МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6–7 лет

Маргарита Баландина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6 -7 лет.

Цель: ознакомление детей с природными богатствами Кузбасса.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Природные богатства Кузбасса“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

- актуализировать знания детей о природных богатствах Кемеровской области;

- познакомить детей с заповедниками Кузбасса;

- создавать условия для получения детьми знаний о родном крае.

Развивающие:

- развивать у детей проявление инициативы вести диалог с педагогом;

- продолжать развивать у детей психические процессы;

- закреплять правила поведения в природе.

Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к природе, животным, объектам культуры.

- воспитывать гордость и уважение к своему родному краю.

Словарная работа: лесничество, тайга, притоки, русло, полезные ископаемые, Красная книга.

Предварительная работа: чтение стихотворений о Кузбассе, изучение животных и растений, занесенных в Красную книгу Кузбасса, загадки о животных и растениях, беседа о главном богатстве родного края – угле, о профессиях людей.

Методы и приёмы:

игровые методы (физминутка «Здравствуй, лес»);

наглядные методы (презентация, карточки – знаки, обозначающие поведение в лесу, рассматривание коллекции угля, рассматривание украшений с самоцветами);

словесные методы (беседа, вопросы, загадка, объяснения, похвала, рассказ);

практические методы (дидактическая игра «Животные и растения Кузбасса, занесенные в Красную книгу»)

Материалы и оборудование: Дидактическая игра «Животные и растения Кузбасса, занесенные в Красную книгу», Уголёк (персонаж, коллекция «Уголь Кузбасса», украшения с самоцветами, презентация, мультимедийная установка, магнитофон, аудиозаписи звуков природы, голоса животных, доска, карточки – знаки, стулья для детей.

Ход НОД:

I. Вводная часть:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня, когда я пришла в детский сад, меня ждал интересный гость. Хотите узнать кто это?

Дети: да.

Педагог: Если вы отгадаете мою загадку, то его и узнаете.

- Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Дети: это уголь.

Педагог: правильно, это уголь. А вот и наш гость Уголёк. (Педагог показывает детям настоящий уголь с глазками)

- Ребята, хотите узнать, откуда Уголёк появился?

Дети: конечно, хотим.

Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется область, в которой мы живем?

Дети: Кемеровская область – Кузбасс.

Педагог: А знаете, чем богат наш Кузбасс?

Дети: Кузбасс богат углем.

Педагог: Всё верно, ребята. Кузнецкая земля обладает огромными и разнообразными полезными ископаемыми. Главным богатством родного края является каменный уголь. Кузбасс – один из крупнейший угольных бассейнов мира, как по запасам, так и по качеству угля.

Наша область не только богата углем, но у нее есть и другие природные богатства.

Хотите о них узнать?

Дети: да.

Педагог: тогда я предлагаю нашего Уголька назначить проводником, вот он-то нас и познакомит с природными богатствами Кузбасса. (Педагог подносит уголь к экрану, «пересаживая» его на слайд, Уголёк «оживает», двигаясь на экране.)

Педагог: Уголёк, мы с ребятами хотели бы побольше узнать о нашей Кемеровской области и о ее богатствах! Поможешь нам?

Уголёк (звучит голос): Здравствуйте, ребята. Конечно, помогу. Усаживайтесь поудобнее! Мы начинаем наше путешествие!

II. Основная часть:

(На экране появляется карта Кемеровской области) (слайд 2)

Уголёк(звучит аудиозапись голоса):

Вот так выглядит на карте наша Кемеровская область. Если присмотреться, то можно заметить, что она похожа на половину сердца. Вот и говорят, что Кузбасс – это сердце Сибири!

Педагог: Первое богатство Кузбасса – это лес. (слайд 3)

Разнообразие природы Кемеровской области поражает воображение. Есть здесь и сосновые боры, и реликтовая липовая роща. Лесами занято больше половины территории края, где количество хвойных и лиственных деревьев приблизительно поровну. Для поддержания надлежащего порядка создано 87 лесничеств. Основные породы деревьев, произрастающих в этих местах – пихта, кедр, осина и береза. Присутствуют в лесных массивах и другие виды, например, ольха, тополь, ива и липа. (слайд 4)

Также на территории Кемеровской области большое разнообразие трав. Большинство лекарственных растений собираются в этих местах. Ведутся заготовки подорожника, пижмы обыкновенной, мать-и-мачехи, горицвета весеннего, маральего и золотого корня. (слайд 5)

Кустарники представлены смородиной, шиповником, рябиной. Много растений, редко встречающихся и исчезающих видов, внесены в Красную книгу. К сожалению, из года в год эти записи пополняются. (слайд 6)

В этих краях много ягод, грибов и кедровых орехов. (слайд 7)

Педагог: Ребята, а давайте немного отдохнем. Прогуляемся по лесу!

