Наталья Пастухова
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Лунтик в гостях у ребят. Буква Л и звуки [л], [л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Доминирующая образовательная область: Речевое развитие
2. Вид деятельности детей: Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности: Образовательная деятельность
по обучению грамоте «Буква Л» и «Звуки [л] [л’]» «Лунтик в гостях у ребят».
2. Методы и приемы реализации содержания занятия: Беседа с детьми, использование демонстрационного материала, создание ситуации выбора, обсуждение.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте „Лунтик в гостях у ребят, Буква Л и звуки [л], [л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3. Интеграция образовательных областей:речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
4. Возрастная группа 6-7 лет
5. Цель: познакомить с буквой Л и звуками [л] [л’].
6. Задачи:
6.1 Образовательные:
-совершенствовать навыки звукового анализа слов;
- определять гласные, согласные (мягкий, твердый, место звука в слове;
- делить слова на слоги;
- определять количество слогов в слове;
- упражнять в придумывании предложений по заданной схеме.
6.2 Развивающие:
- развивать фонематический слух, зрительное восприятие;
- развивать умение отвечать на вопрос учителя – логопеда полным ответом;
- развивать умение дифференцировать звуки [л] и [л’].
6.3 Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, умение слушать педагога и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
- поощрять активность и самостоятельность;
- воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
7. Планируемые результаты:
- умеет вести деловой диалог со взрослыми и детьми;
- различает структуру повествования, легко сочиняет, фантазирует;
- владеет всеми средствами звукового анализа;
- интересуется речью как особым объектом познания.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
посылка с Лунтиком,
картинки со звуками [л] [л’],
цифровые веры,
прищепки и карточки схемы на определение места звука в слове,
буквы Л, У, Н, А,
мольберт магнитный,
карточки-схемы для выполнения звукового анализа слов,
наборы фишек для выполнения звукового анализа слов,
набор карточек-схем для составления предложений,
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
- определение места звука в слове;
- деление слов на слоги;
- выполнение звукового разбора слов;
- составление предложений из двух, трех и более слов;
- составление предложений по заданной схеме;
- изучение основных правил по обучению грамоте:
Образовательная деятельность
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (вовлечение детей в деятельность)
Логопед: ребята, поздоровайтесь с гостями.
Дети: здравствуйте.
Логопед: встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. А кто из вас сейчас готов ответить на мои вопросы?
Дети: ответы детей
Логопед: итак, слушаем внимательно. (Игра с мячом)
Логопед: из чего состоит наша речь?
Дети: наша речь состоит из предложений.
Логопед: из чего состоят предложения?
Дети: предложения состоят из слов.
Логопед: из чего состоят слова?
Дети: слова состоят из слогов.
Логопед: из чего состоят слоги?
Дети: слоги состоят из звуков.
Логопед: на какие две группы делятся звуки русского языка?
Дети: гласные и согласные.
Логопед: чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: гласные звуки поются, а согласные нет, и при произнесении встречают во рту преграду.
Логопед: назови, гласные звуки и согласные звуки
Дети: А, О, У, И, Е, Ё, Ы, Я, Э, Ю, и М, Б, Г, Д, С, Р, Л и т. д.
Логопед: на какие группы делятся согласные звуки?
Дети: на твердые и мягкие.
Логопед: фишкой, какого цвета обозначаем согласный твердый звук? Согласный мягкий звук? Гласный звук?
Логопед: чем отличаются буквы от звуков?
Дети: Буквы мы видим и читаем, а звуки слышим и произносим.
Логопед: молодцы, ребята, на все вопросы ответили правильно. (3 минуты)
1.2 Мотивация деятельности детей
Стук в дверь, заносят коробку, на коробке наклеена загадка (про Лунтика, Логопед читает загадку, после того, как дети отгадали загадку логопед достает из коробки игрушку Лунтика.
Упал с луны на землю я,
И говорили мне, что я лишь сон.
Потом сказали: лунная пчела.
