Вера Садилина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие к созвездиям»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Путешествие к созвездиям»
Подготовила: воспитатель Садилина В. А.
Цель: закрепить знания детей по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Развивающие :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие к созвездиям“» размещена в разделах
Развивать речевую активность детей.
Развивать фонематический слух, координацию речи с движением, моторику пальцев рук.
Развивать познавательные процессы : зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение, память, мышление.
Образовательные :
Закреплять представления детей о космосе.
Уточнять, расширять и активизировать словарь по лексической теме «Космос»; вводить в активный словарь: День космонавтики, пришелец, созвездие, солнечная система.
Закреплять правильные образы печатных букв, знания детей о гласных и согласных звуках.
Закреплять обратный счёт и знание названий геометрических фигур.
Совершенствовать навык звукового синтеза и навык слогового чтения слов.
Активизировать фантазию и творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к родной стране.
Продолжать формировать умение воспринимать словесную информацию, осмысленно отвечая на вопросы.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Воспитывать умение выслушивать до конца ответы других.
Приоритетные образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Планируемые результаты: расширить и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Космос»; закрепить правильные образы печатных букв, знания о гласных и согласных звуках, умение пользоваться навыками обратного счёта; развивать речевую активность, творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Целевые ориентиры: имеет достаточно богатый словарный запас; умеет высказывать своё мнение; знает о значении солнца, воздуха для жизни человека; бережно относится к природе; имеет представление о смене частей суток; знает и называет геометрические фигуры; считает пределах десяти; умеет анализировать образец постройки, может планировать этапы создания конструкции; способен сосредоточенно действовать в течение 25 – 30 минут; проявляет умение работать коллективно.
Материально – технический ресурс:
для воспитателя : презентация по теме ОД, мультимедийная установка с проектором, воздушный шар, письмо с диском, мягкие кубики, эмблема с названием ракеты, «космические» звёзды из картона, «космический мешочек» с мягкими печатными буквами, демонстрационные листы со словами.
для детей: физкультурные гимнастические палки и обручи, листы с заданием «Внимательные глазки», фломастеры, счётные палочки, пуговицы, монеты, зубочистки, спички, цветная бумага.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками и буквами, разучивание стихотворений о буквах, чтение слогов, односложных и двусложных слов, речевые игры: «Придумай слово с заданным звуком», «Вставь пропущенную букву», беседа о космосе, космонавтах, рассматривание картин из наглядно – дидактического пособия «Космос», рисование ракеты.
Содержание ОД:
1. Введение в ОД (мотивация детей).
СЛАЙД 1. Визитка занятия.
Звучит весёлая музыка (песня «Детский сад»).
(под музыку дети входят в групповую комнату и строятся полукругом).
Воспитатель. Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро (обращает внимание детей жестом на окно, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро
Скорей проснись
Солнцу шире улыбнись!
Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку!
2. Совместная постановка детской цели деятельности.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в наше окно залетел воздушный шар! Посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой – то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем его и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, а в нём диск).
- Это электронное видео письмо. Очень интересно, посмотрим, ребята?
Дети отвечают (Да посмотрим).
СЛАЙД 2. Обращение Звёздочки с просьбой о помощи.
Дорогие ребята! Пропали звёзды из созвездий. Их похитили пришельцы с планеты Марс.
Я осталась совсем одна. На небе стало очень темно и страшно. Помогите вернуть звёзды в их созвездия.
ЗВЁЗДОЧКА.
Воспитатель. Что же будем делать, ребята?
Ответы детей (Поможем звёздочке).
3. Актуализация знаний детей.
Воспитатель. Звёздочка нам прислала карту с маршрутом и задания «пришельцев» (задания напечатаны на звёздах, каждая из них прономерована, выполняя которые мы будем возвращать звезду в созвездие.
- Ребята, напомните мене, а в космос летает кто?
Дети: В космос летают космонавты.