Физминутка «Здравствуй, лес» (Дети встают со стульев и выполняют движения по тексту)

Здравствуй, лес, прекрасный лес! (Широко развести руки в стороны

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками

Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)

Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)

Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)

Ты же видишь – мы свои! (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)

Педагог: Присаживайтесь, ребята, на свои места.

Давайте вспомним правила поведения в лесу? (педагог на доске размещает знаки о правильном поведении в лесу)

Дети: нельзя в лесу шуметь, разорять гнезда птиц, ломать и вырубать деревья, поджигать сухую траву, разводить костры, засорять водоёмы и разбрасывать мусор.

Педагог: А почему нельзя разжигать в лесу костры?

Дети: потому что огонь погубит всю природу, весь лес.

Педагог: правильно, ребята. Мы можем погубить не только лес, но и животных, которые живут в лесах нашей области. Нужно беречь природу и всё живое вокруг!

Второе богатство Кузбасса – животный мир. (звучат голоса животных в лесу) (слайд 8)

Фауна Кузбасса очень разнообразна.

В последнее время растет число видов завезенных человеком животных. К примеру – норка, ондатра и заяц-русак. А серая крыса, еж и кабан расселяются самостоятельно. Кроме того, из соседних краев изредка забредает снежный барс и солонгой, поселяются различные грызуны и птицы. (Слайд 9)

Среди постоянных жителей самые крупные – медведь и лось. Они живут в основном в таежных местах. В гористой местности можно встретить сибирских северных оленей, азиатского марала и кабаргу. (слайд 10)

Хищники рысь и росомаха – звери довольно редкие. Зато их более мелкие собратья – лиса, колонок, горностай, ласка встречаются гораздо чаще. (слайд 11)

Также как и другие обитатели края, грызуны и травоядные: заяц-беляк, белка, бурундук, бурозубки, кроты. (слайд 12)

В степной и лесостепной зонах водятся волки, хорьки, вольготно живут суслики, хомяки, сурки, полевки и другая живность. (слайд 13) (Звучит пение птиц)

В таежной зоне певчих птиц обитает меньше, чем в лиственных лесах, но зато встречаются промысловые виды: рябчик, глухарь, тетерев. Большую роль в распространении кедра вносит кедровка. Охраняют леса дятлы, поползни, синицы, козодои, иволги, сойки, сороки и клесты. В березовых колках и лесостепях распространены куропатка и перепела. По берегам водоемов гнездятся гуси, утки, журавли, кулики. Огромную помощь в борьбе с вредителями сельского хозяйства оказывают хищные птицы: пустельга, совы, лунь, конек, балабаны. (слайд 14)

Филин – самая крупная сова встречается редко и нуждается в охране.

Как и растения, многие представители животного мира записаны в Красную книгу и охраняются государством. (слайд 15)

Дидактическая игра «Животные и растения, занесенные в Красную книгу»

Педагог: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Животные и растения Кузбасса, занесенные в Красную книгу». Перед вами красное поле. Его нужно заполнить. Вам нужно выбрать из предложенных карточек, только тех животных и растений, которые занесены в Красную книгу. (На столе расположено красное поле с нарисованными клетками. Рядом лежат карточки животных и растений. Ребята подходят к столу и начинают выполнять задание)

Педагог: Назовите, какие животные и растения занесены в Красную книгу Кузбасса?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием. А Уголёк предлагает нам познакомиться с третьим богатством Кузбасса.

Педагог: Третье богатство – реки Кузбасса. (звучит шум реки (слайд 16)

Бурным, прозрачным и богатым рыбой рекам Кемеровской области отдают должное любители природы, рыболовы и путешественники. Основная река Кузбасса – Томь доступна для туризма по воде на протяжении 300 километров. Еще одна река, протекающая по восточной части территории – Кия («скалистая», она начинается в горах Алатау и дальше бурлящим потоком течет по каменистым ущельям. Пороги и перекаты, которых множество на местных реках, носят говорящие имена: Сердитый, Лохматый, Кипучий. Притоки этих рек также живописны, как и основные русла. (слайд 17)

Сейчас в чистых таежных и горных реках водится таймень, ленок, сиг, елец, налим, щука, чебак, язь и еще около 30 видов рыб. Однако промышленная деятельность человека, загрязнение Томи, строительство гидротехнических сооружений отрицательно влияет на водную фауну Кузбасса. (слайд 18)

Педагог: Четвертое богатство - заповедники: Кузнецкий Алатау, Поднебесные Зубья, Томская писаница, Азасская пещера. (слайд 19)

