Тамара Сайфулина
Конспект образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Радость послушания»
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
в группе старшего возраста (5 - 6 лет)
Тема: «Радость послушания».
Социокультурная категория - «Вера»
Подготовила: воспитатель Сайфулина Т. Ф.
г. Сургут, 2022 г.
Цель:
активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством использования художественной литературы и драматизации.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста „Радость послушания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Задачи
Образовательные:
• Наполнять духовно – нравственную категорию «Вера» - вера рождает доверие к опыту взрослых, уважение, послушание, душевный покой.
• Побуждать уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее на примере сказки «Гуси – лебеди».
• Учить детей понимать образное содержание сказки.
• Формировать умения детей вести диалог с педагогом, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию знакомого произведения, используя распространенные предложения.
• Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси лебеди».
• Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы): румяные, да наливные яблоки – это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки.
• Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие:
• Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
• Способствовать развитию у детей мотивации к послушанию взрослых.
• Развивать интерес к русским народным сказкам.
• Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, грибной).
• Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька).
• Развивать интерес к игре – драматизации, путем активного вовлечения детей в игровые действия в ходе драматизации сказки «Гуси – лебеди».
Воспитательные:
• Воспитывать у детей послушание и почитание взрослых.
• Воспитывать умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.
• Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
• Воспитывать желание участвовать в жизни коллектива.
Активизация словаря:
батюшка, матушка, голубушка, послушание.
Методы и приемы:
Наглядные:
рассматривание иллюстрации по содержанию сказки «Гуси-лебеди», просмотр отрывка мультфильма «Гуси-лебеди».
Словесные:
беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово, загадки, чистоговорка.
Практические:
игра – приветствие «Встаньте дети вместе в круг», игра – драматизация, народная игра «Как у дяди Трифона», пальчиковая игра «Печем пирожки».
Предварительная работа:
Чтение сказки: «Гуси-лебеди», просмотр и обсуждение мультфильма по мотивам прочитанной сказки, обсуждение и беседа по прочитанной сказке, рассматривание иллюстраций к сказкам, игра «Собери сказку».
Материалы и оборудование:
сундучок, книга, декорации (избушка); маски (ежик, речка, яблонька, печка, элементы костюмов (косынки, венок, кепка, сарафан, рубашка); иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», конверты с пословицами; ноутбук, музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности.
Присоединение:
Игра – приветствие «Встаньте дети вместе в круг».
Дети стоят в кругу.
Встаньте дети вместе в круг, ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмись, и друг другу улыбнись.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться.
Очень всех я вас люблю, и со всеми я дружу.
Воспитатель предлагает ответить на вопрос:
- Что такое послушание? (Ответы детей)
- Радостью наполняются сердца родителей, когда маленькая дочка или сын с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к их доброму совету.
- Дети, на доске иллюстрации к сказкам, стихам. Выберите знакомые вам произведения.
-Ребята, а вы догадались, почему я принесла эти иллюстрации? (Ответы детей)
- Конечно, это сказки о послушании.
- А как вы думаете, что значит быть послушным?
- Что может случиться с непослушными детьми?
- Какие сказки о послушании, вы знаете?
- Молодцы, вы порадовали меня, а сейчас пойдемте, сядем кружком, да поговорим ладком.
- Ребята, вы уже догадались, о чем сегодня мы будем беседовать? (Сегодня на занятии мы с вами поговорим о послушании).
- Отгадайте загадку, на примере какой сказки будем рассматривать послушание?
Загадка
Утащили, злые птицы
Кроху братца у сестрицы;
Но сестричка хоть мала
Все же малыша спасла.
Что за птицы в сказке были,
И кому они служили?
Дети отгадывают: «Гуси-лебеди» (воспитатель достает книгу со сказкой «Гуси-лебеди»).
-Правильно, молодцы.
2. Беседа
- В чем ослушалась девочка родителей в сказке «Гуси-лебеди»? (Оставила братца одного и убежала гулять).
- Почему девочке сначала отказались помогать, а затем помогли речка, печка, яблонька? (Сначала девочка не послушалась их, была капризная, а затем, чтобы спастись от гусей-лебедей, проявила послушание: попила киселька с молочком, съела ржаной пирожок и лесное яблочко).
- Давайте с вами поразмышляем.
- Ребята, как вы думаете, старшие дети должны заботиться о младших?
- Как вы думаете - девочка еще раз оставит братца одного?
- Я тоже думаю, что она будет слушаться родителей.
- А вы бы хотели, отправится в эту сказку?
- Давайте вспомним главных героев сказки (распределение ролей, подбор атрибутов, элементов костюмов) и поиграем в нее.
3. Игра – драматизация «Гуси – лебеди»
Ведущая: Жили батюшка и матушка.
Были у них дочка Аленушка и сынок маленький Иванушка.
Собрались старики в город и говорят дочке:
Родители:
- Мы поедем дочка, в город, привезем тебе булочку, и платочек; а ты будь умницей, братца береги, со двора не ходи.
Ведущая: Ушли батюшка и матушка; девочка посадила братца на травку под окно, а сама побежала на улицу и заигралась.
- Ребята, встаем все в круг, поиграем с Аленушкой и ее подружками.
