Татьяна Ежкова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Спешим на помощь малышке-муравьишке!»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Т. В. Ежкова
Задачи:
Образовательные : обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера); упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела); уточнить представления о пользе насекомых. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы „Спешим на помощь малышке-муравьишке!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач. Развивать чувство равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости.
Воспитывающие: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей. Воспитывать чувство взаимопомощи по отношению к окружающим.
Материал и оборудование: Модель муравья, аудиозапись музыки и шумовых эффектов, отрывок из мультфильма «Как муравьишка домой спешил», картинки из серии “Насекомые”. Плоскостные маски (жук, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, бабочка,шмель, птица). Разрезная картинка с изображением муравья, макет дерева, набор знаков «Правила поведения в природе» изображенных на листочках, набор веточек для изготовления муравейника, ромашки изготовленные из бумаги, ткань для изображения ручейка. Гимнастическая скамейка.
Содержание:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые, нарядные! Давайте с вами знакомится. Меня зовут Татьяна Владимировна, а как зовут каждого из вас? (дети по очереди называют свои имена) Приятно было познакомиться. Я так хочу с вами подружиться…. А вы хотите со мной дружить? (ответ детей)
Ребята, мне хочется рассказать вам одну историю. Хотите послушать?
Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка, который сидел на листочке рядом с муравейником. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Предлагаю посмотреть как, как это было (фрагмент мультфильма «Как муравьишка домой спешил»). Несчастный муравьишка….Он далеко от дома…Ему нужно как то помочь…
Вы хотите помочь муравьишке вернуться домой? (ответ детей) А как нам это сделать? (ответы детей)
Что бы найти муравьишку нужно знать как он выглядит. У меня есть фотография муравьишки, по которой мы можем узнать, какой он. (Воспитатель подводит детей к столу, где лежит разрезанная на части фотография муравьишки) Ой! А что же с ней случилось? Её наверное порвал и растрепал ветер…Что же нам теперь делать? (ответы детей) Дидактическая игра “Собери картинку из частей”
(Дети собирают картинку “муравей” из отдельных частей.)
Воспитатель: Вот такой был муравьишка. Ребята, как вы думаете, где он может быть? Куда его унёс ветер? (Ответы детей. Если дети затрудняются, предложить повторный просмотр отрывка из мультфильма «Как муравьишка домой спешил», обращая внимание детей на то, мимо чего ветер проносил муравьишку).
Я предлагаю вам отправится на поиски муравьишки. Вы согласны? (ответ детей). Тогда в путь…. Что бы не потеряться нужно не отставать друг от друга, держатся рядом.
(Под музыку весело шагаем к ручейку, через который перекинут мостик).
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь ручеёк! Как нам через него переправится? (ответы детей). А какой мостик узкий или широкий? (ответ детей). Как же нам пройти по этому мостику, чтобы не упасть в воду? (ответы детей). Правильно, нужно идти аккуратно, друг за другом, не толкаться. Первой пройду я, что бы убедиться прочный ли мостик. Во время перехода, руки нужно держать в стороны, что бы сохранить равновесие и не упасть в воду. (После воспитателя дети по очереди проходят через мостик)
Воспитатель: Ребята, мы оказались с вами на полянке. Посмотрите сколько много здесь цветов! А какая зелёная, шелковистая травка, так и хочется присесть на неё! Хотите посидеть на полянке? (Ответы детей). Тогда присаживайтесь. (Звучит спокойная мелодия). Предлагаю закрыть глаза и представить жаркий летний день…. среди цветов на полянке летают бабочки … жужжат пчёлы…. А какой аромат цветов! Почувствуйте его…Какие же душистые цветы! Мы немного отдохнули, понюхали как пахнут цветы, а теперь можно открыть глаза.
Воспитатель: Эта полянка ещё и волшебная, мы не сможем через неё пройти, пока не отгадаем при помощи загадок, кто здесь живёт. Может среди её обитателей есть и муравьишка. Загадки спрятались на большом цветке? Где же она? (дети находят самую большую ромашку) Вы готовы отгадывать загадки? Тогда слушайте (Дети отгадывают загадки, воспитатель достаёт из под лепестков ромашки отгадки-картинки, и кладёт их на лепесток).