СЛАЙД 3. Изображение : портрет Ю. А. Гагарина, ракеты.
Воспитатель. Да, ребята, а первого космонавта, который успешно облетел вокруг Земли на космическом корабле «Восток» звали…. ( Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.) Произошло это 12 апреля 1961 года. Все люди планеты приветствовали первого космонавта. А через один год после этого события 12 апреля был объявлен Днём космонавтики.
Ребята, к звёздам мы можем попасть только на … (В космос летят на ракете, космическом корабле.)
Воспитатель. Верно, молодцы!
СЛАЙД 4. Изображение ракеты.
Воспитатель. Дети, прежде чем полететь в космос. Мы должны построить ракету.
А давайте вспомним и скажем, как называется профессия человека, который строит ракеты и космические корабли?
Ответы детей (Профессия конструктор).
Воспитатель. Правильно!
А сейчас я приглашаю вас в конструкторское космическое бюро, каждый из вас будет конструктором нашей ракеты.
(Дети вместе с воспитателем строят ракету из крупных мягких кубиков.)
(Дети рассматривают ракету и называют, из каких геометрических фигур она состоит.)
Воспитатель. Молодцы! Не хватает только названия! Ребята, вы ещё не школьники, а кто?
Дети. Дошколята.
Ребёнок. Давайте назовём так нашу ракету. (прикрепляет к ракете название).
Воспитатель. Молодцы! Ракета готова! Мы можем занять свои места в ней и отправляться в космическое путешествие!
(дети вместе с воспитателем садятся на «стульчики - кресла»).
Итак, я руководитель полёта и всех вас принимаю в экипаж космонавтов. Надеваем космические костюмы (имитация). Я буду следить за полётом и за тем, как дружно и правильно «космонавты» выполняют задания «пришельцев».
Дети.
Мы построили ракету.
Корабля быстрее нету.
Приглашаем всех в полёт.
Начинается отсчёт.
Дети. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0. Пуск.
Воспитатель. Что – то не так. Наша ракета не может взлететь. Видимо, мы что – то забыли?
Космические костюмы надели? ( Дети: да надели).
Пристегнулись? ( Дети: да пристегнулись).
Ребё нок: Мы забыли вспомнить правила речевого поведения!
Воспитатель. Да, ребята, правила речевого этикета.
Дети (хором).
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко чётко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель. Отлично. Теперь попробуем взлететь. Начинаем отсчёт.
Дети. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,0. Пуск.
СЛАЙД 5. Голос Ю. А. Гагарина Поехали!
СЛАЙД 6. Изображение детского сада. Звучит отрывок Г. Свиридов «Время вперёд».
Релаксация.
Воспитатель. Ракета набрала нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что внизу остался наш детский сад, наш дом, наше родное село Тербуны, леса, поля, луга, реки, ручейки …
4. Совместное открытие нового знания.
СЛАЙД 7. «В открытом космосе!»
Мы с вами в открытом космосе!
СЛАЙД 8. Изображения : Земля, солнце, планеты, метеоритный дождь, кометы, луна.
Воспитатель. Смотрите «космонавты», а вот и наша любимая планета Земля, она находится в Солнечной системе, в самом центре которой, будто мама в семье, ярко светит Солнце. А вокруг него, как будто дети, располагаются другие девять планет. … Ой, здесь, и метеоритный дождь, и кометы, и луна …
Дети. А звёзд не видно.
СЛАЙД 9. Изображение тёмного неба.
(Воспитатель обращает внимание детей на танцующих пришельцев)
Воспитатель. А вот и первая звезда с заданием пришельцев.
Все готовы к работе на борту? Ответы детей. Будьте внимательны!
Игра «Веришь – не веришь».
(Ответы на вопросы)
Вопросы для детей.
- Веришь ли ты, что звуки мы слышим и произносим? (Да, верим)
- Веришь ли ты, что буквы мы пишем и видим? (Да, верим)
- Веришь ли ты, что звуки, которые произносятся голосом и поются – называются гласные звуки.