Потом я имя для себя нашел. (Лунтик)
Логопед: ребята, вместе с Лунтиком в коробке еще лежит записка, давайте его прочитаем. Логопед читает записку.
Здравствуйте! Данная посылка не доставлена по месту назначения, так как от дождя размылся адрес. ПОМОГИТЕ! (2 минуты)
1.3 Целеполагание
Логопед: ребята, что же делать? Как помочь?
Дети: ответы детей.
Логопед: но для этого вам необходимо будет выполнить все задания и показать свои знания. Готовы? Отлично. (1 минута)
II. Основная часть:
2.1. Добывание (сообщение и принятие) нового знания
Логопед: ребята, посмотрите на доску, что это за буква?
Дети: эль
Логопед: Правильно, это буква эль она обозначает два звука. Как вы думаете какие?
Дети: ответы детей [л], [л’].
Логопед: у каждой буквы есть свое имя, у этой буквы имя эль, но об этом более подробно вы узнаете в школе, а в детском саду мы ее будем называть коротко Л, так же как и звук. Давайте все вместе повторим.
Логопед: ребята проходите, садитесь на стульчики, и мы с вами продолжим знакомиться с буквой Л.
Логопед: Даня, дай характеристику звуку [л].
Ребенок дает характеристику – звук согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
Логопед: Арина, дай характеристику звуку [л’].
Ребенок дает характеристику – звук согласный, мягкий, обозначаем зеленой фишкой.
Логопед: все верно. Даша, раздай ребятам зеркала, мы сейчас с вами посмотрим артикуляцию звуков [л], [л’].
Логопед просит детей описать артикуляцию звуков.
Логопед: возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук [л].
При произнесении звука [л]:губы в легкой улыбке, зубы видны и сближены; кончик языка поднимается к бугорочкам, а средняя часть языка вместе с его краями опускается;
Звук [л']: положение органов артикуляционного аппарата такое же, как и при произнесении л (твердого, только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.
Логопед: ребята, вот мы с вами и познакомились с правильной артикуляцией звуков[л] и [л’].Даша собери зеркала.
Логопед: ну, что готовы к выполнению первого задания?
Дети: да
Логопед: Даша раздай ребятам карточки – схемы и прищепки, я буду называть слова со звуками [л] и [л’], а вам нужно будет меня внимательно слушать и определить где находится звук – в начале, в середине или в конце.
(лампа, палка, стол, волк, ложка, слива, лейка, автомобиль, пальма, соль)
Логопед: Все верно, молодцы. Что нам нужно найти?
Дети: букву Н
Логопед: найденные буквы мы будем прикреплять на доску. (9 минут)
2.2. Актуализация ранее приобретенных знаний
Логопед: сейчас подойдите ко мне, на столе лежат картинки, в названиях которых есть звуки [л] и [л’], нужно взять по две картинки и разложить их по корзинкам, в зелёную со звукам [л’], а в синюю со звуком [л]. Приступайте.
(ласточка, лошадь, свёкла, слон, галстук, масло, стол, колбаса, глобус, шоколад, пылесос, шмель, шляпа, лягушка, кастрюля, качели, коляска, самолет, лист, лиса)
теперь давайте проверим, правильно ли вы разложили картинки.
Логопед: вот вы справились и со вторым заданием, а буква? У
Логопед: ребята проходите на палас и садитесь в круг. Но перед следующим заданием давайте с вами вспомним способы деления слов на слоги.
Дети:с помощью хлопков, с помощью касания ладони подбородка. Сколько гласных столько и слогов.
Логопед: ребята я буду называть слова, а вам нужно будет поделить их на слоги и количество слогов показать на цифровом веере. Готовы?
(лошадь, лук, ландыши, клюшка, лес, подсолнух, колесо, стул, автомобиль, раскладушка)
Дети: да
Логопед: и с этим заданием вы тоже справились, а теперь ищите очередную букву А
Логопед: а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и выполнить физминутку. Вставайте в круг.
Физкультминутка:
(Дети стоят в кругу. Выполняют движения по тексту)
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь.
