Татьяна Жеребцова
Конспект образовательной деятельности «Насекомые» (старшая группа детей с ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания
Развивать воображение, умение формулировать свои ответы, обогащать словарь детей по теме «Насекомые». Способствовать развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления, эмоциональной отзывчивости;
Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
Оборудование:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Насекомые“ (старшая группа детей с ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Демонстрационный материал: Скатерть зеленого цвета, листья, цветы, деревья, грибы, вырезанные из цветной бумаги. Фигурки насекомых, письмо. Схема - модель «Признаки живого», «Схема развития бабочки».
Раздаточный материал: бумажные бабочки, закрепленные на палочки, по количеству детей, зашумленные картинки, цветные карандаши.
Ход занятия:
В: Читает стихотворение «Утром на работу шла, письмецо у нас нашла,
Там такое предложенье:
На полянку в лес пойти,
Вы согласны, дети?
Д: да.
Собираемся тогда» (дети идут по группе, проговаривая слова)
«Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая выше ноги,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто шагал так ловко, быстро?
Не споткнулся, не упал?
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью. На нашей полянке никого нет.
В : Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте, будьте внимательны.
(Дети дают ответы, воспитатель выкладывает насекомых)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (муравей)
Спинка в веснушках.
«ах, как неловко!»-
И покраснела… (божья коровка)
Наткет, наплетет,
Сядет и добычу ждет (паук)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
И звук ж все твержу. (майский жук)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (стрекоза)
На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
В : Вот сколько маленьких жителей появилось на нашей полянке. Как можно назвать их, одним словом?
Д: Насекомые.
В: Как вы думаете все ли тут насекомые?
Д: да (нет)
В: Паук - это не насекомое, у него 8 лапок, а не 6 и нет крылышек на спине. Дети, можно паучок погостит у насекомых, а мы с вами отдохнем, я предлагаю вам превратиться в кузнечиков:
Разминка «Кузнечики»
«Мы кузнечиков ловили,
по траве за ним ходили
Он прыг-скок, а мы шажок,
так до нитки и промок»
В : Нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо это – то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Посмотрите сюда. (Показ схемы развития бабочки. См. приложение №1)
В : Она откладывает много яиц, часть склюют птицы часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть уцелеет, из них появиться гусеницы, Пройдет время и превратиться гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду, а из куколки появиться бабочка: зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появиться крылышки, а потом и вся бабочка.
Сначала крылья у бабочки будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдет час - другой и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит.
Гимнастика для глаз «Бабочка»
В: Предлагает детям взять в руки бабочек и сделать гимнастику для глаз с ними.
«Бабочку мы в руки взяли,
С ней немножко поиграем.
Вдаль на бабочку смотри,
Близко к носу поднеси.
Бабочки вправо полетели —
Дети вправо посмотрели.
Бабочки влево полетели —
Дети влево посмотрели.
Бабочки порхают,
Детки глазками моргают!
Раз, два, три — глаза закрой.
Раз, два, три — глаза открой»
(Упражнение выполняется 2 раза.)
Психогимнастика
В: Предлагаю вам, ребятки, превратиться в бабочек.
Дети выполняют движения, в соответствии с текстом. Затем свободно двигаются под музыку.
Спал цветок (присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки.)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел. (Выпрямить спину, подняться, слегка покачаться вправо-влево, отвести руки назад – «вырастают крылья»)
Солнце утром лишь проснется-
Бабочка кружит и вьется. («Летать», имитируя движения бабочки)
В: Отдохнули, полетали, а сейчас возвращаемся на нашу полянку.
В: Дети, как вы думаете,есть ли у насекомых враги?
Д:+
В: Кто?
Д: Птицы, люди.
В : Как насекомые спасаются от врагов? Обратите внимание на их окраску.
Посмотрите на кузнечика. Почему он зеленый?
-Почему майский жук коричневый?
Предполагаемые ответы детей (Кузнечик живет в траве, майский жук - на ветках деревьев).
В : Зачем им нужна такая окраска?
Д: Защищаться от врагов.
В : А сейчас я предлагаю вам взять любое насекомое, и спрятать его на нашей красивой полянке.
Дети берут насекомых, размещают их на дереве, под листок, под шляпку гриба и др.)
• Стрекоза, она прячется под сухой лист и старые гнилые коряги.
• Божья коровка зарывается в землю, или забиваются в щели коры деревьев.
• Муравьи великолепные строители, зимуют в своих муравейниках.
• пчёлки – в дупло
• жуки – забираются в кору.
• бабочки - под кору деревьев,
Воспитатель обращается к каждому ребенку : Почему ты выбрал это место? Зачем твоему насекомому, такая окраска?
В: Посмотрите на божью коровку. Она яркая, ее хорошо видно и на траве, и на коре деревьев. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (предполагаемые ответы детей)
В: Оказывается божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть свой секрет: она сама умеет, защищается от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Она ярко-красная, чтобы ее все видели: есть ее опасно!
В : Почему божьих коровок и насекомых не надо трогать? (Они живые.)
В : Как это можно доказать? (Для ответов используется схема «Признаков живого».)
В: Да насекомые живые, их нельзя обижать. Ими можно любоваться: интересно смотреть, как они летают, прыгают, играют, как они жужжат.
В: Наше путешествие подошло к концу.
«На полянке побывали,
Насекомых повидали,
Возвращаться нам пора,
Детский сад нас ждет всегда.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вот и в группе мы опять».
В: Что узнали на занятье, мы закрепим в рисованье,
предлагаю вам игру «Незаконченное изображение»
В : Посмотрите внимательно на картинку, найдите какие насекомые спрятались на ней и раскрасьте понравившееся В:- Молодцы, ребята. Вы ярко и красиво нарисовали всех насекомых.
Литература
А. А. Плешаков «Зеленые страницы» М. : «Просвещение»,1994г. ,
Т. Д. Нуждина «Мир животных и растений». Энциклопедия для малышей
Ярославль: «Академия развития».1997г.