Елена Севостьянова
Конспект образовательной деятельности по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки» для детей старшей и подготовительной груп
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки» для детей старшей и подготовительной группы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по гендерному воспитанию „Мальчики и девочки“ для детей старшей и подготовительной груп» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Подготовила : воспитатель подготовительной группы Севостьянова Елена Сергеевна.
Цель: формировать представление о своем Я; расширить представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек; формировать представления детей о половозрастном развитии человека, о положительных чертах характера мальчиков и девочек, воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения.
Обучающие задачи:
- расширять знания воспитанников о гендерной принадлежности;
- способствовать осознанию чужой и собственной индивидуальности;
Оборудование и материалы: пазлы, атрибуты для коллажа, цветок, рисунки детей по теме, презентация, аудиозаписи.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию. Слайд 1
Включить аудиозапись «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки…».
Воспитатель. Какие вы сегодня необычно симпатичные. У вас очень добрые, тёплые, ласковые улыбки.
- «Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».
- Ребята, посмотрите сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Скажите, мне, ребята, а как нас всех можно назвать одним словом? Мы люди. Как вы считаете, люди похожи между собой? А что у нас одинаковое?
- Давайте поиграем в интересную игру и выясним, что у нас одинаковое.
Игра «Я человек»
Дети встают парами напротив друг друга.
Показывают на себя - Я человек,
Показывают друг на друга – И ты человек
Показывают на себя – У меня нос,
Показывают друг на друга – И у тебя нос
Показывают на себя – у меня уши,
Показывают друг на друга – И у тебя уши
Показывают на себя – у меня щечки,
Показывают друг на друга – И у тебя щечки
Показывают на себя – у меня плечики,
Показывают друг на друга – И у тебя плечики
Мы любим друг друга. (обнимаются)
Дети проходят на стульчики.
- Значит мы все одинаковые, или нет? Может быть между нами есть какие-то различия?
Воспитатель. Правильно. Скажите, а на какие две группы можно разделить всех детей?
Дети. На мальчиков и девочек.
- Сегодня мы попробуем разобраться, чем же схожи и чем отличаемся друг от друга.
2. Затруднения в игровой ситуации.
Отгадайте загадки:
У неё косички, длинные реснички,
Юбочка с воланами, платьице с карманами.
Кто же это: белочка, мальчик или девочка? (девочка)
У кого на курточке пять карманов или шесть.
Носовой платок – не знаю, а рогатка точно есть.
Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки,
Кто же это: робот, мальчик или девочка? (мальчик)
- Мы будем говорить о мальчиках и девочках. О том, чем мы отличаемся друг от друга.
Но вначале нам нужно разделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.
Игра «Найди пару»
Дети встают парами мальчик с девочкой.
- Ну, вот пары определились. Теперь предлагаю вам присесть на стульчики.
В: Но вот беда, Ребята, посмотрите как мало стульчиков, на всех не хватит? Как же нам быть? Кому предложить присесть на них?
(мальчики предлагают девочкам присесть и сами приносят для себя стульчики из спальной комнаты, воспитатель и девочки благодарят мальчиков.
3. Открытие нового знания и способа действия.
Воспитатель. Отлично. Подумайте и скажите, чем отличаются девочки от мальчиков?
На экране слайд 2 «Девочки».
– Какими чаще всего бывают девочки? (У девочек длинные волосы, есть банты, заколки, одеты в платья, юбки, любят играть в куклы, в семью и т. д.)
На экране слайд 2 «Мальчики».
– Чем отличаются мальчики? (У мальчиков короткая стрижка, одеты в шорты и футболку, играют с машинками, роботами, любят военные игры.)
Внешностью. Одеждой. Голосом. Причёской. Дети называют отличие между мальчиками и девочками по внешнему виду (причёска, одежда, использование украшений и т. д., физиологические особенности (строение тела, описание фигуры, строение голоса и т. д., игровая деятельность детей, имена детей (мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества).
Воспитатель. Конечно же, ребята, внешне мы отличаемся друг от друга: по-разному причесываемся, носим разную одежду. Мы разного роста, у нас непохожие лица. Но когда рождается ребё нок: мальчик или девочка, природа одаривает их одними и теми же качествами: добром, вниманием, аккуратностью, способностью любить. Просто, когда мальчик взрослеет, родители пытаются развить у него одни качества, а у девочек – другие. А сейчас давайте встанем в круг, чередуя мальчика и девочку.
Игра Волшебный цветок
На экране слайд 3
Воспитатель рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать Цветок дружбы, но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки и мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с основанием (пестиком). Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
– Какими чаще всего бывают девочки? (Мальчики. Наши девочки добрые, милые, аккуратные, внимательные, заботливые, красивые, умные, ловкие, нежные, женственные, хрупкие.)
– Мальчики какие? (Девочки. Наши мальчики веселые и озорные, сильные и ловкие, умные и красивые, смелые, добрые, заботливые)
Воспитатель. Ребята, улучшилось у вас настроение после таких слов? Видите, не так уж сложно говорить приятное окружающим людям. А теперь давайте сядем и ещё немного побеседуем.
– А есть ли что-то общее у девочек и мальчиков? (Похожи по строению тела, есть семьи, живут на Земле, любят играть.)
–Что интересного в разговоре о мальчиках и девочках вы заметили? (Ответы детей.)
– Мы убедились, что все люди похожи и чем-то отличаются друг на друга.
4. Включение нового знаний в систему знаний ребенка.
На экране слайд 4.
