Светлана Орехова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».
Цель: Расширять знания детям о воздухе, его свойствах.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- формировать у детей представление о свойствах воздуха: перемещаться и переносить запахи; обладает упругостью и силой; не имеет своей формы; имеет вес; теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, образуя ветер.
- продолжать упражнять в умении сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, выдвигать гипотезы, делать выводы на основе экспериментальной деятельности;
- развивать познавательную активность, наблюдательность и мыслительную деятельность;
- способствовать обогащению активного словаря, развивать связную речь детей, развивать умение отвечать полными предложениями, вести спокойную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности;
- закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов;
- воспитывать любознательность, интерес к объектам неживой природы.
Предварительная работа: закрепление знаний о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха и цвета, мы дышим воздухом; наблюдение за ветром на прогулке.
Оборудование и материалы: закрытые пластиковые контейнеры с лимонной кожурой; две маленькие пластиковые бутылки (с крышкой и без нее) на каждого ребенка; линейка – весы; один не надутый шарик; надутые шары различной формы и размера; тонкая резиновая перчатка; 1 готовая «Живая змейка»; заготовки из цветной бумаги, для изготовления «Живой змейки» и ножницы на каждого ребенка.
Ход деятельности:
Организационный момент:
Воспитатель: Уважаемые юные ученые, мы снова находимся в нашей лаборатории. Нам предстоит изучать удивительный объект неживой природы. Вы поймете, о чем идет речь, если отгадаете загадку:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха и цвета.
Угадайте, что же это? (воздух).
Воспитатель: Совершенно верно, это воздух. Вы с легкостью отгадали загадку, потому что уже знакомы с некоторыми свойствами воздуха. Скажите ребята, что вы знаете о воздухе? (предполагаемые ответы детей: невидим, мы дышим воздухом, не имеет запаха и цвета).
Мотивационно-ориентировочный этап:
Воспитатель: Верно, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и узнать еще много интересного о воздухе. Давайте вспомним правила, которые должны соблюдать ученые в лаборатории (предполагаемые ответы детей: не мешать друг другу, работать аккуратно, быть внимательными, можно общаться, но не громко).
Опыт № 1 «Воздух перемещается и переносит запахи».
Воспитатель: перед вами закрытые контейнеры. Что в них? (предположительные ответы детей: кожура от апельсинов).
Воспитатель: А какое еще вещество находится в контейнере? (дети: воздух). Воспитатель: Возьмите закрытые контейнеры и понюхайте их, что вы чувствуете? (дети: ничего не чувствуем, запаха нет).
Воспитатель: Теперь откройте крышки с контейнеров и поставьте на стол. Что вы чувствуете? (предположительные ответы детей: запах лимонов).
Воспитатель: Мы свами знаем, у воздуха нет запаха, так почему пахнет лимонами? Как вы думаете, что произошло? (предположительные ответы детей: воздух пропитался запахом лимонной корки и вылетел из контейнера).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (предположительные ответы детей: воздух переносит запахи и перемещается).
Опыт № 2 «Воздух имеет силу, упругий».
Воспитатель: Уважаемые юные ученые, как вы считаете, воздух может быть сильным? (размышления детей).
Воспитатель: Сейчас проверим. Перед вами две маленькие пустые пластиковые бутылки. Одна из них закрыта крышкой, а другая – нет. Что в них находится? (предположительные ответы детей: воздух). Возьмите сначала бутылку не закрытую крышкой, теперь сильно сожмите ее. Что произошло? Почему бутылка смялась? (предположительные ответы детей: бутылка помялась, из нее вышел воздух). Теперь возьмите закрытую бутылку и сожмите ее с силой. Что произошло? Как вы думаете, почему не удалось смять закрытую бутылку? (предположительные ответы детей: воздух не может выйти из закрытой бутылки, не дает смять ее, бутылка упругая).
Воспитатель: Уважаемые юные ученые, какой вывод мы можем сделать? (предположительные ответы детей: воздух упругий, имеет силу). Воспитатель: Верно, воздух в закрытой бутылке не мог выйти, поэтому, когда вы давили на бутылку, он сопротивлялся, давил на стенки бутылки и не давал ей смяться.
Опыт № 3 «Воздух не имеет свою форму».
Воспитатель: У меня целая связка шаров разной формы и величины, скажите, что находится в них? Какой формы воздух в них? (предположительные ответы детей: в шарах находится воздух, он имеет форму шара, в котором находится).
Воспитатель: Теперь я надую воздухом необычный резиновый предмет – перчатку (надуваю). Какую форму принял воздух? (предположительные ответы детей: воздух принял форму перчатки).
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать: воздух имеет свою форму или нет? (предположительные ответы детей: воздух не имеет своей формы).
Воспитатель: Молодцы, а теперь необходимо немного отдохнуть и подвигаться, чтобы мы могли бы совершать следующие открытия.
Физкультминутка «Воздух»
Мы работали, мы устали (маршируют на месте,
Воздух дружно изучали (по очереди разводят руками в стороны,
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора (выполняют подскоки на месте,
Встали дружно, потянулись (встают на носочки, поднимают руки вверх,
Хлопнули в ладоши (выполняют хлопки,
И друг другу повернулись (выполняют повороты в разные стороны,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
Опыт № 4 «Воздух имеет свой вес».
Воспитатель: Уважаемые ученные, как вы думаете, воздух имеет свой вес? (предположительные ответы детей).
Следующий опыт поможет нам выяснить: имеет ли воздух вес или нет. Я держу линейку - весы, в ней, ровно посередине и по краям проделаны отверстия, в которые продеты одинаковые веревочки. Теперь мне нужны помощники. Настя привяжет к одному концу наших весов шарик надутый воздухом, а Саша привяжет к другому концу точно такой же шарик, но не надутый. Я держу линейку за веревочку ровно посередине. Что вы видите?
Как вы считаете, почему это происходит? (предположительные ответы детей: шарик, наполненный воздухом - перевешивает, он тяжелее и это значит, что воздух имеет вес).
Опыт № 5 «Живая змейка».
Воспитатель: Этот опыт поможет нам узнать, почему воздух начинает двигаться и превращается в ветер. У вас на столе круги, вырезанные из цветной бумаги, с нарисованной спиралью. Ваша задача разрезать круг по намеченной спирали, у вас получится змейка, к голове которой вы привяжите нитку. У меня есть уже готовая змейка, посмотрите, что у вас должно получиться (показываю образец детям, они выполняют задание).
Воспитатель: первую часть опыта я проведу сама, т. к. для этого мне нужна горящая свеча (зажигаю, дую на пламя). Что вы видите? Что происходит с пламенем свечи? (предположительные ответы детей: пламя свечи отклоняется).
Воспитатель: Это поток воздуха заставляет пламя двигаться. Смотрите, я держу свою змейку за нитку над горящей свечей. Что происходит? (предположительные ответы детей: змейка не опускается, кружится над горящей свечой).
Воспитатель: От свечи воздух нагревается, становится легким, поднимается вверх и не дает опускаться змейке. Какой вывод мы можем сделать? (предположительные ответы детей: горячий воздух легче, чем холодный, он поднимается вверх).
Воспитатель: Предлагаю взять своих змеек и поддержать их над батареями отопления (дети выполняют опыт).
Воспитатель: Именно таким образом происходит движение воздуха в природе: теплый воздух поднимается вверх, а холодный – вниз и получается ветер. Теперь поиграем с воздушным шаром. Кто поймает брошенный мной шар, должен сказать какой опыт ему больше всего понравился и почему (проводится игра, дети отвечают).
Воспитатель: Уважаемые юные ученые, на сегодня наши исследования закончены, вы много интересного узнали о воздухе, но еще не все. Спасибо за сотрудничество, до новых встреч в нашей лаборатории, до свидания!