Игумнова Оксана
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ЗПР «К нам весна шагает»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Расширять словарный запас детей, развивать связную речь.
Задачи.
Образовательная : уточнить и систематизировать знания детей о признаках весны; обогащать и активизировать словарный запас по теме «Весна», подбирать слова признаки, слова действия.
Развивающая : формировать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику; пополнять активный и пассивный словарь детей.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детей с ЗПР „К нам весна шагает“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная: воспитывать у детей навыки к учебной деятельности; умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать способность наблюдать и видеть красоту природы; воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.
Словарная работа: ранняя, лучистое, капель, журчат, пригревает, припекает, проталины.
Материал и оборудования: картинки времен года, картинка солнышко, лучики для солнца, магнитная доска, письмо, подарки для каждого ребенка «маленькое солнышко», мяч, телевизор, ноутбук.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе; рассматривание репродукций картин по теме «Весна»; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок о весне; разучивание физминутки «Весна», пальчиковой гимнастики «Весна на ладошках».
Ход занятия:
Дефектолог: Ребята, давайте прислушаемся, кто это так тихо прошагал за окном. Вы ничего не слышали?
( Дефектолог: читает стихотворение)
И никто из нас не слышал, как листок из почки вышел,
Как зеленые травинки тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел, и повсюду тишина.
Это значит, это значит: тише всех пришла весна.
Дефектолог: - (Стук в дверь, передают письмо).
К нам в группу пришло письмо, давайте посмотрим и узнаем кто его написал.
(открывает конверт, внутри лежит письмо и картинка «солнышко без лучиков»).
Письмо от Весны. Сейчас мы с вами прочитаем. «Здравствуйте, ребята! Зима никак не хочет уходить. Она забрала у солнышка его лучи. А без них не будет ни звонкой капели, ни проталинок, ни ручейков, ни первых цветов. На деревьях не набухнут почки, не появятся листочки. Скучно нам будет без насекомых и птиц. Дети, помогите вернуть лучи солнышку. За каждый лучик Зима просит выполнить задание.»
Дефектолог: - Что это? (показывает картинку) (Солнышко). Как вы думаете, какое настроение у него? (грустное, печальное, хмурое). Покажите, какое бывает хмурое Солнышко. (Дети показывают).
Дефектолог: - Дети, поможем Солнышку вернуть лучики? (Да).
- Но для того, чтобы ему помочь нужно выполнить задания.
- Первое задание. Послушайте загадки и отгадайте их:
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает? ( Ответ: весной)
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
— Вот и к нам пришла… ( Ответ: весна)
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят… ( Ответ: листочки)
Дефектолог: - Правильно, все загадки отгадали. (Прикрепляем к солнцу один лучик).
Сейчас, ребята, выполним второе задание, вспомним признаки весны. Отвечать предложением, начиная со слова «Весной». Например:
Весной ярко светит солнце.
Дети: - Весной небо стало высоким и голубым.
Весной тает снег.
Весной появляются первые проталины.
Весной слышна капель.
Весной идет дождь.
Весной появляются первые цветы: подснежники и мать-и-мачеха.
Весной набухают почки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые.
Весной с теплых краев прилетают перелетные птицы.
Весной люди надевают легкую одежду.
Дефектолог: - Правильно, молодцы! Назвали много признаков весны.
(Прикрепляем к солнцу второй лучик).
Дефектолог: - Следующие третье задание. Выполнить правильно пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Весна на ладошках»
Ура! Весна уже пришла (Хлопаем в ладоши)
Капель на улице слышна. (Взмахиваем кистями рук по очереди)
Кап-кап, кап-кап. (Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
Кар-кар и чик-чирик – (Ритмично соединяем большой палец с четырьмя остальными, сложенными щепотью — клюв)
Весенний шум и гам, и крик. (Хлопаем в ладоши)
Дефектолог: Вы справились. Умницы.
(Прикрепляем к солнцу третий лучик)
Дефектолог: - Выполним четвертое задание. Я приготовила много весенних картинок, но подул, сильный ветер и все картинки перемешал. Помогите, пожалуйста, выбрать картинки только о весне.
Дидактическое упражнение. «Выбери весенние картинки» Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор, картинки крепят к мольберту.
Дефектолог: - Молодцы, картинки выбрали правильно, справились с заданием.
(Прикрепляем к солнцу четвертый лучик).
Дефектолог: - Посмотрите, солнышко у нас стало веселее. Выполним еще одно задание?
Дети: - Да.
Дефектолог: - Весной хочется говорить только ласковые слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Скажи ласково» (игра проводится в кругу с мячом)
Дефектолог: Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, (ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако – облачко, вода – водичка).
У нас получилось забрать еще один лучик.
(Прикрепляем пятый лучик).
Дефектолог: - Ребята я вам предлагаю отдохнуть (физкультминутка)
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка.
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет.
(дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет.
(кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело,
(разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела,
(руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки.
(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты
(приседают и снова встают, руки поднимают вверх).
Дефектолог: - Мы с вами стали ловкими, сильными. Зима испугалась и отдала нам еще один лучик.
(Прикрепляем шестой лучик).
Дефектолог: - Ребята, помните солнышко было грустным. Как вы думаете, почему оно было грустным?
Дети: ответы детей
Дефектолог: - Правильно, у солнышка не было лучиков, их забрала зима. Мы выполнили все задания, забрали у зимы лучики и вернули солнышку. Теперь оно яркое, лучистое, ласковое, веселое. Наступила весна, просыпается природа. Я вам предлагаю посмотреть, какие изменения происходят в лесу весной. (Показ видео)
Дефектолог: - Дети, вы сегодня молодцы, справились с заданиями от Зимы. Вспомнили изменения в природе, которые происходят весной. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей)
Дефектолог: Солнышко вам дарит подарки за то, что вы выполнили задания и так много рассказали о весне. Спасибо, вы - молодцы!