- Веришь ли ты, что при произнесении гласных звуков струя воздуха встречает преграды во рту?
(Нет, не верим)
Ребёнок. (Настя Зюбина)
Если нет для них преград,
То текут неспешно.
Каждый вам ответить рад:
"Гласные, конечно!" (Е. Ткач)
- Веришь ли ты, что синим цветом обозначают согласные звуки? (Да верим)
- Веришь ли ты, что согласные звуки не встречают преграды во рту? (Нет, не верим)
Ребёнок. (Дима Фёдоров)
Ну а все те звуки речи,
Чей не будет путь беспечен
(Сплошь преграды и пороги
Встретят на своей дороге,
Что легко так не споются…
Да, согласными зовутся! (Е. Ткач)
- Веришь ли ты, что согласные звуки могут быть и твёрдыми, и мягкими? (Да, верим)
- Веришь ли ты, что слова состоят из слогов? (Да, верим)
- Веришь ли ты, что предложение состоит из слов? (Да, верим)
Воспитатель. Молодцы! Справились! Звёздочка возвращается в созвездие.
(Воспитатель прикрепляет звёзду на панно)
Продолжается наш полёт, и я вижу в иллюминатор вторую звезду.
Игра «Умные ручки».
Воспитатель. В этой» космической сумочке» спрятались буквы. Увидеть их нельзя. Узнать, какие буквы спрятаны, можно только ощупав их пальчиками.
(Ребёнок на ощупь угадывает букву, называет, достаёт её и показывает детям).
Все дети хором читают стихотворение об угаданной букве.
Стихи.
Буква «А» всему глава, Над лугами в синеве
У неё солидный вид, Пролетает буква «Э».
Потому что буква «А» Это ласточка весной
Начинает алфавит! Возвращается домой.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: «ж-ж-ж».
Да, вы правильно решили:
«Ч» мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква «Ю»!
«X» — забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка -
Ветру вольная подружка.
Воспитатель. Молодцы, «космонавты» и с этим заданием справились.
(Воспитатель или «космонавт» прикрепляет звезду на панно.)
5. Первичное закрепление нового знания в речи.
Воспитатель. Ребята, а вы не забыли мы сегодня с вами кто?
Дети: Мы космонавты!
Настало время отдыха. Давайте встанем с «кресел».
Поиграем в игру «Космонавт».
(Дети выходят из «ракеты».)
Воспитатель.
Раз – два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлёт. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (делают круг руками)
Космонавтам нужен год. (берутся руками за щёки и качают головой)
Но дорогой нам не страшно (наклоны корпусом вправо – влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землёю (разводят руки в стороны)
Ей передаём привет! (поднимают руки вверх и машут).
Воспитатель. Отдохнули? А теперь нам в путь пора. Ждут нас добрые дела.
А вот и ещё звёздочка с заданием - третья звезда.
(Дети поворачиваются к экрану).
Игра «Вылечи слова».
СЛАЙД 10. Изображение слов с пропущенными буквами.
Воспитатель. «Космонавты», посмотрите, «космические» слова «заболели», пришельцы забрали из слов гласные буквы. Часть из них мы уже нашли в «космическом мешочке». Попробуем «вылечить» слова?
Дети. (Да, попробуем)
Воспитатель. А для этого вместо точек нужно вставить пропущенную гласную букву, чтобы получилось слово. И прочитать его.
М…рс, л…на, н…бо, к. см…с, зв…зд.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. (Ребёнок прикрепляет звезду на панно.)
(Дети садятся в ракету)
- Наш полёт продолжается по заданному маршруту.
Ребёнок. Ой, смотрите, а вот четвёртая звезда.
Игра «Буквы сломались».
Воспитатель. Посмотрите, «пришельцы» разобрали все буквы на палочки и кружочки (обращает внимание детей на лежащие на полу гимнастические палки и обручи) на что они похожи?
