Светлана Трусова
Конспект образовательной деятельности по конструированию в старшей группе «Чудесные ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности (познавательная деятельность + конструирование) в старшей группе.
Тема: «Чудесные ложки»
Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.
Способствовать развитию продуктивно-творческой деятельности через конструирование.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по конструированию в старшей группе „Чудесные ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
- образовательные : познакомить детей с историей возникновения ложки, видами ложек.
Расширить представления детей о процессе изготовления деревянных ложек
Обогащать словарный запас за счё т слов: («ложкарь», «ложечник», «едалка», «хлебалка»); формирование умения изготавливать героев для театра ложек.
- развивающие: развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей, расширять интерес к народной культуре.
-воспитательные: воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей, воспитывать интерес к продуктивной деятельности.
Тип занятия – ознакомительное.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности : коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Методы – словесные, наглядные, игровые, практические.
Формы познавательной деятельности детей :
- фронтальная;
- групповая.
Материал и оборудование: разные виды ложек, сундучок, пластиковые ложки, пластилин, цветная бумага, ножницы, карандаш, бусины, пайетки, резинки, ткань.
проектор, мультимедийная доска, ноутбук.
Предварительная работа: чтение стихов, сказок, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель:- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
(Воспитатель вносит сундучок в группу).
Воспитатель: Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка :
1) Сама не ем,
а людей кормлю.
2) Долго черпал экскаватор
Суп, картошку и салаты.
3) Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка).
Воспитатель: Ребята, а какие ложки вам известны?
Дети: металлические, из пластмассы, из дерева (простые и расписные) (рассматривают ложки из сундучка)
Воспитатель: Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, как появилась эта незаменимая помощница? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда-то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край, доставать руками остатки еды на дне.
Самая первая ложка была вытесана из камня, была она очень тяжелая и неровная.
Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка.
Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи. Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками (демонстрация деревянной ложки)и называли их хлебалка или едалка.
Знатные, богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, очень долго служили, а у деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды. Родиной деревянной ложки считается город Семёнов Нижегородской губернии. Этот город основал Семён-ложкарь. Вскоре в каждой российской деревне научились делать деревянные ложки.
В работу шли мягкие породы деревьев (липа, береза, осина). Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки -"баклуши". Мастер, человек, который делал ложки, назывался ложкарь.
Из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Каждая ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.
Вырезанную резчиком ложку расписывал художник. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Круглые хохломские ложки расписывали черными, красными, золотистыми диковинными цветами, веточками и ягодами. Какие же получались яркие ложки, невозможно глаз отвести!
Ложку всегда носили при себе бояре в особых футлярах, а бедные люди за поясом, солдаты за голенищем сапога. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет.
Воспитатель: Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого-то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто-то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из-за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать, только спросив разрешения.
Воспитатель: Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего.
Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего.
Но деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор даже их используют. - Скажите, ребятки, а еще деревянную ложку для чего можно использовать? (Ответы детей)
Воспитатель:Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную.
(Дети пробуют играть на ложках.)
Умельцы игры на ложках, называются ложкари.
Что можно делать ложкой?
Воспитатель: Немножко устали? Я предлагаю поиграть.
Воспитатель:Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку!
Игра «Картошка»
Участвуют 5 – 7 детей. Из корзины на пол высыпается картофель. С помощью столовой ложки дети должны с пола собрать всю картошку, не помогая рукой. Победитель тот, кто больше всех соберет клубней.
А еще из ложек делали куклы. Их разукрашивали карандашами или приклеивали глазки и ротик, волосики, наряжали в платочки и играли.
Простые люди не могли купить дорогую куклу, а их детям тоже хотелось иметь игрушки.
А давайте вспомним, в каких сказках упоминается ложка. «Как Тит ложку искал», «Жихарка».
Вос: Давайте и мы смастерим куколки. Я приготовила вам картинки с героями сказок и заготовки для каждой куколки, выберите,кого бы вы хотели смастерить.
Прежде, чем приступить к работе, давайте немного поиграем Физминутка: (дети встают возле своих стульчиков).
Вот большой стеклянный чайник, Надули животики, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другую изогнули — «носик».
Вот фарфоровые чашки, Присели, Руку на пояс.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над
Голова на тонкой ножке. головой.
Вот пластмассовый поднос, Руки сомкнули перед собой, изобразив Он посуду нам принёс.
А теперь приступили к работе.
(Изготовление кукол из ложек).детям дается схема изготовления героя.
Нам понадобится: пластиковые ложки, пластилин, цветная бумага, ножницы, карандаш, бусины, пайетки, резинки, ткань.
Первый герой будет-лягушка,для этого берём ложку и зелёный пластилин, на выпуклую сторону наносим пластилин размазывая его по всей ложке.
Далее мы лепим: глаза,рот.
Далее нам понадобится цветная бумага зелёного цвета,из неё вырезаем квадрат 10 на 10 сантиметров,складываем его по диагонали и вырезаем небольшую дырочку, чтобы вставить ложку.
Из пластилина делаем воротничок,чтобы соединить бумагу с ложкой
Следующий герой-мышка.
Берём ложку, серый пластилин и также размазываем его,делаем носик, глазки, ротик и ушки.
Для мышки я выбрала бумагу голубого цвета,также вырезаем квадратик 10 на 10 и делаем дырочку, вставляем ложку. Далее лепим воротничок. Мышка готова.
Следующий герой -зайчик. Для зайчика я оставила белую ложку,просто на неё прилепила мордочку и ушки. По образцу предыдущих героев делаем одежду. Зайчик готов.
Следующая будет-лиса. Понадобится оранжевый пластилин. Лепим мордочку и ушки.
Оформляем одежду оранжевой бумагой и соединяем с ложкой, как у предыдущих героев. Лиса готова.
Таким же способом делаем медведя.
И так у меня получились герои сказки "Теремок".
Игрушка готова!
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
как их хочешь поверни.
1,2,3,4,5.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
и работать захотели.
Итог:
Воспитатель. Ребята о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Воспитатель. Для чего нужны ложки?
Дети: Можно играть. Устраивать театр. Можно ими есть. Просто положить на полочку, чтобы было красиво.
Воспитатель. Правильно ребята, у нас с вами есть настольный театр, кукольный, а теперь ещё будет театр «Ложек»
-Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
Дети: (ответы детей).
Восп:Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.