены для себя.
- Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить.
Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой.
В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.
Вопросы к детям:
- А вы хотите сделать оберег?
- Ребята, вы умеете трудиться? (Ответы детей).
О труде народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Поиграем в игру «Закончи пословицу». (дети встают по кругу, воспитатель говорит начало пословицы и дает ребенку куклу, ребенок заканчивает пословицу и отдает куклу воспитателю)
Была бы охота… будет и работа.
Долог день до вечера, …коли делать нечего.
Сделал дело, …гуляй смело.
Без труда не выловишь …рыбку из пруда.
Терпенье и труд… все перетрут.
О человеке судят не по делам….а по словам.
Воспитатель: Молодцы. Давайте, все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу-оберег, которая называется «Кувадка». (Дети садятся за столы)
Воспитатель:
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы кувадки. Сейчас мы с вами посмотрим, как можно сделать тряпичную куклу самым простым способом. (показ иллюстрации порядка изготовления куклы)
Сначала мы берем большой лоскут яркой одноцветной ткани размером 1020 см, скручиваем к середине по длинным сторонам. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив немного от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью другого цвета. Концы нити связываем двойным узлом. Из лоскута другого цвета размером 1010 см таким же образом делаем вторую скрутку. Нитью скрутку стягиваем узлами с обеих сторон, отступив от краев. Середину второй скрутки укладываем между концами первой скрутки до упора в завязанную нить. Плотно прижав к узлу, вторую скрутку закрепляем между концами первой скрутки яркой нитью несколькими плотными витками под второй скруткой и крест-накрест. Нижнюю часть первой скрутки слегка расправляем в пышное платье.
Вот кукла готова.
Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда за дело!
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к выполнению работы, я предлагаю
поиграть в игру: «У Маланьи у старушки».
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели (держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делала вот так (ребенок показывает любое движение).
Звучит запись русской народной мелодии «Ах, вы, сени, мои сени».
Дети приступают к изготовлению куклы – оберега. Воспитатель напоминает правила обращения с ножницами, следит за осанкой детей, за ходом выполнения работ, помогает детям по мере необходимости.
Воспитатель: Вы все хорошо потрудились, молодцы! Давайте покажем друг другу своих куколок. Посмотрите, какие они все разные получились, нет ни одной одинаковой. Это потому, что каждый из вас сделал её сам, своими руками и второй такой быть не может. Вы заберете их домой и подарите своим родным.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, думаю, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя.
- Вспомните этапы работы.
- Для чего делались куклы-обереги?
- Как называется кукла-оберег, которую мы сделали?