Ольга Виноградова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Удивительное приключение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительное приключение»
Цель: формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы.
Программное содержание:
Задачи:
Образовательные задачи : Знакомить с понятиями: предмет, признак предмета, действие предмета. Учить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений. Закреплять умения совместно составлять не большой рассказ с использованием метода синквейна и опорой на алгоритм-модель. Уточнение, обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Воспитание интереса к художественной литературе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе „Удивительное приключение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие задачи : Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления. Учить проведению звукового анализа слова. Знакомство со звуковым анализом слов. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки.
Воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, воспитывать эстетические качества, учить выслушивать высказывания товарищей. Формировать умение работать в команде.
Оборудование: коробки 5 штук, конверты, книга, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, телефон, поднос, палочки 9 шт, картинки с профессиями.
Словарная работа.
Синквейн, его признак, действие.
Предварительная работа.
Беседы о домашних и диких животных, о профессиях, о времени года, рассматривание иллюстраций о птицах, чтение познавательной литературы, игра «Ромашка», загадывание загадок.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети сидят на коврике, играют. Зашли гости, поздоровались сели.
2. Основная часть.
Неожиданно звонит телефон. Звонок. Венера Ильшатовна говорит:
Дети, здравствуйте. Я не смогла к вам сегодня прийти, но в группе для вас я приготовила сюрприз. Но чтобы его найти, вы должны поиграть. Вам интересно? А вот загадку вам загадает Ольга Игоревна. Если вы ее отгадаете и поиграете, то вы точно найдете сюрприз. А я пока прощаюсь с вами. И потом обязательно перезвоню вам.
Воспитатель загадывает загадку детям.
Загадка:
В нашей группе уголок такой есть.
Информации о разных национальностях не перечесть.
Татары, чуваши, марийцы, мордва.
Дружбой народов Россия сильна.
Ответ: Национальный уголок.
Дети отгадали загадку, подошли к национальному уголку, увидели коробки. Все дети присели на коврик, на подушки.
Воспитатель берет поднос и ставит его на коврик. Дети увидели, что на коробках разные цифры. Воспитатель предлагает открыть одну коробку и говорит: «Зиля, как ты думаешь, какую первую коробку мы откроем?»
Ответ ребенка: «Я думаю, что мы откроем коробку под номером 1, так как счет всегда начинается с цифры 1».
Воспитатель берет коробку под номером 1, открывает ее. Там конверт. В нем игра «Профессии». Воспитатель предлагает поиграть в эту игру и говорит правила игры: «Каждый из вас выберет по одной картинке и попробует составить небольшой рассказ об этом человеке, который изображен на картинке. Воспитатель переворачивает картинки обратной стороной, ребенок подходит выбирает. Воспитатель дает немного времени подумать и рассказать. Если ребенок затрудняется, то его друзья должны ему помочь. Так по каждой профессии рассказывают все дети. Но вдруг воспитатель говорит, что в коробке есть еще один конверт. Предлагает детям его открыть. В конверте лежит первая подсказка-это буква А. Дети эту букву кладут на поднос.
Воспитатель обращается к Саше и спрашивает его, как он думает, какую следующую коробку будем открывать. Ответ Саши: «Мы будем открывать коробку под номером 2». Воспитатель открывает коробку, показывает, что там конверт, а в нем лежат различные картинки. Но прежде чем играть, воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором прикреплена схема синквейна с примером. Воспитатель говорит детям о том, что эта схема нам знакома. Это синквейн. Давайте вспомним, что такое синквейн.
Ответ детей: «Синквейн- это нескладное стихотворение, которое не имеет рифму и состоит из пяти строк.
Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать по схеме синквейна про огурец. Воспитатель поясняет, что первая строка синквейна- это предмет, а предмет-это наш огурец. Вторая строка означает признак предмета, т. е. отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? А значит огурец какой? Зеленый, овальный. Третья строка означает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Или что можно сделать с этим предметом? По схеме огурец режем, рвем и кушаем. Четвертая строка означает, что нужно составить фразу, предложение, состоящее из 4 слов, касающегося нашего предмета (по схеме огурец растет на грядке). Пятая строка означает обобщающее слово, т. е. огурец-это овощ. Вот, все вспомнили. А теперь каждый из вас выберет картинку, подумает и расскажет свой синквейн. Попробуем? Давай, Ясмина, попробуй рассказать свой синквейн по картинке, опираясь на схему на доске. Каждый ребенок, сидя на коврике, рассказывает по своей картинке. Воспитатель складывает все картинки в конверт и говорит детям о том, что в коробке еще одна подсказка есть, нужно ее открыть и узнать. Появляется еще одна буква, дети кладут ее на поднос.
Воспитатель предлагает детям открыть еще коробку и индивидуально спрашивает ребенка, под каким номером откроем сейчас коробку. Коробка №3. В ней игра «Ромашка». Но для начала этой игры, давайте послушаем стихотворение, которое нам подготовила Зиля. Зиля рассказывает стихотворение про звуки.
Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. А чтобы разделиться на 3 команды, я вам предлагаю подойти ко мне и по очереди вытянуть палочку с каким-то цветом. И та команда у кого совпадет цвет палочек, встают вместе и это означает команды готовы. Приступаем. Построились. Слушаем цель игры: «Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на полу, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук). Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.) Дети выполняют задание. А теперь проверим, правильно ли вы все собрали. Молодцы. Воспитатель убирает игру в коробку и сообщает детям о следующей подсказке, которая лежит в конверте. Дети достают букву и кладут на поднос.
Физкультминутка «Кто внимательный».
Я буду произносить твердые согласные, вы хлопните в ладоши, а если я буду произносить мягкие согласные, хлопать не надо.
Воспитатель продолжает играть с детьми. Просит открыть следующую коробку. Саша, какую коробку будем открывать? Коробку под номером 4. Здесь игра «Разбор слов по звукам». Воспитатель просит Сашу подойти к доске, прикрепить свою картинку и разложить слово по звукам, потом обьяснить. Остальные дети усаживаются за столы и работают индивидуально. После того, как Саша около доски пояснил, воспитатель просит проверить детей, правильно ли сделал твой сосед, справился ли он. Если возникли затруднения, воспитатель подходит, помогает. Дальше воспитатель говорит о коробке, что в ней тоже должна быть подсказка. Дети открывают коробку, находят букву, кладут на поднос.
Воспитатель просит Егора открыть последнюю коробку, она под номером 5. В ней находится игра «Придумай предложение». Воспитатель просит детей вспомнить, что такое предложение. Дети ответили, что это набор слов, связанных по смыслу. Дальше воспитатель просит по одному подойти и выбрать схему. Каждый ребенок подходит, берет схему, немного думает и отвечает. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает. В коробке находится последняя подсказка, дети ее положили на поднос.
Воспитатель просит детей подойти к подносу, разобрать буквы и собрать слово. Слово выложить на мольберт, прикрепив магнитами. Получилось слово: КНИГА. Молодцы. А теперь, дети, как вы думаете, у нас в группе есть книги? Где они у нас лежат? Дети отвечают: «Да, есть. Книги находятся в книжном уголке, который есть у нас в группе. Воспитатель предлагает подойти к книжному уголку и посмотреть, не появилось ли чего то новенького в уголке. Дети видят новую энциклопедию. Воспитатель говорит, что в уголке появилась новая книга-это энциклопедия. Если мы будем ее рассматривать, читать, то она нам обязательно ответит на все вопросы, которые нас интересуют. Мы будем самыми умными и любознательными. Ведь книга-это самое ценное сокровище.
Неожиданно звонит телефон. Звонит Венера Ильшатовна и говорит:
«Дети, ну как вы поиграли? Вы нашли сюрприз, который я для вас приготовила? Молодцы. Если вы нашли книгу, значит со всеми играми вы справились. А какая вам игра больше всего понравилась? Расскажите.
Дети по одному отвечают, рассказывают, что именно им понравилось. После этого воспитатель вместе с детьми присаживается на коврик и рассматривают новую книгу, обсуждают, читают ее, делают выводы.