Елена Пузакова
Педагогический проект по трудовому воспитанию «Трудятся мальчики, трудятся девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
Тема: «Трудятся – мальчики,
Трудятся – девочки»
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.
Воспитатели 4 группы
Пузакова Елена Борисовна
МБДОУ «ЦРР - №189»
Ведение в проект.
Публикация «Педагогический проект по трудовому воспитанию „Трудятся мальчики, трудятся девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Основная идея. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.
Участники проекта :
Дети старшего возраста 5 – 6 лет, родители, педагоги.
Вид проекта :
Познавательно – творческий, долгосрочный.
Цель проекта :
Воспитание устойчивого положительного отношения к труду, желание трудиться, настойчиво добиваясь результатов.
Задачи проекта :
• Формировать трудовые навыки детей.
• Поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности взрослых.
• Воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.
• Привлечение родителей к совместной трудовой деятельности.
• Развивать творческие способности детей, трудовые умения и навыки.
Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный
• Выбор темы проекта.
• Анализ состояния трудового воспитания в группе.
• Выявление основных проблем в организации воспитательно – образовательного процесса по гендерному признаку.
• Изучение педагогической литературы, передового педагогического опыта по данной теме.
• Прогнозирование ожидаемых результатов.
2 этап – Основной.
• Постановка цели и задач проекта.
• Создание предметно – развивающей среды.
• Материалы, мебель, игрушки, атрибуты для игровой и трудовой деятельности.
• Анкетирование родителей.
• Подбор книг, иллюстративного и текстового материала.
• Разработка перспективного плана.
• Мероприятия по реализации проекта.
3 этап – Завершающий.
• Педагогическое обследование детей.
• Обработка данных.
• Оформление проекта.
Виды трудовой деятельности :
• Самообслуживание.
• Хозяйственно – бытовой труд.
• Уход за растениями.
• Ручной труд.
Методы и приемы трудового воспитания :
• помочь ребенку в определение цели труда;
• обсудить в чем значение данной работы, для чего и для кого она необходима;
• научить разбивать работу на этапы выполнения;
• продемонстрировать и объяснять, как лучше это сделать;
• пробудить и поддерживать в ходе работы интерес к предстоящему делу;
• обсудить, что уже сделано, а что еще можно сделать, чтобы достичь лучшего результата;
• поощрять старания, интерес ребенка и стремление справиться с трудностями, добиваясь обозначенной цели;
•
Принципы трудового воспитания
• Принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически
• Принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
• Принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;
• Принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
• Принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.
• Принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Формы работы с детьми
• Беседы, наблюдения, экскурсии.
• Рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций.
• Дидактические игры.
• Создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр.
• Организация посильного труда.
Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
• формирование трудовых навыков через игровую деятельность;
• воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками;
• проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
• желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.
У родителей
• активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности;
• проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
Мероприятия по реализации проекта
Самообслуживание
Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» – Закреплять следить за своим внешним видом без напоминания и контроля
Игра – соревнование «Не забудь высушить» – Закреплять умение отряхивать одежду после зимней прогулки и сушить её на батарее.
Игра – упражнение «Все делаем по порядку» – Учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду. Оказывать помощь друг другу.
Игра – упражнение «Завяжи шнурки» – Закреплять умение самостоятельно завязывать шнурки на обуви.
ООД – «Наш помощник – носовой платок» - Совершенствовать умение без контроля и напоминания пользоваться носовым платком.
ООД – «Путешествие в зубное королевство» – Сформировать стойкую привычку и необходимость чистить зубы.
ООД – «Умывание» - Довести до сознания детей важность гигиенических процедур.
Хозяйственно – бытовой труд
Игровое – упражнение «Чистота – залог здоровья» – Воспитывать привычку к здоровому образу жизни через наведение порядка в группе.
Игровое – упражнение «После сна порядок в спальне оставляем мы всегда» – Воспитывать аккуратность, закреплять умение правильно складывать покрывало.
Игра – соревнование «Самый лучший дежурный» -
Совершенствовать умение правильно сервировать стол.
ООД «Накрываем стол к обеду» - Учить правильно, накрывать на стол, совершенствовать трудовые навыки.
