Татьяна Бабичева
Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие речи (фонетической стороны, грамматического строя, словаря, связной речи).
Задачи:
Воспитательные: воспитывать навыки совместной работы, интерес к родному языку.
Развивающие : развивать память, внимание, мышление, речь, познавательный интерес, мелкую моторику, воображение. Развивать умение внимательно слушать сказку.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Обучающие: закреплять представления о внешнем виде и голосе диких животных, среде их обитания. Активизировать словарь по теме, называть диких животных по словесному описанию. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Осваивать действия замещения персонажей сказки предметами – заместителями (кружками разных цветов).
Активизация и обогащение словаря: заяц, лиса, волк, собака, медведь, нора, дупло, трусливый, вкрадчивый, хитрая, колючий.
Приемы руководства деятельностью детей на занятии :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : сюрпризный момент (появление сороки с письмом, воображаемое путешествие (через лес к дому бабушки и дедушки).
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, использование ИКТ-технологий, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : показ слайдов по тематике занятия, использование предметов-заместителей (разноцветные кружки, комментирование совместной деятельности по работе над сказкой.
4. Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, воображаемая ситуация.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, создание ситуации успеха.
Создание среды для организации и проведения занятия: текст русской народной сказки «Лиса, заяц и петух», бумажные кружки одинаковой величины, но разных цветов (белый – заяц, оранжевый – лиса, красный – петух, коричневый – медведь, серый – собака). Слайды для компьютерной дидактической игры «Один – много».
Виды детской деятельности на занятии :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Физическая.
Ожидаемые результаты:
- обогащение и активизация словаря;
- формирование умения выбирать верные грамматические формы слов в зависимости от числа;
- развитие умения рассказывать отдельные эпизоды сказки;
- актуализация представлений о диких животных;
- формирование умения действовать с предметами-заместителями;
- формирование навыков совместной деятельности;
- формирование навыков бесконфликтного общения с использованием формул речевого этикета.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок проявляет познавательный интерес (задает вопросы, внимательно слушает).
1. Повторяет отдельные эпизоды сказки.
2. Общается доброжелательно, не провоцируя конфликты.
3. Проявляет самостоятельность.
4. В случае затруднений обращается за помощью к воспитателю.
5. Проявляет эмоции.
6. Объясняет выбор.
План занятия.
Вводная часть.
Сюрпризный момент – появление сороки с письмом.
Внутренняя мотивация на деятельность.
Основная часть.
Воображаемая ситуация.
Определение цели.
Презентация «Угадай звуки животных».
Упражнения для формирование грамматического строя «Один – много».
Пересказ сказки с использованием предметов -замесителей.
загадки про животных, игра с мячом.
Заключительная часть.
Оценка деятельности.
Мотивация на последующую игровую деятельность.
Ход занятия
Этап Содержание
Деятельность
педагога Деятельность
воспитанников
Вводная часть Ребята, вы слышите, кто поет за окном?
(аудиозапись «Песня сороки»)
Посмотрите, кто к нам прилетел? (ответы детей)
Правильно, это сорока. Сорока к нам не просто так прилетела, она нам принесла письмо. А вам интересно от кого это письмо? И мне очень интересно. Дети слушают аудиозапись, отвечают на вопросы.
Основная часть Это письмо от бабушки с дедушкой, которые живут в деревне, очень соскучились и просят навестить их. Пойдем? Включается музыка походная.
К ним мы пройдем через небольшой лесок, в котором живут разные животные. (Показ игрушек). Смотрите, вот хитрая лиса. А вот ее семейство. Это – … (лисы). Лиса живет в норе. А вот волчок – серый бочок. А ели нам встретится несколько этих животных, мы назовем их… (волки). А вот еж. А вот и его семья! Это … (ежи). А вот и медведь из берлоги. А в его берлоге остались еще… (медведи).
Дети слушают, соглашаются навестить бабушку
Воспитатель показывает картинки. Дети отвечают на вопросы, верно формулируя грамматические формы единственного и множественного числа
Вот мы и добрались до дома бабушки и дедушки. Нас встречает бабушка и провожает в дом. Скажите, а что больше всего на свете любят делать бабушки? Правильно, рассказывать сказки. Но сегодня все будет наоборот и мы расскажем бабушке сказку «Кот, лиса и петух», которую мы читали на прошлом занятии.
Педагог показывает слайды презентации (изображения заиньки, петуха, собак) и напоминает детям сюжет сказки: Лиса выгоняет зайку из избушки. Зайчик плачет. Мимо идут собаки, и спрашивают, что у него произошло. Узнав, что лиса выгнала беднягу, они обещают разделаться с захватчицей, но у них не получается. Затем пожалеть зайчика приходит медведь, он тоже обещает выгнать лису, но у него это не получается.
Последним приходит петух, которому удается испугать разбойницу своей косой, выгнать ее из избушки. С тех пор жили зайка и петух вместе да добра наживали.
Педагог: а теперь посмотрите на эти разноцветные кружки. С их помощью мы перескажем сказку. Как вы думаете, кружком какого цвета мы обозначим зайца? Правильно, потому что зайчик зимой белый. Каким кружком будет лиса? хитрая лиса – рыжая, значит кружок выбираем оранжевый. Каким кружком обозначим медведя? Почему? Собак? Почему? А у петуха – яркий красный гребешок, какой по цвету кружок ему подойдет? Красный кружок).
Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте. Когда вы услышите название сказочного героя, кладите на стол кружок определенного цвета и говорить так, как говорить это животное (зайчик говорит испуганно, тоненьким голосом, лиса – вкрадчиво, медведь – громко). Дети с помощью воспитателя пересказывают сказку и передвигают кружки. Воспитатель хвалит детей, говорит, что бабушке и дедушке очень понравилась сказка.
-Ребята, послушайте, что за звуки слышны (аудиозапись «Весенняя песня»)
-Правильно, это птички поют, кричат животные, и вода шумит. Помогите угадать, кто из животных подает нам голос.
Презентация «Звуки животных». Дети угадывают животных (диких и домашних) по голосу, а затем на слайде появляется изображение животного).
А сейчас я предлагаю вам встать в круг и отгадать загадки про животных. Кому я мяч кину, тот отгадывает загадку.
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная … (Белка)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж)
Педагог: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и подышать свежим деревенским воздухом прежде чем отправиться обратно.
Упражнение «Дыши правильно».
Делаем глубокий вдох. Животик стал похож на мячик. Выдыхаем воздух – образовалась ямочка. Это упражнение на развитие ротового выдоха.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Пойдем? Включается музыка. Дети выполняют задание, отвечают на вопросы педагога, слушают сказку, выполняют действия замещения с учетом цвета бумажных кружков, повторяют отдельные эпизоды сказки.
Дети отгадывают загадки, играют в игру с мячом
Дети выполняют дыхательные упражнения
Заключительный этап.
Рефлексия.
Ребята, какую сказку мы рассказали бабушке и дедушке?
Что было вам интересно?
Бабушка и дедушка вам дарят новую книжку со сказкой.
-Вы ребята, чудо право!
Постарались вы на славу! Дети делятся эмоциями и впечатлениями