Валентина Бабошкина
Конспект образовательной деятельности по музыке «В мире звуков» для детей старшей группы общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область : «Художественно – эстетическое развитие» — приобщение к искусству.
Интеграционные образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель образовательной деятельности : привлечь внимание детей к богатству и разнообразию звуков.
Задачи: «Художественно – эстетическое развитие» :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по музыке „В мире звуков“ для детей старшей группы общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
1. Создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов.
2. Интегрировать бытовые знания детей в музыкальную импровизацию.
3. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве.
4. Развивать музыкальные способности детей к организованной игре в ансамбле.
«Познавательное развитие» :
1. Познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов путём исследования разных предметов.
2. Закреплять умение детей выделять общие звуки в предметах.
«Речевое развитие» :
1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас детей по данной теме.
2. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
«Социально – коммуникативное развитие» :
1. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
2. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Физическое развитие» :
1. Развивать координированность движений и мелкой моторики при обучении приёмам игры на музыкальных инструментах : ложках, трещётках, треугольнике, ксилофоне.
Методы:
практические методы - игровая ситуация, дидактические музыкальные игры, игры на музыкальных инструментах, танцевальные движения;
наглядные методы - мультимедийная презентация, показ способов действия;
словесные методы - художественное слово, беседа, объяснение.
Приё мы: использование ИКТ; путешествие во времени; использование художественного слова; слушание звуков, музыки; рассматривание нетрадиционных музыкальных инструментов, игры на них; танец.
Предварительная работа: знакомство с разными видами музыкальных инструментов – ударных, струнных, рассматривание иллюстраций, слушание их звучания.
Материал и оборудование: музыкальный центр, экран, проектор, ноутбук, СD- диск, презентация «Путешествие в прошлое»», фонозапись звука тиканья часов, макет старинных часов, деревянные палочки, деревянный лук для извлечения звуков, деревянные ложки, трещётки, ксилофон, треугольник, хрустальные бокалы, тарелка, тазик с водой, барабан, щётки, балалайки, русские народные кепки.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас окунуться в мир звуков, но сначала мы с вами послушаем тишину.
Давайте сейчас посидим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Чтобы послушать тишину, сначала давайте настроим наши уши.
«Игра – настройка» (проводит воспитатель)
Дети: Мы тихонечко сидим и готовим уши,
Потому что мы хотим научиться слушать!
Воспитатель: Где, ребята, ваши ушки?
Дети: Наши ушки на макушке!
Дети тихо сидят, не кричат и не шумят. Тсс! (прикладывают палец к губам)
Вот наши уши, уши будут слушать (прикладывают руки к ушам)
Тсс! (постепенно замедляют речь, переходя на шепот)
Дети слушают звуки помещения (шаги людей, звон посуды и т. д.).
Музыкальный руководитель : Какие звуки вы услышали? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель :
Звуками наполнен весь окружающий мир.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и невкусный.
О том, какое множество звуков нас окружает, прочтёт стихотворение
(Имя ребенка).
Стихотворение С. Куралех «Хорошее настроение».
Я проснулся утром рано. Начал день свой, как всегда,
Но едва коснулся крана, как закапала вода.
Мама встать уже успела, вот и чайник закипел.
Где-то радио запело, за стеной сосед запел.
Заскрипели половицы, зашумел, защелкал двор –
Там на клен слетелись птицы, получился целый хор.
Шел я в садик утром рано,- журчали весело фонтаны.
Шелестели листочки. Отличный был денечек!
Музыкальный руководитель : Ребята, каждый день мы слышим разные звуки : шум дождя, пение птиц, музыкальные звуки, которые отличаются особой красотой и певучестью. Чтобы музыка звучала, человеком создано множество музыкальных инструментов. Каждый из них неповторим и звучит по — своему. А как появились музыкальные инструменты? Хотите узнать? Ну, тогда нам надо оказаться в прошлом. А как туда попасть? Прислушайтесь….
Включается аудиозапись «Тиканье часов»
Музыкальный руководитель : Ребята, вы догадались, какие звуки вы сейчас услышали? Дети угадывают, что это за звуки (тиканье часов).
Музыкальный руководитель : (обращает внимание детей на часы, которые расположены на стене). Ребята, это часы не простые, а волшебные. При помощи этих волшебных часов можно путешествовать во времени, можно попасть в прошлое или улететь в будущее.
Если стрелки золотые потихоньку повернуть –
Вы отправитесь, ребята, в дальний путь.
Давайте попробуем оказаться в прошлом, может, узнаем, как появились музыкальные инструменты?
Гаснет свет. Звучит музыка. На экране — пещера, в ней три первобытных человека.
Воспитатель: Когда-то давным-давно, в доисторические времена на нашей планете появились люди. Они были первыми, поэтому назывались первобытными…. В первобытной пещере жила одна первобытная семья. Первобытный папа был охотником, он добывал пищу и одежду. Первобытная мама была домохозяйка, она сохраняла огонь и готовила еду.
А их первобытный сынишка очень любил играть, поэтому часто находил себе разные интересные занятия. Подбрасывает мама дрова в огонь, а сынишка возьмет две деревяшки и стучит ими друг о друга. Какой звук получается, ребята?
Ответ детей : Деревянный, глухой – звонкий.
Воспитатель: Правильно, деревянный, глухой — звонкий. Давайте и мы попробуем поиграть на первобытных музыкальных инструментах. (Дети берут палочки и играют на них).