Кузнецкий Алатау создан для сохранения уникальной природы Кемеровской области. Потому что постоянно ведутся горнодобывающие работы и лесозаготовки. Сотрудники заповедника разработали для туристов несколько пешеходных, снегоходных и сплавных маршрутов, которые не вредят окружающей природе. В экологическом центре заповедника устроен вольерный комплекс, в котором живут попавшие в беду дикие животные и птицы. Здесь также работает Музей природы Кемеровской области и действует конный прокат. (слайд 20)

Поднебесные Зубья - это горная система, созданная хребтами Кузнецкого Алатау, Тигер-Тыш, Терень-Казырский и Кара-Таш. Чередование вершин высотой свыше двух километров с водораздельными равнинами – таков рельеф этого удивительного места. Множество зубцов разной высоты придают местности нереальный облик. Поднебесные Зубья пользуются вниманием и любовью сибирских туристов, ценителей природы родного края. В Кемеровской области прекрасно себя чувствуют любители пеших прогулок по равнинам и горным тропам, лыжники, сноубордисты, байдарочники и поклонники рафтинга. (слайд 21)

Музей-заповедник «Томская писаница», находится недалеко от деревни Писаная Яшкинского района Кемеровской области. Он пользуется большим интересом среди сибиряков и туристов других регионов, ежегодно его посещает от 50 до 70 тысяч человек. Наибольшую ценность представляют 280 наскальных рисунков эпохи железного века. (слайд 22)

Азасская пещера. Природа Кемеровской области преподнесла очередной сюрприз туристам. В 18 километрах от глухого таежного поселка Усть-Кабырза давно известен большой грот. Шириной от 20 до 30 метров он протянулся вглубь скалы на двести метров. Охотники сделали сенсационное сообщение: у пещеры были замечены существа, лишь отдаленно напоминающие человека. Огромное создание скрылось в пещере, но на песке остались большие следы. Этот факт заинтересовал очень многих людей. (слайд 23)

Педагог: Пятое богатство – полезные ископаемые Кузбасса. (слайд 24)

Главное богатство области – каменный уголь.

Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода.

В год добывается свыше 180 млн. тонн каменного угля, наиболее крупные предприятия расположены в Междуреченске, Прокопьевске, Киселёвске, Ленинск – Кузнецком, Белово, Берёзовском.

Педагог: Ребята, посмотрите, я вам покажу, какой уголь бывает. (педагог показывает детям коллекцию видов угля)

Есть каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений.

И есть бурый уголь — твердый ископаемый уголь, образовавшийся из торфа, имеет бурый цвет, наиболее молодой из ископаемых углей.

Потрогайте его, какой он на ощупь (Педагог показывает разные виды угля, дети его осматривают)

Дети: уголь твердый, он черного цвета, пачкает руки.

Педагог: Правильно, ребята. Уголь главное, но не единственное богатство Кузнецкой земли. Еще добывают железную руду, золото, строительные материалы, марганец, мрамор и глину. (слайд 25)

Богата Кемеровская область и самоцветами: аметисты, яшмы, агаты, сердолики являются ценным поделочным и ювелирным сырьем. (слайд 26)

Педагог: Много украшений изготавливают из сибирских самоцветов. Ребята, посмотрите, я вам покажу украшения, в которых представлены некоторые самоцветы. Вот аметист, а это яшма. Вот серьги с агатом. (педагог показывает детям украшения с самоцветами)

Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф, проявление нефти и природного газа. (слайд 27)

III. Заключительная часть:

Педагог: Вот мы и познакомились с богатствами Кузбасса. Спасибо тебе, Уголёк.

Есть в России уголок особый,

Где природа радует наш глаз

Имя носит гордое и звучное.

Знают в мире все - Кузбасс!

Это тонны угля и металла,

Это реки, горы и леса.

И, конечно, замечательные люди,

Создающие земные чудеса!

Педагог:

- Ребята, что интересного вам запомнилось на занятии?

- Назовите главное богатство Кузбасса?

- Какие животные завезены в Кемеровскую область человеком?

- Какой заповедник в Кемеровской области вы хотели бы посетить? Почему?

А сейчас я приглашаю вас нарисовать то, что больше всего вам запомнилось на занятии о Кемеровской области. (свободная деятельность детей)

Список литературы:

Интернет – ресурсы:

2.https://libnvkz.ru/chitatelyam/bud-v-trende-chitai/virt-vistavki-i-buktreileri/kuzbass-300-letie/72843

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/06/23/kartoteka-stihov-o-kuzbasse

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Правила дорожного движения» Задачи: 1. Расширить представления детей о правилах дорожного движения. 2. Систематизировать знания детей о дорожных знаках. 3. Закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Конспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 летКонспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 лет Цель: знакомство детей со следами разных животных, формирование навыков различения следов, закрепление содержания прочитанного ранее рассказа.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Растения лечат» в старшей группе Цели и задачи: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями; дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 11 января 2024 в 15:40
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Баландина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД