Галина Венидиктова
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Берёза моя белоствольная…»
▼ Скачать + Заказать документы
"Берёза моя белоствольная. "
Цель. : |
Знакомство с творчеством В. Ф. Бокова. |
Задачи. : |
Расширить представления детей о творчестве Виктора Бокова.
Развивать умение детей работать с текстом, слушать воспитателя. Через художественные произведения продолжать нравственно – патриотическое воспитание детей: воспитывать любовь к родной природе, Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Берёза моя белоствольная…“» размещена в разделах
в частности к русской берёзке. |
Предварительная работа.
Беседы о жизни и творчестве В. Ф. Бокова.
Знакомство с произведениями В. Ф. Бокова.
Рисование иллюстрации к произведениям В. Бокова.
Слушание песен на слова В. Ф. Бокова.
Посещение детьми вместе с родителями праздника «Боковская осень».
Ход занятия.
В. Ребята, я хочу вам напомнить такие строчки:
Берёза моя белоствольная,
Отмеченная прямотой.
Какая ты нежная, стройная,
Пленён я твоей красотой.
Вспомните, кто написал это стихотворение?
Д. Это стихотворение В. Ф. Бокова «Берёза».
В. Расскажите о Викторе Фёдоровиче Бокове.
Д. Боков наш земляк, он родился в деревне Язвицы недалеко от нашего посёлка Богородское. Боков автор многих стихотворений и рассказов. Некоторые его стихи стали песнями. (звучит музыка из песен на стихи Бокова).
В. Давайте вспомним стихотворение В. Бокова «Берёза». (дети читают стихотворение).
Какое красивое стихотворение! Ребята, о чём это стихотворение? (о берёзе). Как автор называет берёзу в своём произведении?
Д. Белоствольная, нежная, стройная, отмеченная прямотой, дорогая, несравненная и т. д.
В. Ребята, объясните, почему Боков называет берёзу нежной?
Д. У неё длинные, тонкие веточки, свисающие вниз с маленькими листочками. Кора у неё нежная, белая, сияющая.
В. На Руси издавна люди ласково называли берёзку. Давайте и мы подберём к слову «берёза» красивые слова.
Игра «Подбери словечко» (стоя по кругу, называют определение и передают берёзовый лист (из картона) следующему).
В. Вот какая она, русская берёза. (выставляет изображение берёзы).Недаром берёзка нравиться поэту, он пленён её красотой.
Как вы думаете, ребята, а почему В. Боков в своём стихотворении говорит:
Берёза, ты часть моей родины,
Святая примета её?
Д. На всей территории России растёт очень много берёз, поэтому Боков говорит, что берёза часть его родины, её символ. Если люди побывали в России, то вспоминая её, всегда вспоминают русскую берёзку.
В. Правильно. В старину берёзке поклонялись как иконе. Девушки заплетали ей косы, прижимались к её стволу, делились с берёзкой секретами. Водили вокруг берёзы хороводы, плели из её веточек венки.
А дальше в стихотворении Виктора Фёдоровича такие строчки:
Шуми, дорогая, нашёптывай
О том, как в лесу ты росла,
О том, как с другими красотами
Свою несравненность несла.
Какие же красоты рядом с берёзой в лесу?
Д. Другие деревья, кусты, травы, цветы, ягоды, грибы.
В. Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в наших лесах?
Д. Клён, берёза, дуб, осина, тополь, рябина и др. (вос-ль выставляет изображения).
Физ. минутка «Деревья».
Вот в лесу стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнуться взад – вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.
В. Ребята, а вы можете по листику определить с какого дерева лист?
Игра «С какого дерева лист». (Дети выходят, берут лист, описывают его и кладут к дереву. Вос-ль спрашивает сидящих детей: «Как называется лист?», просит повторить другого ребёнка и т. д.)
В. Обратите внимание на форму листа. Что она напоминает? (крону дерева).
Да, много деревьев в лесу. Но деревья растут ещё в парках, во дворах домов, на улицах и даже у полевых дорог.
Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом В. Ф. Бокова «Три сестры». Но перед тем, как прочитать этот рассказ, я хочу объяснить вам смысл новых слов, которые встретятся в этом произведении.
Не охальничал – не безобразничал, не обижал.
Сговор – договор, договориться.
Невзгоды, горести – беды, неприятности.
Маковка – макушка, верхушка.
Несмышлёныш – маленький, глупый.
Как вы думаете, крайний дом на улице, в деревне, где находиться? (на окраине, с краю).
Что означает: раздеться догола (Остаться голым, обнажиться). Когда деревья раздеваются догола? (осенью).
А теперь, слушайте рассказ «Три сестры». (вос-ль читает, на слова «вот они полюбуйтесь: прямые, ветвистые, белоствольные» - выставляет картинку).
Понравился вам рассказ? О каких сёстрах написал Виктор Фёдорович?
Д. О берёзках.
В. Почему он назвал берёзки сёстрами?
Д. Растут рядом, похожи.
В. Чему радовался поэт, глядя на берёзки?
Д. Что люди не обломали их, не повредили.
В. Как вы думаете, о какой невидимой руке, отводящей невзгоды, говорит Боков?
В. Да, хотя они росли у дороги. Только люди берегли берёзки? (но и снег). А с кем сговорились берёзки? О чём? (с рожью, вместе волноваться, шуметь).
Что слушали берёзки вечерами? (Как пели девушки под гармонь частушки).
Сколько бы частушек за вечер не спели бы, обязательно вспомнят о берёзе.
Да, ребята, для русского человека берёзка – самое родное, любимое, сердцу дорогое дерево, о котором он всегда и везде помнит. Об этом написал и В. Боков в стихотворении «Берёза»:
И словно иконку заветную,
Твой образ в дорогу беру.
Сегодня вы очень много рассказали о берёзке и других деревьях. Вспомните, как назывался рассказ В. Бокова? («Три сестры»). Мы обязательно создадим картинку по этому рассказу. В следующий раз я познакомлю вас с другими замечательными произведениями нашего земляка Виктора Фёдоровича Бокова.