Воспитатель: А в наше время выдумщики придумали ксилофон. Ксило – дерево, фон – звук. Разные по длине дощечки прикрепили к основе и стали стучать по ним молоточком. Красиво получилось, убедитесь сами (показ детей)
Музыкальный руководитель : А у меня на столе лежит много инструментов, сделанных из дерева. Выберите себе любой деревянный инструмент (дети выбирают). Какой инструмент ты выбрал (ответы детей). Вот и получился у нас оркестр деревянных музыкальных инструментов. Давайте исполним русскую народную песню «Я на горку шла».
Исполнение детским оркестром музыкальной композиции «Я на горку шла».
Музыкальный руководитель : А что же происходит в это время в пещере? Давайте посмотрим (слайд — первобытный человек мастерит лук).
Воспитатель: Собирается, бывало, отец на охоту и мастерит себе лук. На деревянную дугу натянет тонкую жилу – тетиву и поставит лук рядом с собой, чтобы сделать другую работу. А сынок тут как тут: схватит лук и давай за тетиву дергать. То потянет, то отпустит тетиву – интересный звук получается. Попробуйте. (Дети пробуют извлечь звуки из лука).
Музыкальный руководитель : Какой звук получился?
Ответы детей : (дребезжащий, звенящий, звонкий – глухой, гулкий).
Музыкальный руководитель : А сама тетива похожа на струну. Какие современные струнные инструменты вы знаете? Ответы детей : (балалайка, скрипка, гитара, арфа, домра)
Воспитатель: Балалаечка играет, поплясать нас приглашает.
Вы, ребята, выходите, с балалайкой попляшите.
Танец с балалайками.
Музыкальный руководитель : Интересно посмотреть, чем сейчас занимаются наши предки? (Смена слайда).
Воспитатель: В это время мама моет посуду после обеда в ручье. Принесет ее в пещеру и поставит вверх дном для просушки. Посуда сделана из половинок тыквы. Тыкву съели, а высушенные корочки остались, вот и стали служить им тарелками и чашками. Подбежит сынишка к «тарелкам» и «чашкам» и давай колотить по ним палочкой. «Бом-бом-бум!» гулко звучат тыквенные половинки. Возможно, так появились ударные инструменты.
Музыкальный руководитель : Какие современные ударные инструменты знаете вы?
Ответы детей : (барабаны, бубны, маракасы, тарелки, треугольники и другие)
Музыкальный руководитель : Ребята, возьмите ударные музыкальные инструменты, давайте поиграем в игру «Карусель».
Музыкальная игра : «Карусель».
Воспитатель: Мальчишка оказался смышленым и любознательным. Постучал палочкой по пустой чашке – один звук, по чашке с водой – совсем другой звук. Вот и стал он исследовать все подряд. Вот какой умница!
Мы сейчас тоже будем заниматься очень интересным исследованием.
Исследовательская деятельность с предметами чайного сервиза (предметы чайного сервиза пустые и разные по форме).
Музыкальный руководитель : Это предметы одного чайного сервиза, они сделаны из фарфора (фарфоровые). Как вы думаете, эти предметы будут звучать? (ответы детей). Давайте попробуем извлечь из них звуки. Дети исследуют – извлекают из предметов чайного сервиза – блюдца, чашки, молочника, звуки. Как вы думаете, звуки по звучанию одинаковые? Как вы думаете, почему они разные по звучанию? (ответы детей — потому что они разные по форме).
Исследовательская деятельность с одинаковыми по форме хрустальными бокалами, но разного наполнения водой (дети пробуют извлечь звуки из хрустальных бокалов).
Музыкальный руководитель : А вот бокалы, они сделаны из хрусталя (хрустальные). Давайте попробуем извлечь из них звуки. Дети исследуют – извлекают из бокалов звуки. Как вы думаете, звуки по звучанию одинаковые? Как вы думаете, почему они разные по звучанию? (ответы детей — потому что они разные по наполняемости водой).
Музыкальный руководитель : Исследуя разные предметы вокруг нас, можно сказать, что они могут звучать и звуки разные по звучанию.
Слайд первобытного оркестра.
Воспитатель: А что же происходит в пещере? Понравилась первобытной маме такая игра, первобытному папе такая забава тоже понравилась и стали они после ужина собираться у огня и играть вместе. Вот так появились у первобытных людей музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель : Ребята, мы тоже с вами исследовали много предметов, послушали, как они звучат и создали с вами необычный оркестр в исполнении, которого прозвучит «Симфония дождя».
Исполнение детским оркестром на нетрадиционных музыкальных инструментах музыкальной композиции «Симфония дождя».
Музыкальный руководитель : Ребята, после многих исследований, проведённых во время необычного путешествия, у вас сложилось представление о том, как могли появиться современные музыкальные инструменты. Давайте вспомним, как появились ударные инструменты? А как появились струнные инструменты? (ответы детей).
Включается аудиозапись «Тиканье часов».
Музыкальный руководитель : Ребята, тикают часы. Они говорят нам, что пора возвращаться назад в свое время. Мы не напрасно побывали в прошлом. Оно нам немножко приоткрыло завесу знаний о том, как же на свет появились современные музыкальные инструменты.
Воспитатель: Ребята, после того как волшебные часы вернут нас в детский сад давайте расскажем нашим родителям, детям из других групп о нашем познавательном и увлекательном путешествии, о том, что мы интересного узнали, создав иллюстрированную книгу «История музыкальных инструментов».
Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу. В группе дети принимаются за создание иллюстрированной книги «История музыкальных инструментов», используя различный материал – цветные карандаши, восковые мелки, краски – акварель, гуашь.