Елена Корягина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Свойства муки»
▼ Скачать
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с мукой. Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу.
Задачи:
Образовательные :
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование;
- знакомить детей со свойствами муки;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Свойства муки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мука. Свойства муки
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- расширить знания детей о назначении муки в нашей жизни. ;
- продолжать учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
-продолжать формировать умение детей лепить из соленого теста, украшать изделия налепами (розочками, «жгутиками»).
Развивающие :
- развивать познавательные функции : восприятие, внимание, память, мышление, речь;
- активизировать и обогащать словарь детей;
Развивать у детей интерес к лепке из соленого теста;
- Развивать умение пользоваться различными приё мами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание;
- Развивать мелкую моторику пальцев;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать аккуратность в работе с мукой, соблюдение правил техники безопасности;
- воспитывать трудолюбие, умение организовать свое рабочее место;
-воспитывать уважение к профессии повара.
Предварительная работа:
Просмотр презентации «Зерновые культуры». Разучивание пословиц о хлебе русских народных сказок «Легкий хлеб», «Волчий хлеб», «Как курочка хлеб испекла», «Лисичкин хлеб» Пришвин.
Словарная работа: хлебобулочные изделия, ингредиенты, зерновые культуры, сито, мука, колосья, комбайн, мукомольный завод.
Оборудование:
Картинки о посадки и уборки хлеба. Картинки о правилах поведения в лаборатории, картинки с изображением свойств муки. Игрушка Колобок. Плоские тарелки, стаканы с водой и мукой на каждого ребёнка, ложки, салфетки, дощечки для лепки, стеки, соленое тесто.
Содержание ОД:
Дети захотят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей :
Воспитатель:
- К нам сегодня пришли гости, посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей. Давайте мы поздороваемся с ними и подарим свою улыбку. Молодцы! Мы сегодня вами поиграем, а наши гости посмотрят на нас.
Затем дети становятся в круг.
Воспитатель:
- А теперь предлагаю поздороваться друг с другом нашим утренним приветствием.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Воспитатель обращает внимание детей на следы на ковре, дети идут по следам и находят корзинку.
Воспитатель:
- Чьи же это следы и кто прячется в корзине? Предлагаю узнать отгадав загадку.
- Говорят, он - круглобокий,
Говорят, без рук, без ног он,
И, что от всех он убегает,
Кто же он такой? Не знает!
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто там спрятался за ширмой? (Выслушав ответы детей, достает игрушку)
Колобок: (озвучивает воспитатель)
- Здравствуйте ребята, спасибо, что назвали мое имя!
Теперь я знает, что я - Колобок, а откуда я взялся, расскажите мне, пожалуйста!
Диалог Колобка с ребятами:
- где я живу?
- почему я от всех убегаю?
- почему все хотят меня съесть?
- почему я вкусный?
- кто меня сделал таким?
- из чего меня сделали?
-а от куда берется мука?
Воспитатель:
-Ребята давайте расскажем и покажем Колобку от куда берется мука.
Дети подходят к доске на которой вывешены картинки в определенной последовательности. Рассматривают картинки и рассказывают о том как сажают и выращивают зерно:
1 картинка Всё начинается с маленького зёрнышка. Это – зерно пшеницы.
2 картинка Весной трактористы пашут землю и сеют пшеницу в землю.
3 картинка Пригревает солнышко, поливает дождь и на поле вырастают зеленые ростки.
4 картинка Осенью пшеница созревает, становится золотистого цвета.
5 картинка Колоски убирают специальными машинами – комбайнами. Собирается много зерна.
6 картинка Затем зерно везут на мука мольный завод.
7 картинка Из зерна делают муку.
Воспитатель.
-Молодцы ребята, теперь Колобку все понятно.
8 картинка А потом муку везут на пекарню, и пекарь печет хлеб.
А что бы хлеб получился мягким, вкусным нужна хорошая мука. Для этого существует специальная лаборатория в которой изучают свойства мука. А вы хотите попасть в лабораторию и узнать какими свойствами обладает мука?
- Прежде всего, давайте вспомним основные правила при работе в лаборатории.
1 Внимательно слушать инструкции.
2 Не кричать
3 Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
4 Быть наблюдательными.
