екатерина липартия
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Дни недели»
▼ Скачать + Заказать документы
Екатерина Липартия
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе :Тема "Дни недели"
Игровая ситуация: «Удивим Незнайку» с использованием ИКТ
Программные задачи:
- формировать представления детей о днях недели;
- закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах;
- совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
Темочки:
- Дни недели. Знакомство с днями недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материал: кукольный домик,7 картонных кукол с разноцветными колпачками, ширма, 2 подноса, плоскостные и геометрические фигуры
Ход НОД
1 часть: организационный момент
Цель: привлечь внимание детей.
Раздается мелодия «Волшебство» и под ее сопровождение постепенно на интерактивной доске появляется анимированное изображение Незнайки, который оглядывается по сторонам в течение 30 секунд. Заинтересованные дети подходят к экрану. Если не все дети обратили внимание на экран и подошли к нему, то я говорю:
- «Ребята, а кто это у нас в гостях? Посмотрите на экран. Давайте подойдем поближе и узнаем, что хочет Незнайка? Вместе с детьми подхожу к экрану. Незнайка машет рукой, улыбается и спрашивает: «Ой, куда это я попал?» Дети отвечают.
Незнайка: «Вы знаете ребята, у нас в Солнечном городе нет детских садов, вы не могли бы мне рассказать чем вы в детском саду занимаетесь?»
-Ну что, ребята, расскажем Незнайке о нашей жизни в детском саду?
2 часть: подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.
- Ребята, чем мы с вами больше всего занимаемся в детском саду?
-Правильно, мы много играем. Хотите научить Незнайку, как играть в «Веселые треугольники»? Давайте с вами вспомним правила этой игры. Нужно прыгнуть на двух ногах столько раз, сколько треугольников изображено на карточке (4,6,10). Игра проводится в группе на ковре.
-Молодцы, ребята, а хотите еще сыграть в игру «Сосчитай и хлопни»? Смотрите, у меня есть коробочка с желудями, предлагаю достать желуди, сосчитать их, а затем хлопнуть в ладоши столько раз, сколько желудей в коробочке (3,5,8). Для игры вызываются по очереди 2-3 ребенка. Проверка правильности выполнения правил игры осуществляется путем пересчета желудей всеми детьми, и сравнения соответствия количества хлопков количеству желудей.
3часть:ознакомление с новым материалом.
Незнайка: «Какие интересные у вас игры, скажите, а что вы еще делаете в детском саду?» Дети подходят к экрану.
На интерактивной доске появляется слайд с изображением частей суток (утро, день, вечер и ночь).
-Ребята, на экране вы видите разные картинки, найдите картинку на слайде с изображением «утра».
-Как вы узнали, что на картинке изображено именно «утро»?
-Чем вы занимаетесь по утрам?
-А теперь выберите картинку с изображением «дня».
- Что помогло вам определить, что это «день»?
- Определите, пожалуйста, на какой картинке изображен «вечер».
- Что вам помогло определить, что это вечер?
-Чем вы занимаетесь по вечерам?
-И последняя картинка на экране, которую мы не назвали это.? Правильно, ночь.
- Скажите, как вы догадались, что это именно ночь, а не день? Далее предлагаю обозначить части суток: утро, день, вечер, ночь одним словом – сутки.
-Взрослые часто заменяют слово «сутки» словами – целый день. Семь таких дней составляют неделю. Причем каждый день имеет свое название. Хотите узнать как они называются?
- А ты, Незнайка, хочешь узнать как называются дни недели? Давайте подойдем к столу, на котором находится кукольный дом. В этом кукольном доме живут необычные куклы. Каждая кукла имеет свое название – день недели. Я по очереди вынимаю куклы из коробочки - кукольного домика, объясняю:
-Эту куклу с синим колпачком зовут Понедельник. Она обозначает первый день недели.
-Вторую куклу с розовым колпачком зовут Вторник. Она обозначает второй день недели.
-Третью куклу с фиолетовым колпачком зовут Среда. Она обозначает третий день недели.
- Хотите познакомиться с четвертой куклой? Посмотрите на нее.
-Какого цвета у нее колпачок? Правильно, красный. Познакомьтесь, эту куклу зовут Четверг.
-Пятую куклу с коричневым колпачком зовут Пятница, она обозначает пятый день недели.
- А вот эту куклу с желтым колпачком зовут Суббота, она обозначает шестой день недели.
- В кукольном домике есть еще одна жительница. Посмотрите на нее. Какого цвета у нее колпачок? Правильно, оранжевый. Ее зовут Воскресенье.
