инна пучкова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Воспитание гражданско-патриотического сознания и развития духовно-нравственного потенциала.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей казачества и заслугах казаков во время Великой Отечественной Войны.
2. Развить познавательный интерес к истории своего народа.
3. Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Оборудование: мультимедийная презентация «Защитники Кубани»
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Защитники Кубани“» размещена в разделах
Раздается стук в дверь. педагого обращает внимание детей на то, что происходит за дверью (ответы детей)
Воспитатель: ребята я посмотрю, что там. Вносит посылку, предлагает ее открыть. (Внутри диск. Слушают диск.)
Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань – ты наша Родина»
(в исполнении Кубанского казачьего хора)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться в прошлое, когда жили наши далёкие предки.
Но прежде, чем мы отправимся в гости, скажите: «Где мы с вами живем?»
Дети: в России, в Краснодарском крае.
Воспитатель: Правильно, а как еще называют наш край?
Дети: Кубань.
Воспитатель: Вы хотите узнать, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. А знаете, как их называли?
Дети: казаки
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. (картинка с изображением казака)
Посмотрите, какую он носит форму. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Игра «Назови лишний предмет»
Папаха, сапоги, брюки, черкеска.
Кинжал, сабля, шашка, бурка.
Воспаитатель: ребята, а как вы думаете, кто верный друг казака?
Дети: конь.
Воспитатель: В: конечно это конь! А как вы считаете для чего казаку конь?
(ответы детей)
Много дней дорогой длинной
Конь без отдыха скакал.
Казака в степи ковыльной
Он не раз в пути спасал.
На кургане выстрел грянул:
Конь свою подставил грудь,
Со смертельной рухнул раной
И его прервался путь.
В: Конь не только помогал казаку в быту, но и был верным товарищем в бою. Поднимите руки те, кто умеет ездить верхом. Скажите, а легко ли это?
(ответы детей)
В: А давайте проверим ваши умения верховой езды? Я сейчас вызову двух мальчиков и двух девочек, и мы поиграем в казачью игру «Казаки – удалые гонцы». А остальные будут их поддерживать.
(подвижная игра)
В: Вот молодцы! Оказывается это не так уж и легко - скакать на коне.
Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь. О казаке и его коне есть и пословицы: какие ребята вы знаете пословицы (ответы детей)
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
Игра «Передай папаху» Дети становятся в круг и передавая папаху называют качества казака-военного. (ответы детей)
Воспитатель: Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена.
В 1941-1945 годы во время Великой Отечественной Войны казаки мужественно защищали наше отечество.
К июлю 1942 г., когда война пришла на землю Кубани, каждый пятый житель края ушёл на фронт. Из добровольцев было создано более 90 истребительных батальонов и три казачьих соединения- 50-я отдельная кавалерийская дивизия, 4-й Кубанский гвардейский кавалерийский корпус и Краснодарская пластунская дивизия. Уходящим на фронт давали наказ: «Снова вы взяли в руки клинки и сели на боевых коней, чтобы, как и в прежние годы, отстоять нашу землю, нашу Родину от врагов. Мы верим и гордимся вами - вы свято выполните принятую вами воинскую присягу и возвратитесь в родные станицы только с победой… А если придется, кому из вас отдать жизнь за родную землю, отдайте её как герой.
Скажите, а как называется Родина кубанских казаков.
(ответы детей)
Скажите, а как называется Родина кубанских казаков.
(ответы детей)
В: Про эту Родину, поэт Кубани, Владимир Нестеренко, написал замечательное стихотворение. Оно так и называется - «Кубань». Я его вам хочу прочитать, но с условием, что вы мне поможете. Я буду читать, а вы договаривать недостающее слово. Договорились?
(ответы детей)
В:
«Кубань».
Степные просторы,
Высокие горы,
Два ласковых моря –
Все это Кубань.
Родная станица,
Открытые лица,
Густая пшеница –
Все это Кубань.
И хутор, и город,
Живут без раздоров,
Имеют свой говор –
Все это Кубань,
Не смотрят здесь хмуро,
Не ходят понуро.
Своею культурой
Гордится Кубань.
Народ – православный.
