Светлана Баканова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову;
- образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе;
- закреплять и расширять словарный запас детей по теме «Зима» словами – признаками (какой? какая);
- развивать умение детей составлять предложения, пересказывать текст, используя картинки-подсказки;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление;
- добиваться четкого произнесения слов, фраз;
Развивающие задачи:
- продолжать развивать у детей мелкую и общую моторику и координацию речи с движением;
- развивать временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать отзывчивость, умение слушать других, не перебивая; работать и играть в коллективе.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.
Чтение художественной литературы.
Наблюдение на прогулке за явлениями природы.
Загадывание загадок о зиме.
Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа.
Словарная работа. Упражнять детей в правильном подборе, признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову снег, зима. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.
Оборудование.
Мольберт, картинки по теме «Зима», «Снежок», кружки разного размера с буквами, бумажные снежинки, карточки-подсказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель.Ребята, отгадайте мою загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.
Дети. Это зима.
Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - зиме. Прослушайте отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев»
Отчалил осени корабль,
И реки льдом сковал декабрь.
Начинает календарь
Месяц с именем январь.
Белой вьюги вьётся шаль,
Весь в снегу пришёл февраль.
В. Степанов
Воспитатель. Что происходит с природой в декабре? Почему говорят, что январь начинает календарь? Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?
Назови первый (второй, третий) зимний месяц. Перечисли зимние месяцы по порядку.
Игра «Какая? Какой?»
Прикрепляю на мольберт картинку с изображением зимы (снеговика, снежинки).
Воспитатель. Что изображено на картинке? Какое время года? (Зима). Скажите, ребята, зима (какая) Белая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, суровая.
• Слова: снеговик (снежный, новогодний, зимний, румяный, холодный, сказочный, весёлый, белый).
• Снежинка (пушистая, блестящая, мягкая, искристая, серебристая, сверкающая, красивая, белая, хрупкая, необыкновенная, загадочная, прозрачная, волшебная, сказочная.)
Воспитатель. Ребята, что-то похолодало, давайте согреемся.
(Дети встают, проводится игра)
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
Воспитатель. Согрелись? А, как зимой в морозную погоду согреваются деревья и кустарники? Правильно, их согревает толстый пушистый слой снега. Сейчас мы поиграем в игру "Добавь слово". Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
(Последовательно на мольберт вывешиваются картинки со сказанными словами).
Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, что все слова очень похожи по звучанию. От какого слова они все произошли? (От слова СНЕГ). Это слова родственники. Давайте ещё раз вспомним, внутри каких слов «спряталось» слово снег. (Дети называют.)
Воспитатель. А теперь попробуем подобрать родственные слова к слову «зима»? (зимушка, зимовка, зимний и т. д.)
-Как ласково назвать зиму? (зимушка-зима)
-Какую одежду мы одеваем зимой? (зимнюю)
- Осенью звери готовятся? (к зимовке)
- Снегири прилетают к нам (зимовать).
Игра «Назови ласково» (в кругу со снежком)
Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть зимний предмет или явление, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег – снежок
Холод - холодок
Мороз – морозец
Зима - зимушка
Горка – горочка
Лед – ледок, льдинка
Санки – саночки
Снеговик – снеговичок
Ветер - ветерок
- Ребята, наши пальчики совсем замерзли от холодного снежка, давайте их согреем. Сделаем пальчиковую гимнастику.
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальцы по одному.
Мы во двор пошли гулять
Бабу снежную лепили. Имитировать лепку комков.
Птичек крошками кормили, Крошить хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались Вести правой рукой по ладони
левой руки.
А ещё в снегу валялись. Класть ладошки то одной, то
другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Отряхивать ладошки.
Съели суп и спать легли. Производить движения
воображаемой ложкой,
положить руки под щёчку.
Игра «Кто больше?»
Воспитатель. Сейчас мы устроим соревнование: кто придумает больше слов со звуком [c] по теме «Зима». За каждый правильный ответ выдаётся снежинка. (В конце игры подводится итог).
Игра «Волшебные снежки»
На мольберт помещаются кружки разного размера с написанными на них буквами.
Воспитатель. Это снежные комки. Нужно расположить комки от самого большого к маленькому и прочитать, какое слово получилось. (Горка).
Физкультминутка.
За окошком первый снег, (Разводят руки в стороны.)
Начала зима разбег. (Делают вращательные движения
рук перед грудью).
На карнизе льдинки, (Делают «выбросы» пальцами в
А вокруг снежинки. разные стороны).
Во дворе они кружатся, (Кружатся, разводя руки в
Мягко на асфальт ложатся. стороны, и приседают.)
Скоро всё здесь заметет, (Встают и делают махи руками.)
К нам зима уже идет. (Делают манящие движения
руками).
Завтра мы наверняка (Рисуют руками три
Сделаем снеговика воображаемых круга.)
И в снежки мы поиграем, (Играют в снежки.)
Жаль, что первый снег растает. (Пожимают плечами и разводят
руки в стороны.)
Часть 2.
Составление связного рассказа о зиме.
Воспитатель. Послушайте рассказ о зиме. Чтобы запомнить рассказ быстрее, вы можете смотреть на рисунки – подсказки (Вывешиваются картинки по содержанию рассказа).
«Наступила зимушка-зима. Земля, деревья и кусты покрылись белым пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Медведи, ежи, барсуки всю зиму спят, некоторые животные меняют к зиме «шубку»: заяц становится белым, а белка - серой. Зимующие птицы жмутся поближе к человеческому жилью: ищут корм и тепло. Дети могут кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки и лепить снеговиков».
Воспитатель. 1. Какое время года изображено на рисунке?
2. Чем покрыты земля, деревья и кусты?
3. Во что превратилась вода?
4. Что происходит с животными? Что делают птицы?
5. За что дети любят зиму?
Повторное чтение рассказа.
Работа с картинками – подсказками.
Раздаю всем детям по картинке. Дети рассказывают по своей картинке.
Затем картинки последовательно размещаются на мольберте и один ребенок, пользуясь ими составляет связный рассказ.
Итог.
Воспитатель. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, выполнили все задания, составили хорошие предложения и интересные рассказы. Молодцы! О каком времени года мы с вами сегодня разговаривали?