Ольга Хацкевич
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 5–6 лет «Хороша ты, Зимушка-зима»
▼ Скачать +Заказ
Занятие «Хороша ты, Зимушка-зима»
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
с детьми 5-6 лет
(составление описательного рассказа по картинке)
Цели:
образовательные: закрепление знаний о признаках зимних явлений природы;
Публикация «Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 5–6 лет „Хороша ты, Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
коррекционные: обогащение словаря с помощью прилагательных; закрепление умений согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе; обучение пониманию значений фразеологизмов; развитие логического мышления, фантазии, слухового внимания;
воспитательные: воспитание любви к природе.
Предварительная работа:наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы по теме: стихотворение З. Александровой «Снежок», И Сурикова «Зима», русских народных сказок «Два Мороза», «Морозко».
Оборудование: изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки с изображением признаков зимы; небольшие листы белой бумаги, ножницы: кукла Зимушка, пластмассовая снежинка; фонограмма пьесы П. П. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».
Ход занятия
1. Организация занятия.
Перед детьми изображение домика с закрытыми ставнями.
Воспитатель. Ребята хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями домика? Тогда давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем беседовать на занятии.
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка,
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки? (Зима.)
Воспитатель. Верно.
Воспитатель открывает ставни у домика, а за ними картина с зимним пейзажем.
2. Беседа по теме занятия.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему говорят «Мороз не велик, да стоять не велит», «Береги нос в большой мороз». (Ответы детей.)
Воспитатель. Скажите, какие изменения происходят в природе зимой? (Выпадает снег, солнышко мало греет, холодно и т. д.)
Какая она, зима? (Холодная, хмурая, ветреная и т. д.)
А еще зима- время веселых детских игр и забав.
Какие зимние игры вы знаете? (Дети перечисляют.)
Поиграть хотите?
3. Подвижная игра «Метелица».
Метелица, метелица, (Разбегаются врассыпную.)
Снег по полю стелется. (Выполняют плавные движения руками.)
Кто кружится, вертится, (Свободно кружатся.)
Тот и заметелится. (Приседают на последний слог.)
4. Игра «Подбери признаки».
1. Звучит пьеса П. П Чайковского «На тройке».
Воспитатель вносит куклу Зимушку.
Зимушка. Здравствуйте, ребята, я слышала, что вы обо мне говорите, и решила к вам в гости заглянуть. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, хмурой и колючей. Но ведь я хочу, чтобы люди меня любили и не называли такими грустными словами.
Воспитатель. Не огорчайся, Зимушка. Мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для красавицы зимы новые признаки, которые понравятся зимушке.
Воспитатель. Подберите слова-признаки к данному слову.
Лед (какой…
Зима (какая…
Снег (какой….
Метель (какая…
Сугроб (какой…
Воспитатель. Молодцы! А теперь повторим, какой же может быть зима.
Почему зима может быть мягкой, легкой, белой?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Зимушка, ты довольна ответами детей?
2. Воспитатель. Ребята, а что может обозначать выражение «железная зима»? (Все сковала льдом, как железом.)
Как вы понимаете выражение «дымящаяся зима»? (Зимой топят печки, они дымят, поэтому и зима дымящаяся.)
5. Составление рассказа о зиме с опорой на иллюстрации.
Воспитатель. Мы подобрали много интересных слов и выражений, поговорили об их значении. А теперь из полученных словосочетаний давайте составим рассказ о зиме.
Воспитатель ставит перед детьми опорные картинки.
Наступила зима. Выпал белый и пушистый снег, и землю укрыло мягкое и легкое одеяло. На деревьях лежат пушистые снежинки, легкие, как перышки. Реки и озера сковал лед, как будто железом. Холодно и морозно на улице. А людям тепло, они от мороза в теплых домах прячутся. Печки топят да греют.
(Дети предлагают свои варианты рассказа.)
Зимушка. Спасибо, ребята, мне уже совсем не грустно. И я предлагаю вам поиграть со мной.
6. Подвижная игра «На дворе гуляют дети».
На дворе мороз и ветер, (Ходят по группе врассыпную).
На дворе гуляют дети. (Потирают руку об руку.)
Ручки, ручки согревают,
Чтоб не зябли наши ножки, (Топают ножками.)
Мы потопаем немножко,
Топ-топ- топ.
Нам мороз не страшен,
Вот как мы теперь попляшем. (Пляшут.)
7. Игра «Отгадай загадку».
Зимушка. Сейчас я загадаю вам загадку.
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла… и пропала.
(Снежинка.)
Зимушка. А теперь мне так грустно с вами прощаться, я хочу, чтобы вы сделали мне подарки. Если вы вырежете красивые снежинки, я превращу их в настоящие. Когда будет идти снег, они всегда будут меня радовать.
8. Индивидуальная игра за столом.
Дети садятся за места и приступают к работе-вырезают снежинки. После завершения работы раскладывают на столе свои снежинки.
Зимушка проводит волшебной палочкой над ними:
Я забираю их с собой, а бумажные снежинки вы подарите мамам, - Зимушка показывает игрушечную снежинку и забирает ее с собой.
Зимушка. Ваши пальчики устали, давайте отдохнём.
9. Пальчиковая гимнастика.
Вы снежинки пуховые, (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете (Плавно поднимают руки вверх- вниз.)
В молчании лесном
И землю устилаете. (Гладят руками поверхность стола.)
Блестящим серебром.
(А. Липецкий.)
10. Итог занятия.
Зимушка. Спасибо вам, ребята, повеселили вы меня.
Что вам на занятии больше всего понравилось?
Что было труднее всего? (Ответы детей.)
Зимушка прощается и уходит.