Оксана Маняхина
Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет по речевому развитию «Чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
Чтение рассказа Е. Чарушина «Что за зверь?». Составление описательного рассказа о зайце.
Цель: пробуждать у детей интерес к жизни обитателей зимнего леса – зайца; развитие связной речи детей.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет по речевому развитию „Чтение рассказа Е, Чарушина „Что за зверь?“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Задачи: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?», подвести детей к разгадыванию загадки, которая спряталась в рассказе; учить составлять рассказ о зайце из 5-6 предложений; учить подбирать слова-антонимы; развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания скороговорки; воспитывать любовь к книге, как источнику знаний.
Материал и оборудование: картина Шишкина «Зима», запись Чайковского «Зима», книга с рассказами Е. Чарушина, игрушка зайца, иллюстрации снегиря, Снегурочки, снега, снежинок, снеговика.
Словарная работа: крыльцо.
Предварительная работа: выучить с детьми скороговорку «Заяц дрожит, боится - за ним лисица мчится».
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход:
На доске висит картина И. И. Шишкина «Зима», фоном играет композиция П. И. Чайковский «Зима». Дети стоят полукругом у картины. Воспитатель: - Ребята, посмотрите – эта картина известного художника И. И. Шишкина «Зима», на этой картине изображен пейзаж. Пейзаж – это картина, на которой изображена природа. Посмотрите какие деревья? (ответы детей). - Какая природа изображена на картине? (ответы детей). Правильно! На картине Шишкина изображен зимний пейзаж. - По какому признаку вы догадались, что это зима? - Какой снег? - Назовите снег ласково. - Как мы называем явление природы, когда падает снег? - А когда падает снег и дует ветер, как называется это явление? - Что происходит со снегом зимой?
Воспитатель: - Видно, что прошел снегопад, поэтому ветви под грузом снега свисают вниз. Непроходимый мрачный лес в сочетании легкого и воздушного снега, заставляет почувствовать свою силу природы, наступление холодов. Молоденькие елочки также притаились под снежным покрывалом.
– И сейчас я хочу вас познакомить с рассказом Евгения Чарушина «Что за зверь?», но этот рассказ необычный, в рассказе есть загадка, которую вы должны отгадать. Присаживайтесь на стулья и слушайте внимательно.
Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце — всё покрылось снегом.
Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце в снегу какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И по ступенькам следы, и на крыльце следы, и в саду следы. «Вот интересно-то! — подумала девочка Катя. — Что за зверёк тут ходил? Это надо узнать». Взяла Катя котлетку, положила её на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя и скорей на крыльцо — смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит — котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку, а положила вместо неё косточку из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит — косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит — морковки нет. Зверёк приходил и всю морковку съел!
Воспитатель: - Кто приходил к Кате? (Дети отгадывают загадку и приходят к выводу, что это был заяц. Воспитатель показывает игрушку зайца). - Да, действительно это был заяц. Расскажите мне пожалуйста, что вы знаете о зайце: какое это животное дикое или домашнее, почему, какой образ жизни он ведет зимой, чем питается, какие у него враги, как он спасается от них? (Дети составляют рассказ о зайце. Воспитатель выслушивает 2-3 ответа). – Молодцы ребята. А теперь подберите мне слова - определения к слову «заяц», какой он? Маленький, трусливый, беленький, серенький, быстрый, длинноухий, дикий и т. д.
Физкультминутка «Зайчики».
Девочки и мальчики
Представьте, что вы зайчики
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать
Лапки вверх, лапки вниз
На носочках подтянись
Влево, вправо поклонись
Поклонись и подтянись.
Воспитатель: - А сейчас зайка предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Тихо-тихо как во сне
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые… (снежинки)
На поляны, на лужок
Тихо падает… (снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка… (снегурка)
На снегу то посмотри
С красной грудкой… (снегири)
(На доску прикрепляются иллюстрации отгадок.)
- Молодцы, все отгадали. А сейчас зайка предлагает поиграть в игру «Наоборот». Вы послушайте начало предложения и закончите его.
-Летом заяц серый, а зимой…
-У лисы хвост длинный, а у зайца…
-Черепаха ползает медленно, а заяц скачет…
-У волка уши короткие, а у зайца…
-У белки дом на дереве, а у зайца…
-Лев смелый, а заяц…
Воспитатель: - Ребята, про трусливого зайца мы знаем скороговорку:
-Заяц дрожит, боится - за ним лисица мчится. (Дети проговаривают сначала медленно хором, а потом быстрее. Можно выслушать индивидуальные ответы детей у кого четко и быстро получается).
- Молодцы ребята! Хорошо справились со всеми заданиями. Наше занятие закончилось. Что вам понравилось, а что не понравилось?