Загадки
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки.
(Кузнечик.)
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет.
(Стрекоза.)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу. Когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь?
(Жук)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
Воспитатель: Как можно одним словом назвать обитателей этой лужайки? В чем особенность строения тела насекомых? У насекомых три части тела, шесть ног. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”. А как вы думаете, какую пользу приносят насекомые людям? (ответы детей).
- Ребята, а вы хотите поиграть на этой замечательной полянке? Предлагаю вам игру, которая называется «Насекомые и птица».
Игра «Насекомые и птица»
Кто- то из вас будет птицей, остальные-насекомые. Птица прячется около дерева, а насекомые летают на полянке. По сигналу «Птица летит!», насекомые замирают изобразив какую ни будь интересную фигуру. Птица смотрит, если кто шелохнётся, забирает с собой. Давайте повторим правила игры. (1-2 ребенка повторяют правила).
Воспитатель: Молодцы! А теперь при помощи считалки я предлагаю выбрать птицу. (На участников игры надеваются маски). Игра повторяется 2-3 раза. Весело поиграли! И загадки отгадали, но муравьишку на полянке так и не нашли. Нужно искать его дальше. Предлагаю отправится в путь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь растёт какое - то дерево. Как оно называется? Почему вы так думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Здесь, наверное, что то произошло, зелёные листочки, почему то все лежат под деревом? (Под деревом лежат листочки с изображением картинок на тему «Правила поведения в природе»).
Воспитатель: Какие обычно листочки опадают с дерева? (ответы детей).
- Что же здесь случилось, как вы думаете? (ответы детей).
- Или сильный ветер оборвал листочки, или, кто то плохо вёл себя здесь. Хотите помочь дереву вернуть листочки? (ответ детей).
Дидактическая игра “Как вести себя в природе?”
- Посмотрите внимательно на листочки, на них изображены плохие и хорошие поступки, происходящие в природе, и нам нужно вернуть на дерево только те листочки, которые обозначают хорошие поступки. (Дети отбирают нужные листочки, прикрепляют их на дерево и рассказывают о правилах поведения в природе). Воспитатель: Молодцы, ребята! Дерево благодарит вас за ваше доброе дело? (аудио запись «Шум листвы»)
Ребята, а какие же поступки обозначены на оставшихся листьях, давайте о них тоже расскажем? (дети рассказывают, что нельзя делать в природе). Молодцы! Пусть эти листочки так и останутся на земле, иначе дерево заболеет от плохих поступков, которые на них изображены.
(Аудиозапись «Шум травы»)
Воспитатель: Ребята, кажется в траве кто- то шуршит, давайте посмотрим…
(дети находят муравьишку). Это же наш муравьишка! Как здорово,что он нашёлся! Он жив и здоров! А где же он будет жить? (ответы детей).
Воспитатель: А кто ни будь видел муравейник? Из чего он состоит? (ответы детей).
(Дети находят разбросанные шепочки, веточки, палочки.)
Воспитатель: Предлагаю скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей. (Дети складывают палочки и строят домик).
Воспитатель: Домик готов. Давайте же, наконец, вернем муравьишку в домик.
Воспитатель: Молодцы ребята! Муравьишка говорит вам спасибо за помощь. Ну а нам пора отправляться обратно в детский сад. В путь! (Дети отправляются обратно. Звучит весёлая музыка Около мостика воспитатель напоминает о безопасном переходе через мостик).
Воспитатель: Ребята какое доброе дело мы с вами сделали? А, каких ещё насекомых мы встретили на полянке? Кто помнит, какие особенности имеют насекомые? А как нужно вести себя в природе? Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? А что было самым трудным для вас? Вам нравится делать добрые дела? Какие ещё добрые дела вам хотелось бы сделать? Какие вы молодцы, как много вы знаете. В память о нашем путешествии мне бы хотелось подарить вам диск с записью мультфильма «Как муравьишка домой спешил». Я предлагаю вам пройти в группу для просмотра мультфильма.