Винера Курмаева
Конспект образовательной деятельности «Встреча с Зимушкой-зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФГОС 2015 год
ТЕМА: «Встреча С Зимушкой-Зимой»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: Курмаева Винера Рашитовна, воспитатель МБДОУ Чкаловский детский сад
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект образовательной деятельности 4
III. Список литературы 13
Пояснительная записка
Актуальность
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Встреча с Зимушкой-зимой“» размещена в разделах
Тема «Встреча с Зимушкой - зимой» актуальна, т. к. необходимо постоянно расширять представления детей о взаимосвязи времени года и сезонных изменениях, происходящих в природе. Данная тема побуждает помогать живой природе. В современное время давать детям элементарные научные знания о природе необходимо, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам.
Место темы в системе знаний
Занятие организуется в рамках закрепления представлений о годичном цикле смены времён года, характерных признаках времён года.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
2. Вид деятельности детей Познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная художественно-творческая
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности "Встреча с Зимушкой-зимой"
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Игровые (развивать эмоциональный отклик на красоту природы)
Коммуникативная (беседа)
Познавательно-исследовательские (рассматривание картины, опытническая работа, высказывание своего мнения о нем)
Музыкально-художественные (слушание песни)
Двигательные
3. Интеграция образовательных областей Речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие
4. Возрастная группа: Старшая группа 5-6 лет
5. Цель: Развитие познавательно-исследовательских способностей у детей старшей группы на примере изучения временных изменений в природе.
6. Задачи:
6.1 Формировать умения отмечать и называть сезонные изменения в природе;
Способствовать умению отличать перелётных птиц и зимующих;
6.2 Развивать познавательный интерес у детей к изучению свойств соли;
6.3 Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения за изменениями живой и неживой природы в зимний период;.
6.4 Расширять знания о птицах, временах года;
6.5 Воспитывать чувства любви к окружающей природе
7. Планируемые результаты:
7.1 - ребенок знает сезонные изменения в природе;
7.2 - умеет отличать перелетных птиц и зимующих, умеет их называть;
7.3 - у ребенка сформирован интерес к изучению свойств соли;
7.4 - ребенок называет времена года их приметы;
7.5 - ребенок самостоятельно способен создать поделку по образцу
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование.
Зрительный ряд: иллюстрация"Исправь ошибки", картины по теме "Зимние забавы"
Музыкальный ряд: мелодия А. Вивальди времена года "Зима"
Дополнительное оборудование: письмо, мешочки с солью;
Для рисования: салфетки, соль, клей, подставка, кисти, картон на каждого ребенка, снежинки, фломастеры.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Наблюдение за сезонными изменениями в природе во время прогулки;
Подготовка слайда «Путаница», оформление группы
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Здравствуйте ребята. Интересно что за следы ведут нас куда-то. Дети идут по следам и находят письмо: «Здравствуйте ребята. Пишет вам старый друг Умка. Я очень долго ждал прихода зимы ждал, когда уже ляжет снег и можно будет слепить снеговика и построить ледяную горку. Но зима все не приходит, и я решил пойти и встретить ее. Где же она? Может заблудилась? А я ведь северный медведь и мне так хочется зимы.
1.2 Мотивация деятельности детей Ребята, наш друг отправился в путешествие как бы он не попал в беду давайте пойдём и найдем его. Объясним, что само по себе нечего не бывает и на смену осени конечно же придет зима. Ребята. Что-то мы загрустили и нашему другу Умке то же очень грустно в путешествии одному.
Как мы можем ему помочь?
Что для этого нужно сделать?
Подарим хорошее настроение для всех нас и конечно же для нашего Умки. Для этого мы поделимся с ним замечательным настроением. Д/и «Передай настроение по кругу»
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Беседа.
Умка отправился в путешествие для чего?
А вы думаете почему же еще не наступила зима?
Как же нам быть?
Ребята, вы смелые?
А вы отважные?
А какого человека можно назвать смелым?
Ну, тогда это точно про вас! Ну что отправимся в след за нашим другом?
Путь будет долгим и трудным, но мы с вами не ищем легких дорог! Вернем Умку в сад, и что бы зима заняла свое место нам нужно создать для неё благоприятные условия!
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний А вот и первое задание:
Д/ И «Исправь ошибки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая интересная картина.
Она необычная. Посмотрите на нее внимательно.
Что здесь необычного? ( Дети: Здесь все перепутано.)
Что же здесь не так? ( Дети: Зимой не бывает листопада, не цветут деревья, не растут ягоды и грибы, дети не купаются в реке, не цветут тюльпаны.)