5 Думать и отвечать на вопросы
Воспитатель:
- Все правильно! А сейчас предлагаю вам надеть защитную одежду и пройти в нашу научную лабораторию и узнать об интересных свойствах муки.
-Давайте рассмотрим зерна пшеницы. Возьмите зернышко с тарелки, пальчиками потрогайте на ощупь его (гладкое или шершавое, рассмотрите какого оно цвета (белого или желтого, какой формы (круглое или овальное, какое оно мягкое или твердое?
Опыт №1 «Мука имеет цвет»
Посмотрите на муку. Какого она цвета? (Белая) Значит она имеет цвет.
Вывод: Имеет цвет (Ставим обозначение «Мука имеет цвет»)
Опыт №2 «Мука имеет запах?»
Воспитатель: Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?
Вывод: Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный.
(Ставим обозначение «Мука имеет запах»)
Опыт № 3 «Сыпучая»
Воспитатель: -Теперь ложкой высыпаем муку на тарелку. Что происходит с мукой? Она сыплется, значит мука сыпучая. Она мягкая, легкая.
Вывод: Сыплется.
(Ставим обозначение «Мука сыпучая».)
Опыт № 4 «Какой вкус у муки?»
-Возьмите ложечкой чуть-чуть муки и попробуйте на вкус. Что можно сказать, какая мука на вкус? Вывод: Не горькая, не соленая, не кислая, не сладкая. Значит у муки нет вкуса.
(Ставим обозначение «Мука безвкусная».)
Опыт № 5 «На муке можно писать и рисовать»
Воспитатель: - Давайте теперь разровняем муку в тарелке, попробуйте нарисовать что-нибудь. Что мы можем сказать о муке?
Вывод: На муке можно писать и рисовать. (Ставим обозначение «На муке можно рисовать»)
Опыт № 6 «Растворяется в воде»
Воспитатель: Давайте этот опыт сделаем вместе. Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?
Дети: Растворилась
(Ставим обозначение «Растворяется в воде»)
Воспитатель: -Давайте еще добавим две ложки муки и размешаем. Определите, что получилось? Получилось жидкое тесто, смесь стала липкая, густая, белого цвета.
-В тесто можно добавить соль, сахар и яйцо получится настоящее тесто для хлеба.
-Как вы думаете из нашей муки получится хороший, вкусных хлеб?
Вам понравилось в лаборатории? -Мне тоже понравилось. Вы были настоящими профессионалами. Но я вижу вы немного устали и предлагаю вам немного поиграть с нашим веселым Колобком.
Физ. минутка- Игра с мячом «Колобка лови хлебные продукты назови»
-А теперь давайте вспомним, какие хлебобулочные изделия делают из теста.
Воспитатель детям по очереди бросает мяч, а дети называют хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
-Какие вы молодцы, всё знаете!
- Ребята Колобку очень понравилось у нас в гостях, но ему пора возвращаться в сказку. Только Колобок очень боится что его захотят опять съесть. Что же делать? Как помочь? Я предлагаю слепить угощения для всех героев сказки. Колобок угостит всех зверей и подружится с ними.
Сегодня мы с вами будем настоящими пекарями. Посмотрите во что одет пекарь? Фартуки у нас есть, а сейчас наденем шапочки и можно приступать к лепке.
А лепить мы будем из соленого теста. Из чего его делают?
Прежде чем приступить к работе нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи
Всё мы испечем в печи.
(Поочередно разгибают пальчики,
Начиная с мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх)
Воспитатель:
-А теперь нужно слепить пирожные и украсить их по своему желанию.
Дети лепят изделья из слоенного теста и украшают используя цветное тесто. Складывают на поднос свои работы.
Воспитатель:
-Какие красивые угощения у вас получились, Колобку очень понравилось. Он вас благодарит за помощь. Теперь ему не страшно возвращаться в лес.
А вам понравилось?
Воспитатель
- Ребята, сегодня мы с вами побывали в лаборатории, где изучили удивительные свойства обычного муки. Давайте вспомним их.
- Прежде всего, скажите мне, что такое мука? Как она получается?
- Какими свойствами обладает мука?
- Где используется мука?
-А сейчас давайте подарим сувениры нашим гостям на память которые вы сами слепили.
Вы были все внимательны и активны поэтому для вас ребята у меня тоже есть угощение.