– А как вы думаете, кем будет мальчик, когда вырастет? (Папой, водителем.)
– Какие профессии больше подходят мужчинам? (Военный, полицейский, пожарный.)
– А кем же станут девочки? (Женщиной, мамой, парикмахером, продавцом.)
– Какие профессии больше подходят женщинам? (Ответы детей.)
Из ваших ответов напрашивается вывод, что работу, которая требует большой физической силы, знания сложной техники, большой ответственности, решительности, смелости – выбирают кто? (Мужчины) А более легкую работу, где можно проявить своё доброе заботливое сердце, умелые искусные руки, способные творить красоту, усердие и ум - такую работу выбирают. (Женщины). Но бывает так, что какие-то профессии выбирают, и мужчины и женщины и прекрасно с ними справляются.
В: С детского сада дети учатся быть вежливыми, аккуратными, не бросать друзей в беде. Взрослые должны помнить все чему они научились в детстве. Ребята, а ваши мамы и папы какие? Давайте поиграем и узнаем, что лучше всего ваши родители умеют делать и чему могут научить вас?
Игра с мячом. Дети встают по кругу. (Воспитатель бросает мяч ребенку со словами «Твоя мама…», ребенок возвращает мяч – «Моя мама самая добрая, заботливая, умная, красивая, лучше всех готовит обед) и т. п. Аналогично проводится со словами «Твой папа…»
- Ребята, а как вы думаете, в семье обязанности мужчины и женщины различаются? (Предположения детей).
- Чем занимаются мужчины и женщины в доме?
- Кто обычно чинит утюг и другие приборы в доме?
- Кто чинит кран, если он поломался?
- Кто забьет гвоздь?
- А женщины?
Да, ребята, есть работа, которую выполняет только женщина. Что это за работа?
Готовит, шьет, следит за порядком в доме. А вы, ребята, им в этом конечно же помогаете, потому что очень их любите.
5. Повторение и развивающие задания.
–А Хотите, я открою вам секрет? (Да)
– Все девочки и мальчики любят сказки. Назовите свою любимую сказку.
На экране слайд 5.
– А моя любимая сказка «Приключения Незнайки в Солнечном городе». В этом городе живут такие же мальчики и девочки, как вы, только маленького роста – малыши и малышки. И живут они очень дружно.
На экране слайд 6.
– Как вы понимаете, что значит «дружно»? (Не ссорятся, помогают друг другу, очень вежливы и внимательны друг к другу.)
Воспитатель предлагает отгадать загадки и вспомнить сказочных мальчиков и девочек.
Кто победил Кощея Бессмертного? (Иван Царевич.)
Какая девочка появилась на свет из цветка? (Дюймовочка.)
Кто является самым «интересным мужчиной в расцвете сил» с пропеллером за спиной? (Карлсон.)
У какой девочки голубые волосы? (У Мальвины.)
Кто потерял на балу хрустальную туфельку? (Золушка.)
Какой сказочный герой любит кататься на печи? (Емеля.)
Как зовут девочку из сказки «Снежная королева»? (Герда.)
Кто побывал в стране лилипутов? (Гулливер.)
Кто побывал в гостях у трех медведей? (Машенька.)
Какая принцесса самая нежная принцесса в мире? (Принцесса на горошине.)
Какой мальчик живет в цветочном городе и носит большую голубую шляпу? (Незнайка.)
Какая царевна постоянно пребывает в плохом настроении и льет слезы? (Царевна-Несмеяна.)
Как зовут самого доброго доктора? (Айболит.)
Как зовут девочку, совершившую путешествие в Изумрудный город? (Элли.)
Как зовут лукового мальчика? (Чиполлино.)
Как зовут сестрицу мальчика, ставшего козленком? (Аленушка.)
Кто очень ловкий и веселый, хоть и маленького роста? (Мальчик с пальчик.)
Кого держат в плену Кощей Бессмертный? (Василису Премудрую.)
Упражнение Коллаж
Воспитатель.
Нас ждет следующее задание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек и команда мальчиков.
А задание такое. Сейчас мы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Посмотрите, что у меня есть. Здесь много картинок вы их сейчас рассмотрите и выберете себе то, что вам понравилось. А теперь давайте подумаем, куда эти картинки нужно поместить?
Из картинок, на которых изображены одежда, любимые предметы, игрушки мальчиков и девочек. По одному подходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. (Девочке дать скакалку, бусы, зонтик. Мальчику — машинку, удочку, лошадку.)
Дети расклеивают картинки, сопровождая рассказом: «Я мальчик, я люблю.»
- Мы выяснили, что девочки и мальчики любят играть в разные игры.
Ребята, посмотрите, правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а вы девочки? Молодцы!
Физминутка
Мы за руки возьмемся,
(дети берутся за руки и качают ими)
Друг другу улыбнемся
(наклоняются вправо, влево и улыбаются друг другу)
Мы не будем ссориться,
(грозят указательным пальчиком)
Будем мы дружить,
(жмут две руки у себя над головой)
Руками своими
Вех друзей любить
(обнять за плечи рядом стоящих детей)
6. Итог.
Игра «Виноградная гроздь»
Гроздь состоит из разных ягодок, так и наша группа состоит из детей. Ягодки на веточке все вместе, крепко за неё держатся, так и ребята всегда будут вместе, и будут крепко дружить друг с другом. (Дети встают в круг взявшись за руки) .
На этом наше занятие окончено.
(Аудиозапись песни «Дружба крепкая…»)