Дети. На элементы букв.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Попробуем собрать из гимнастических палок и обручей заданные буквы и назвать имена людей, которые начинаются с этой буквы (А, В, Л,Н, И).
(Воспитатель вызывает по одному ребёнку, а остальные в воздухе пальчиком «пишут» заданную букву и называют её элементы). А затем все вместе называют имена людей.
(Воспитатель хвалит детей, и ребёнок прикрепляет звёздочку на панно).
Вот и ещё звёздочка с заданием для нас - пятая.
СЛАЙД 11. Изображение путаницы букв.
Игра на развитие зрительного внимания «Внимательные глазки».
Воспитатель. Посмотрите, «космонавты», пришельцы перепутали и гласные, и согласные буквы. Вам надо найти и раскрасить красным карандашом только гласные. У вас внимательные глазки и вы справитесь.
А для этого нам надо переместиться в другой отсек нашей ракеты «Дошколята».
(Дети перемещаются к столам и садятся на стульчики и выполняют задание под классическую музыку).
Воспитатель. Молодцы, и с этим заданием справились. (Прикрепляет звезду на панно).
6. Включение нового знания в систему знаний.
Воспитатель. «Космонавты», напомните мне, звёзды похитил кто?
( Дети: пришельцы с другой планеты, с планеты Марс).
Правильно! И последняя звёздочка шестая.
Воспитатель. Пришельцы хотят, чтобы вы выложили их портреты.
Справимся «Космонавты»? (Да справимся).
- Для этого я вам предлагаю на ваш выбор счётные палочки, пуговицы, монеты, спички и зубочистки.
(Дети и воспитатель выкладывают на столах портреты инопланетян, проговаривают названия геометрических фигур, из которых состоят части их тел.)
СЛАЙД 12. Графическое изображение «марсиан».
Воспитатель. Посмотрите внимательно, портреты «марсиан» состоят из геометрических фигур. Давайте их назовём. (Ответы детей). Посмотрите «космонавты» (обращает внимание на слайд) похожи ваши «портреты» с этим? (Ответы детей).
(Воспитатель прикрепляет последнюю звёздочку на панно).
Воспитатель. Я вас поздравляю! Ребята, мы выполнили все задания пришельцев и с маршрута ни разу не сбились, молодцы! Все похищенные звёзды вернулись в свои созвездия!
Воспитатель. Посмотрите, как ярко сверкает небо. (Обращает внимание детей на панно со звёздами). Звёздочки говорят вам большое спасибо, дети.
7. Совместное подведение итогов.
Воспитатель. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие к созвездию. Нам пора возвращаться на нашу планету… ( дети: Земля, в наше село… ( дети: Тербуны, в наш детский сад ( дети: «Колокольчик», в нашу. группу дети: старшую.)
- Садимся в кресла нашей ракеты «Дошколята», пристёгиваемся. Готовы? Начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск!
СЛАЙД 13. Звучит музыка Г. Свиридова «Время вперёд».
(Дети выходят из ракеты и строятся полукругом).
Воспитатель. Вот мы и снова в нашей группе. Вам понравилось, ребята, наше путешествие? (Ответы детей). А почему мы сегодня летали в космос?
(Помогали Звёздочке вернуть все звёзды в их созвездия). А что мы для этого делали? (Полетели на ракете в открытый космос к созвездиям, выполняли задания пришельцев). Вы справились со всеми заданиями?
Какие задания были для вас интересным? (Ответы детей). Чем интересны?
Воспитатель. В следующий раз мы с вами отправимся в путешествие на планету Марс. И вы сами сможете отдать пришельцам их портреты. А для этого каждый из вас придумает дома имена для пришельцев. Хорошо? (Да)
Воспитатель и дети.
Гостям спасибо за внимание.
Им дружно скажем: «до свидания!»