Рук коленями коснитесь
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Логопед: отдохнули? Ребята обратите внимание на ваши эмблемы. Если картинка на эмблеме из двух слогов, проходите и садитесь за столы с цифрой 2, если же картинка состоит из трех слогов, то проходите за столы с цифрой 3. Садитесь красиво, спинки ровные, колени вместе.
Логопед: ребята вы мне уже сказали, что речь состоит из предложений. Скажите, из скольки слов может состоять предложение?
Дети: из одного, двух, трех и более слов.
Логопед: посмотрите на мольберты, на них расположены картинки в названиях которых есть звуки [л] и [л’], и схемы предложений. Ребята, нужно придумать предложения с этими картинками. Те кто сидят за столами с цифрой 2, придумайте предложения из трех слов, а кто сидит за столами с цифрой 3 из 4 слов.
Логопед: ну, что готовы? Кто начнет?
Дети: ответы детей.
Логопед: прекрасные получились предложения. Вот последняя буква. Послушайте загадку.
Вокруг Земли вращается. Как называется? (Луна)
Логопед: правильно. Арина подойди к доске и выложи слово ЛУНА.
Логопед: а сейчас давайте выполним звуко-буквенный разбор слова «ЛУНА».
Логопед: Амина будет выполнять разбор слова на доске, а остальные ребята у себя за столами.
Логопед: возьмите по одной схеме.
Логопед: Амина, назови первый звук в слове Луна.
Ребенок: звук [л], он согласный, твердый, мы его обозначаем синей фишкой.
Логопед: назови второй звук в слове лУна.
Ребенок: звук [у], он гласный, его обозначаем красной фишкой.
Логопед: назови следующий звук в слове луНа.
Ребенок: звук [н], он согласный твердый, его обозначаем синей фишкой.
Логопед: Амина, назови последний звук в слове лунА.
Ребенок: звук [а], он гласный, его обозначаем красной фишкой.
Логопед: все верно, а теперь скажите мне в слове зима сколько слов?
Дети: одно.
Логопед: сколько слогов?
Дети: два.
Логопед: ребята, сколько в слове ЛУНА звуков?
Дети: четыре.
Логопед: а скажите, сколько гласных звуков в слове, ЛУНА?
Дети: два.
Логопед: назовите их.
Дети: У,А
Логопед: а сколько согласных?
Дети: два.
Логопед: скажите, сколько согласных мягких звуков в слове ЛУНА?
Дети: ни одного.
Логопед: правильно. А сколько согласных твердых?
Дети: два.
Логопед: назовите их.
Дети: Л, Н
Логопед: молодцы ребята, с этим заданием вы справились прекрасно. А теперь убирайте фишки и схемы на тарелочки и подходите ко мне. (14 минут)
III. Заключительная часть
3.1 Анализ результатов деятельности
Логопед: скажите, мы помогли восстановить адрес? Теперь Лунтик точно попадет домой. Где же он живет?
Дети: на луне.
Логопед: так как я теперь знаю адрес, то я сама отправлю после занятия посылку с Лунтиком.
Логопед: а сейчас ребята возьмите по звездочке. Если вам сегодня удалось справиться со всеми заданиями без трудностей, то прикрепите свои звездочки вокруг полной луны, если же возникли какие – либо сложности при выполнении заданий, то прикрепите звезды вокруг не полной луны.
Логопед: ребята, а что позволило вам справиться со всеми заданиями правильно?
Дети: знания, сплочённость, понимание, умение работать в команде.
Логопед: Савелий, какое задание для тебя было самым трудным? А для тебя Арина?
Логопед: скажите, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Логопед: Полина скажи, а в какую игру ты бы еще раз поиграла?
Логопед: Даша, какое задание для тебя было самым интересным?
Логопед: ребята, а мне хотелось поблагодарить вас за ваши старания и за то, как вы умеете работать в команде. На этом наше занятие окончено. Спасибо, вам огромное! (1 минута)
IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1 Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов, учить составлять предложения по заданной схеме и закреплять пройденный материал.