А путь его – славный.
Здесь мыслят о главном
И любят Кубань.
Веселые вина,
С цветами долина
И строй тополиный –
Все это Кубань.
Быт улочек старых
И новь Краснодара,
И щедрость базаров –
Все это Кубань.
А песня, что плачет!
А дух наш казачий!
Как много ты значишь
Для всех нас, Кубань!
Владимир Нестеренко
В: Какие вы молодцы! Как дружно вы мне помогали. А теперь давайте вернемся к нашим казакам. Казаки не только умело обращались с саблями, но и с тяжелыми орудиями. Например, пулеметом.
Гимнастика для глаз
Упражнения выполняются при ритмическом дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз
Упражнение «пулемет»
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль на счет 1-6
2. Упражнение «Снайпер»
- Закрыть правый глаз, руками изобразить винтовку «прицелиться», на счет 1-4, Затем поменять положение рук, закрыть левый глаз, на счет 1-4,
Расслабить мышцы глаз, закрыв оба глаза, на счёт 1-6
Повторить 3 раза
Воспитатель: ребята давайте с вами посмотрим, как воевали казаки в ВОВ (презентация «Защитники Кубани»)
Воспитатель:
С начала войны в рядах Красной Армии воевали свыше 100 тысяч казаков, кавалерийские части несли большие потери. Погибло большинство казаков 6-й Кубано-Терской дивизии, вынужденной вести ожесточенные бои в окружении. Кавалерийские группы совершали стремительные рейды в тыл врага, громя коммуникации. При этом сами они несли огромные потери. Как правило, пробиться назад через линию фронта удавалось лишь немногим. Массовый героизм проявили воины казачьих дивизий в битве под Москвой. За два часа воины отбили три атаки, уничтожили пять танков и около сотни солдат противника. От всего эскадрона в живых осталось только семь казаков. На южных подступах к Москве действовал 2-й кавалерийский корпус Павла Алексеевича Белова (из донских, кубанских и ставропольских казаков, уже зарекомендовавших себя в боях на Украине. Корпус Белова нанес контрудар по правому флангу 4-й германской армии, задержав ее продвижение. Подобных подвигов за годы Великой Отечественной войны было немало. В июле 1941 года полковник И. А. Плиев сформировал из казаков Кубани и Терека отдельную Кубанскую казачью дивизию, которой был присвоен № 50.
За боевые заслуги в разгроме врага 4-й Кубанский гвардейский казачий кавалерийский корпус награждался орденами: Красного Знамени, Ленина, Суворова II степени, Кутузова II степени, а также 18 благодарностями Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. За боевые заслуги 22 воина корпуса были удостоены звания Героя Советского Союза. О том, как воевал этот гвардейский корпус, свидетельствуют строки письма, найденного в ранце убитого под станицей Шкуринской немецкого солдата Альфреда Курца: «Все, что я слышал о казаках времен войны четырнадцатого года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание казачьей атаки повергает в ужас и заставляет дрожать. По ночам я галлюцинирую казаками. Казаки – это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков.
За совершённые подвиги и героизм, проявленные в боях с врагом тысячи казаков были награждены боевыми орденами и медалями, а 262 казаков стали Героями Советского Союза.
Вот такие выдавались казакам медали «За защиту Кавказа» (картинка медали)
9 мая 1945 года прошел парад войск, посвященный Дню Великой Победы советского и российского народа над фашизмом. В этом параде принимало участие и Кубанское казачье войско.
Теперь этот праздник отмечают каждый год
Многие казаки стали героями в этой войне. Такие как…
Недорубов Константин Иосифович, Мартыненко Виктор Акимович.
Всех имен не перечесть…
Но я для вас приготовила несколько книг и альбомов о защитниках Кубани. Давайте их рассмотрим.
Воспитатель: Нам дано такое право
Сохранить былую славу
Наших дедов и отцов –
Кубанских славных молодцов.
Ребята, как вы думаете. ,как сохранить нам былую славу казаков?
(ответы детей) Что вам понравилось сегодня, что больше всего запомнилось (ответы детей)педагог за ответы раздает голубей-символ победы и мира.