Беседа «Как я помогаю маме» - Совершенствовать речь, учит быть внимательными и заботливыми, формировать представление о труде»
ООД «Знакомство с профессиями» - расширять знания о профессиях; вызвать интерес к окружающему миру; формировать представления о труде людей.
Беседа «Я мальчик, а я девочка»- Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками, формировать трудовые навыки.
Игры-состязания: «Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка» «Скажи комплемент», «Чего нет у девочек (мальчиков)», «Добрые дела дома».
Труд в природе
Совместная деятельность «Сбор листьев на участке и заготовка их для аппликаций» -
Совместная деятельность «Расчистим дорожки зимой от снега» - Воспитывать положительные отношения между детьми, совершенствовать трудовые навыки.
Совместная деятельность «Поможем птицам» - Закреплять знания о жизни птиц зимой, воспитывать желание заботится о них.
Совместная деятельность «Украсим участок фигурами» – Создать радостное настроение, воспитывать желание трудиться.
Совместная деятельность «Создаем цветник» - Совершенствовать знания о цветах, развивать трудолюбие.
ООД «Сбор семян» - Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян, учить отличать их.
ООД «Посадим лук» - Уточнить представление о луковицах, об условиях, необходимых для роста и развития.
Беседа «Инструменты помощники для человека» - Расширять представление о труде, о технике безопасности, познакомить с инструментами для работы в саду и огороде.
Ручной труд
ООД «Поделки из листьев» - Формировать практические навыки изготовление поделок из природного материала (листья, собирать персонажи по частям.
ООД «Больница для книг» - Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, понимать пользу проделанной работы.
ООД «Кормушка» - Закреплять умения делать кормушку из использованного материала (коробки от сока и молока, воспитывать трудолюбие и аккуратность.
ООД «Подарок для папы – самолет» - Совершенствовать умение работать с бумагой и ножницами, воспитывать аккуратность.
ООД «Подарок для мамы – цветок» - Воспитывать желание сделать подарок близким людям, трудолюбие и аккуратность.
Поделки из песка – Развивать творчество при работе с песком, активизировать познавательную деятельность его свойствах.
Поделки из снега – Совершенствовать умение работать со снегом, развивать воображение и мышление.
Литература
1. Н. Е. Веракса. Примерная, общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы». ФГОС
2. Н. Е. Веракса. Комплексно – тематическое планирование по программе «от рождения до школы». ФГОС (старшая группа)
3. Л. Ю. Павлова. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» (для занятий с детьми 4-7 лет) ФГОС
4. Э. Я. Степаненкова.» Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет». ФГОС
5. Хрестоматия 100 стихов, сказок, рассказов для чтения в детском саду и дома.
6. «Хрестоматия по литературе для детей младшего и среднего дошкольного возраста».
7. Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет.
8. Книга для чтения в детском саду и дома 6-7 лет
9. Л. Н. Вахрушева. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет».
10. Э. Заболотная. «Сказки – подсказки». Методический игровой материал.
11. К. Лубковская. «Сделаем это сами».
12. И. И. Кобитина. «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего дошкольного возроста.
13. Н. М. Петрова. «Объемная аппликация».
14. Г. И. Перевертень. «Самоделки из бумаги».
15. Л. И. Малышева. «Аппликация в детском саду».
16. И. В. Дубровская. «Аппликация из гофрированной бумаги».
17. О. В. Дыбина. «Что было до…» игры – путешествия в прошлое предметов.
18. А. К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду».
19. О. М. Дьяченко. «Чего на свете не бывает». Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.
20. Л. В. Артемова. «Окружающий мир дошкольников в дидактических играх».
21. Н. М. Быкова. «Игры и упражнения для развития речи».
22. Ю. Г. Илларионова. «Учите детей отгадывать загадки».
23. М. Г. карпенко. «Сборник загадок»
24. «Тематические загадки в детском саду».
25. С. И. Семенака. «Учимся сочувствовать, сопереживать» (коррекционные - развивающие занятия для детей 5-8 лет.)
26. И. В. Кравченко. «Прогулки в детском саду». Методическое пособие старшая и подготовительная группа.
27. Е. А. Савельева. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».