Татьяна Архипова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Уточнить и обобщить знания детей о свойствах снега.
Задачи:
Развивающие :
- развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.
Обучающие:
- формировать представление о снеге и его свойствах;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экспериментирование) детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Материалы и оборудование:
• одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег;
• одноразовая ложка;
• три емкости воды;
• кружочки разного цвета;
• половинка яблока (апельсина)
• наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
• салфетки;
• смайл – сигналы (грустный, веселый);
• медальоны – снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка;
• аудиозапись для физминутки.
Предварительная работа:
Наблюдение за снегом на прогулках. Характеристика снега: сухой (мокрый, рыхлый (плотный, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о воде, что- то вспомним, что-то узнаем новое. Посмотрите, а что это у нас на потолке? (воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки свисающие с потолка). Настоящие ли они? А когда и где можно увидеть настоящие снежинки? (ответы детей). Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше узнаем о снеге.
Игра «Это можно или нет?»
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Я по тоненькому льду
На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
А когда наступит лето
Я один уйду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Воспитатель: Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что же с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию. Но вход в нее не простой (на полу стоит дуга). Ребята, проходя через дугу, нужно ответить на вопрос «Где живет снежинка?» (дети отвечают на вопрос и пролезают под дугой). Теперь мы с вами ученые – исследователи. А скажите мне пожалуйста, кто такие ученые - исследователи? (ответы детей). Молодцы ребята. Ну, а теперь мы с вами будем выяснять, какой он снег, и каковы его свойства.
Ребята по мере того, как мы свами будем проводить опыты и делать выводы, мы будем с вами вешать на доску снежинки – со своствами снега, для того, чтобы лучше запомнить.
Дети подходят к столу, на столе стоят одноразовые тарелочки с расстаявшим снегом.
Воспитатель: Подойдите к столу. Посмотрите, а что же стало со снегом?
Дети: Расстаял.
Воспитатель: Почему? (дети делают выводы, отвечают).
(На доску крепится снежинка с изображением 1 свойства снега. На снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле).
Воспитатель: Ребята, а какой снег на ощупь (предлагает потрогать снег)
(Ответы детей)
Внимательно рассмотрим расстаявший снег. Что вы видите?
Дети: вода грязная.
Воспитатель: Ребята, а я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Можно ли есть снег?
Дети: нет, снег холодный и может быть грязным.
Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас на столе лежат геометрические фигуры, назовите их. Какого они цвета?
Дети: круги синего цвета.
Воспитатель: А теперь мы на одни круги поставим тарелочку с водой, на другие круги – тарелочку со снегом. Посмотрите, где круги видно, а где нет? Почему?
Ответы детей с выводом, что снег не прозрачный. ( На доску крепится снежинка 2 свойство: снег не прозрачный – нарисован закрытый глаз)
Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.
Воспитатель: Ребята, а давайте сравним, какого цвета вода и снег? А что еще бывает белым?
Дети: снег – белый, вода – бесцветная.
( На доску крепится снежинка 3 свойство: снег белый –в центре снежинки вата)
Воспитатель: Какие вы умницы и узнали много интресного о снеге. А теперь подумайте и скажите, как узнать, снег пахнет или нет?
Дети: Надо снег понюхать.
Воспитатель: Давайте сначала понюхаем яблоко (апельсин, какой запах чувствуете? А теперь понюхаем снег, что чувствуете?
Дети: запах у яблока (апельсина) сладкий, ароматный, душистый…а снег никак не пахнет.
( На доску крепится снежинка 4свойство: снег не имеет запаха–на снежинке нарисован нос)
Физкультминутка:
Снег пушистый все летает,
(поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает.
Сколько снегу намело.
(показывают сугробы)
Все тропинки занесло!
Мы орожки разгребем
(имитация действия)
И в снежки играть пойдем.
(шагают)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного, но это еще не все. садитесь поудобнее, смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды). Какая вода? (холодная). Во вторую нальем теплую воду. но как нам получить теплую воду?
Дети: смешать горячую и холодную воду.
Воспитатель: какую воду сначала нужно налить в баночку горячую или холодную? Почему?
Дети: Холодную, потом горячую. Потому, что от горячей воды баночка может лопнуть.
Воспитатель: В третью баночку я налью горячую воду. В эти три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег расстаял быстрее? А где медленнее?
Дети: В баночке с горячей водой снег тает быстрее, в холодной воде тает медленнее.
Делаем вывод: быстрота таяния снега зависит от температуры воды.
( На доску крепится снежинка 5свойство: на снежинке изображен градусник)
Воспитатель: Ребята, а еперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончании каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег – это замерзшая вода.
Подведение итогов.
Воспитатель: Как много мы сегодня узнали о снеге, вы были настоящими учеными – исследователями. Но нам пора возвращаться назад (выход из лаборатории такой же, каким был вход, через дугу.)
Ребята, а о том понравилось ли вам быть учеными – исследователями, я узнаю по вашим смайл – сигналам (грустный, веселый). Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? (дети могут показать как веселые смайл – сигналы, так и грустные).
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам подарить на память снежинки, которые никогда не расстают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны – снежинки детям)