4. Народная игра «Как у дяди Трифона»
А у дядюшки Трифона
Было семеро детей
Семеро сыновей
Они не пили, не ели
Друг на друга смотрели
Разом делали, как я! (все движения повторяют за дядюшкой Трифоном).
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.
Прибежала девочка, глядь - нет братца!
Кликала братца - не откликается.
Девочка: Ау - Ау - братец где ты!
Ведущая: Выбежала в чистое поле - вдали метнулись гуси-лебеди.
Девочка: Верно, гуси-лебеди унесли братца.
Ведущая: Бежала девочка, видит - стоит печка.
Девочка: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка - скажу!
Девочка: У моего батюшки, и пшеничные не едятся!
5. Пальчиковая гимнастика «Печём пирожки»
- Ребята, приготовьте свои пальчики.
Тесто мнём, мнём, мнём! (Давят кулаками воображаемое тесто)
Тесто жмём, жмём, жмём! (Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно)
Пирожки мы испечём! (Лепят воображаемый пирог, перекладывая его из одной ладони в другую)
Ведущая: Бежит девочка дальше и видит, стоит яблоня.
Девочка: Яблоня, яблоня! Куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Съешь моего лесного яблочка - тогда скажу!
Девочка: У моего батюшки, и садовые не едятся!
Ведущая: и побежала дальше.
Видит: льется молочная речка - кисельные берега:
Девочка: Молочная речка - кисельные берега! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу!
Девочка: У моего батюшки и сливочки не едятся!
6. Чистоговорка
Да – да- да –в реке чистая вода (Делают волнообразные движения руками). Ду-ду-ду – в воду я зайду. (Поднимают и опускают ноги, руки на поясе).
Де-де-де - искупаемся в воде. (Изображают руками, как будто «плавают») Ды-ды-ды – выйдем из воды (Поднимают и опускают ноги, руки на поясе.).
Ведущая: Бежит девочка, а на встречу, ей еж.
Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:
- Ежик, ежик, куда гуси-лебеди полетели? Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит - стоит избушка Бабы-яги. А возле нее, сидит и братец, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка, схватила братца и побежала домой. А Баба-яга кликнула гусей-лебедей и послала их за девочкой в погоню. Бежит девочка, а гуси-лебеди совсем ее нагоняют. Куда деваться? Вдруг видит речка.
Девочка: Реченька, голубушка, укрой меня!
Речка: Съешь моего простого киселька с молочком?
Ведущая: Похлебала девочка киселька, речка спрятала их под крутой бережок, а гуси-лебеди мимо пролетели.
Ребята, а как можно сказать по-другому, кисель из малины?
Из малины - малиновый,
Из брусники – брусничный,
из клюквы – клюквенный,
Из черники – черничный,
Из молока – молочный,
Из вишни – вишневый.
Из груши – грушевый.
Выбежала девочка с братцем и дальше побежала, а гуси-лебеди ее увидели и опять пустились в погоню. Что делать? Прибежала она к яблоне:
Девочка: Яблонька, голубушка, спрячь меня!
Яблоня: Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.
Ведущая: Нечего делать - съела она лесного яблочка.
Яблонька накрыла листьями, ветками.
А гуси лебеди покружили-покричали и дальше полетели.
- Ребята, подскажите, какие бывают яблоки? (Красные, зеленые, желтые, волшебные, золотые, большие, маленькие, летние, осенние, ранние, запеченные, моченые, сладкие, кислые, спелые)
Вышла девочка из - под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси-лебеди опять ее увидели - и ну за ней! Крыльями над головой машут.
Добежала девочка до печки.
Девочка: Печка, матушка, спрячь меня?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Ведущая: Съела девочка пирожок и печь ее спрятала.
- Ребята, какая начинка бывает в пирожках?
(Из яблок – яблочная,
из груш – грушевая,
из клубники – клубничная,
из слив – сливовая,
из абрикоса – абрикосовая,
из капусты – капустные,
из мяса – мясные,
из грибов – грибная,
из картофеля – картофельные.
Гуси-лебеди пролетели мимо. Вышла девочка из-за печки и пустилась домой. Гуси-лебеди увидели и опять в погоню. Вот-вот налетят и братца вырвут. Вбежала девочка в избу. Покружились лебеди над избой, так ни с чем и улетели. Пришли старичок со старухой, видят - мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.
7. Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди». Я вижу, что вы все сегодня были внимательны и хорошо запомнили сказку. Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Эта сказка учит слушаться родителей. Если кто-то просит помощи – не отказывать. Быть признательным, если тебе помогли. Быть ответственным.)
8. Рефлексия:
Игра «Дерево послушания и непослушания».
- Посмотрите, что еще приготовил мой сундучок. Это яблоки двух цветов. Плоды послушания – красного цвета, непослушания – зеленого. Если вы довольны своим поведением берете красное яблоко, если нет – зеленое и приклеиваете на яблоню.
- Я уверена, что если мы с вами будем выполнять все правила жизни в нашей группе, то жизнь наша станет радостной и счастливой. И все ребята будут испытывать радость, от того, что они послушные. Спасибо всем, я довольна всеми, вы активно отвечали, старались!