Давайте исправим ошибки художника. Перенесем лишние картинки на календарь природы. Что обозначают цвета на календаре? ( Дети: голубая – зима, красное – лето, желтое – осень, зеленая – весна.)
Назовите, какое сейчас время года? (Осень). А какой месяц. ?Ноябрь в народе называют «полузимник», как вы думаете, почему? (Потому, что зима ещё не наступила, а первые её признаки уже появляются, например, выпадает снег).
А, какое время года следует за осенью? ( Дети: Зима.)
Давайте разберемся и выясним, что на картине изображено не так, вспомним признаки зимы, все лишнее уберем и оставим только то, что относится к зиме. ( Дети: Дни короткие, а ночи длинные; мороз; идет снег: солнце редко светит и не греет.)
Вместе с воспитателем дети убирают лишние картинки, расставляя их по временам года на календарь природы. Объясняя, что ягоды созревают летом, поэтому их прикрепляем на красный квадрат обозначающий лето. Дерево с желтыми листьями перенесем на желтый квадрат, потому что листья желтеют осенью. И так со всеми перепутанными картинками.
Вот мы и расставили всё по своим местам. Вы отлично справились с заданием. Отправляемся дальше в путь.
.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Беседа
Ребята, а какие птицы на зиму улетают в теплые края?
Какие остаются зимовать с нами? (ответ детей)
Куда они улетают?
Как называются птицы, которые на зиму улетают на юг? (перелетные)
задание. Показ презентации
Д/и «Перелетные и зимующие птицы»
Распределить изображения птиц на 2 группы, назвать птиц.
Ну вот, мороз все сильнее и сильнее значит зима уже близко. И мы свами правильно сделали задание и отправили птиц на юг, чтобы они не погибли от зимних морозов.
Физминутка.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Опытническая деятельность.
. Стук в дверь:
Воспитатель заносит посылку и письмо от Зимы:
«Дорогие ребята, я посылаю вам волшебный снег. А самое главное - этот снег не тает и будет долго радовать вас и ваших друзей»
(открывает посылку, достаёт мешочки с солью) .
Предлагает детям рассмотреть и потрогать «Волшебные мешочки».
- Интересно, что же прислала нам Волшебница Зима?
Здесь загадка:
Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (соль)
- Детям предлагают открыть мешочки и посмотреть, что внутри. Это соль.
(Дети высыпают соль в контейнеры. Предлогает потрогать, понюхать соль, попробовать её на вкус.)
- Какая соль? Где человек её использует? Что случится, если соль положить в воду?
(Ответы детей) .
Давайте проверим:
Дети растворяют соль в емкости с водой, размешивают её, пробуют на вкус.
- Сегодня мы с вами солью будем рисовать.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания А сейчас, приготовьте пальчики, отдохнем.
Физ. минутка:
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
Показ техники выполнения работы:
. Воспитатель напоминает, как нужно это делать.
Набирать на кисточку клей и рисовать клеем все, что захотите. Клей набирают чаще, мажут «погуще».
Предлагает положить кисть, взять соль и посыпать картину.
Дети превращаются в художников, и рисуют волшебным снегом картину.
Дети рисуют. Звучит тихая музыка
. Затем, когда рисунок немного просохнет лишнюю соль стряхивают в контейнер. Воспитатель интересуется: что понравилось, что получилось?
Предлагает посмотреть какие получились рисунки. Обобщает, что рисовать снегом можно не только на улице в морозную погоду, но и в группе волшебным снегом-солью.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Беседа
Что нам удалось?
А что мы сегодня делали? Для чего?
Появляется Умка: Спасибо вам ребята, за то, что вы мне помогли. Вы замечательно поработали, как настоящие художники. Теперь я буду любоваться зимней красотой покажу своим друзьям Вот и подошло к концу наше путешествие!
Понравилось ли вам оно?
Что понравилось больше всего?
Чем мы занимались еще? Ребята, смотрите пошел снег. На снежинках есть кружочки, нарисуйте личико с улыбкой или без, изобразите свое настроение.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Организации выставки «Зимний лес» В конце занятия оформляется экспресс- выставка. В детском саду
4.2 Изготовление кормушки для птиц Изготовить вместе с родителями кормушки для птиц В семье
4.3 Экскурсия "Зима прекрасная пора" Беседа о красоты природы в зимние время В детском саду
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания/авт. -сост. С. Н. Николаева. -М. :ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1998.-134 с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М:Мозаика-Синтез,2014.
3. Серия наглядных пособий "Рассказы по картинкам"; "Зима"-М. :Мозаика-Синтез,2005
4. Юдаева М. В. Хрестоматия для старшей группы – Самовар, 2014.- 232 с.
5. Интернет ресурсы:
http//www.doshkolnik.ru>ecologia/10308-zimushka-zima.