-Скажите, пожалуйста, какой день недели по счету она обозначает? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, то я предлагаю им путем порядкового счета прийти к выводу, что воскресенье – это седьмой день недели. Далее дети вместе со мной повторяют последовательность дней недели с понедельника по воскресенье.
-Ребята, посмотрите, я сейчас последние две куклы с желтым и оранжевым колпачками, которых зовут Суббота и Воскресенье расположу немного в стороне от остальных пяти кукол.
-Как вы думаете, почему я так делаю?
-На самом деле я расположила эти две куклы в стороне, потому, что они обозначают выходные дни. Неделя состоит из рабочих и выходных дней. В одной неделе (посмотрите на кукол) есть пять рабочих дней, они у нас расположены вначале ряда: это какие дни?
- Давайте вспомним? И выходных дней – их два. Давайте их назовем.
- Что вы делаете в рабочие дни?
- А в выходные?
-Ребята, вы видите, что в течение недели, за семь дней можно выполнить много добрых дел и хорошо отдохнуть. Я знаю одну интересную игру которая называется «Какой день недели потерялся?»
- Хотите со мной сыграть? Для этой игры нам понадобится волшебная ширмочка, которой я буду закрывать кукол. Когда ширмочка откроется определите, что изменилось, какой день недели потерялся? Закрываю ширмой кукол на столе, убираю одну из них, открываю ширму и прошу детей определить какого дня недели не хватает. Если дети затрудняются в ответе определить название дня недели, то я предлагаю определить его путем называния имен каждой из кукол, которые расположены до потерявшейся.
-Ребята, мы с вами неплохо потрудились, знакомя Незнайку с жизнью в детском саду. Хотите немного отдохнуть? Проводится физминутка «Дни недели».
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем).
Если дети желают, то физминутка повторяется.
4часть:первичное осмысление и закрепление материала на практике.
Предлагаю детям пройти за столы и обратить внимание на раздаточный материал.
-Ребята, перед вами находится набор картонных кукол, они точно такие же как в кукольном домике. Хотите я научу вас и Незнайку играть в игру «Выложи дни недели»?. Правила игры такие: кто быстрее выложит последовательность дней недели из кукол, тот и победит. Главное выложить не только быстро, но и правильно. Вспоминайте, какого цвета колпачки у кукол с именами дней недели». В процессе игры слежу за верным выкладыванием плоскостных кукол каждым ребенком, если есть необходимость оказываю помощь и поддержку наводящими вопросами. Предлагаю детям по желанию провести самоанализ выполняемых действий: дать оценку своей деятельности, объяснить почему он выполнил это задание именно так. По окончании игры подвожу итоги.
-Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой день недели находится перед средой?
-Какой после среды?
- Какой день недели перед субботой?
- Какой идет после субботы?
-Назовите первый день недели?
-А последний? Молодцы! В том случае, если дети затрудняются в правильном ответе на данные вопросы, то я предлагаю вместе вспомнить последовательное называние дней недели.
-Ребята, а хотите еще поиграть? Перед каждым из вас на столе лежат 2 подноса. Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры лежат на подносах?
- Они одинаковые?
- Чем они отличаются друг от друга? (один квадрат состоит из маленьких квадратов, а другой квадрат состоит из треугольников).
- Выложите перед собой в ряд все треугольники, сколько их? (четыре)
-Выложите перед собой в ряд все квадраты, сколько их? (четыре). А теперь попробуйте выложить из этих геометрических фигур домик.
Индивидуальная работа с детьми. Подхожу к каждому ребенку и спрашиваю: «Какие геометрические фигуры ты использовал? Сколько домиков ты выложил?». Детям, которые выполнили данное задание быстрее других, то я предлагаю им оказать помощь тем, кто затрудняется.
5часть:подведение итогов организованного вида деятельности.
-Ребята, какие вы молодцы! Вот мы и познакомили Незнайку с нашей веселой жизнью в детском саду.
-Давайте вспомним, чем мы с вами сегодня занимались на занятии?
-А что нового вы узнали?
- А какая игра вам больше всего понравилась, почему?
На интерактивной доске появляется анимированное изображение Незнайки. Дети подходят к экрану. Незнайка: «Как хорошо и интересно вам живется в детском саду. Мы с друзьями решили в Солнечном городе тоже открыть детский сад. Вот тогда заживем весело! А вы можете и моих друзей научить играть в какую-нибудь игру? Пришлите, пожалуйста, нам ее по почте. А пока до новых встреч!» Дети прощаются с Незнайкой.
-Ребята, научим друзей Незнайки играть в игру «Сравни предметы»?
-Давайте после занятий нарисуем как мы играем в эту игру».