Светлана Крылова
«Весенний лес полон чудес. Геометрические фигуры. Цифра и количество». Конспект ОД по ФЭМП для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 70»
Конспект (технологическая карта)
организованной образовательной деятельности по ФЭМП
на тему «Весенний лес полон чудес»
(для детей 4-5 лет)
Подготовила воспитатель: Крылова
Светлана Александровна
г. Ярославль, 2022 год
Вид образовательной деятельности Тематическая, интегрированная
Форма организации образовательной деятельности Занятие-путешествие
Форма организации детей По количеству детей: подгрупповая
По местоположению детей: свободное передвижение по групповому помещению, практическая самостоятельная деятельность - сидя за столом парами;
По видам деятельности: чередование различных видов деятельности (коммуникативная, игровая, конструктивная, двигательная).
Цель: Создание условий для закрепления у детей 4-5 лет элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени; выявление уровня освоения материала по ФЭМП для детей 4-5 лет
Задачи:
Образовательные
Продолжать формировать:
- представления о временах года, сезонных изменениях в природе;
- представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, продолжать формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров, разного цвета, разной формы;
- представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?»;
-умение соотносить цифры с количеством предметов;
- умение сравнивать предметы по величине.
Развивающие
Развивать умения ориентироваться в пространстве и времени (части суток, на листе бумаги.
Развивать зрительное, слуховое внимание, восприятие, память, воображение.
Развивать диалогическую форму речи, активизировать словарь детей.
Воспитательные
Воспитывать чувство взаимопомощи, желание передавать радость другим.
Воспитывать самостоятельность при выполнении учебной задачи.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Образовательные области • «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие»
Педагогические технологии Личностно-ориентированные: создавать условия, чтобы ребенок имел возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него; педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры.
Здоровьесберегающие: смена двигательной активности, чередование различных видов деятельности, динамическая пауза, физкультминутка.
Развивающее обучение: ребёнок – полноценный субъект деятельности, субъект своего развития (активно-деятельностный тип обучения, соблюдение меры трудности и преодоление препятствий («зона ближайшего развития», принцип сотрудничества
Проблемное обучение: проблемная ситуация: «что делать. если нужная вещь испорчена?», «как перебраться на другой берег?»
Методы и приёмы Игровые методы и приёмы: игровая ситуация, силуэты зверей
Словесные методы и приёмы: вводная беседа, художественное слово, вопросы (мотивирующие (побуждающие к действию, наводящие (направляющие, уточняющие, проблемные, оценочно-рефлексивные, объяснение, словесная инструкция, педагогическая оценка
Наглядные методы и приёмы: слайды с математическим заданием, силуэты зверей, карточки-цифры
Практические методы и приёмы: оказание помощи, совместные действия воспитателя и ребёнка
Ресурсы, материалы, оборудование Технические средства обучения Музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран
Демонстрационный материал Слайды для математического счёта (ИКТ)
Раздаточный материал Силуэты зверей (медведь, белка, зайка, ёжик на каждого, зелёный лист картона формата А3 – «лес», цифры, карточки с изображением предметов, полоски – «полотенца», геометрические фигуры – «заплатки», дощечки для моста
Тематическое оборудование Тематическое оформление части группового помещения: болото, речка
Предварительная работа - загадки, чтение стихотворений на тему «Весна»;
- беседа на темы: «Времена года», «Весна», «Дикие животные»;
- дидактические игры и упражнения «Форма и цвет», «Длинный-короткий», «Весёлый счёт»
Планируемый (прогнозируемый) результат Дети имеют представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форма, цвет, размер, количество; умеют ориентироваться в пространстве, времени, на листе бумаги, владеют навыком счета в пределах 5, пользуются количественными и порядковыми числительными, умеют отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?»; умеют сравнивать предметы по величине: длинный – короткий, соотносить цифру с количеством предметов.
Технологическая карта
№ Этапы
(структурные компоненты деятельности) Содержание совместной образовательной деятельности Виды детской деятельности
1 Организационный момент Дети заходят в группу. Воспитатель
обращает внимание детей на гостей
- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- А теперь посмотрите на меня. У вас хорошее настроение? Давайте улыбнемся друг другу.
Послушайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)
- Как вы догадались?
-А что такое весна? (Время года)
- Вы знаете сколько в году времён года? (4)
- Давайте их назовём? (зима, весна, лето, осень)
-А какое время года было до весны? (зима)
- А после весны? (лето)
-А сколько весной месяцев? (3).
-Кто их назовёт? (март, апрель, май)
-А сейчас какой месяц весны? (апрель) коммуникативная
2 «Вхождение в тему»
(мотивация совместной деятельности)
беседа, динамическая пауза - Ребята, а вы любите путешествовать? А хотите отправиться в весенний лес?
-А на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (ответы детей). Верно, молодцы. А чтобы нам поскорее добраться до него, у меня есть волшебный ковёр-самолёт (разворачиваю).
- Ребята, посмотрите, а ковёр-то дырявый! Как вы думаете, что с ним случилось? (ответы детей)
- А если вещь испорчена, что можно с ней сделать? (ответы детей: починить, купить другую).
-А если нам эта вещь еще нужна, тогда что можно сделать? (зашить). Если дырки большие? Что можно поставить? (заплатки, другие кусочки ткани).
-У меня на подносе лежат вот такие «заплатки». Что можно сказать про заплатки? Одинаковые они все или разные? Чем отличаются?
-Давайте найдём нужную заплатку и починим ковёр-самолёт. (Дети по очереди накладывают и определяют, те фигуры, которые подходят для ремонта ковра)
- Какие вы молодцы, ребята, теперь мы можем с вами отправиться в путешествие в весенний лес. Садитесь на ковёр-самолёт!
На ковёр мы вместе сели
В небо высоко взлетели.
В облаках пока летим
Части суток повторим.
Загадки:
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это …» (утро)
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идём,
Песни весело поём! (день)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадётся.
Зажигайте лампы, свечи –
Наступает тёмный… (вечер)
-Ой, ребята, я про все части суток загадала? (Нет, ночь). Ребята, а сейчас какое время суток? (Утро). Молодцы.
Так мы весело играли,
Вот уж лес и перед нами
Наш ковёр на землю лёг
И пошли, за мной вперёд!
Мы проходим с вами в лес
Полный таен и чудес.
- Давайте, ребята, закроем глаза и послушаем, как поют птички? Открываем глазки.
- Что это перед нами? (Деревья)
- Сколько деревьев? (2)
- Ребята, они одинаковые? (нет)
- Чем отличаются? (Дуб, берёза)
- Посмотрите-ка, на дуб прилетели птички!
- Сколько их, кто хочет посчитать?
- Сколько всего? (5)
- Посмотрите-ка, несколько птичек перелетели на берёзу! Сколько птичек перелетело? (2) Как узнать? Посчитать. Кто хочет посчитать?
- Сколько птичек осталось на дубе? Кто посчитает? (3)
- Ребята, а что больше 3 или 2? Что меньше 2 или 3?
- На каком из деревьев птиц больше? (На дубе)
- На сколько? (на 1 птицу)
- Что можно сделать, чтобы птиц стало поровну? (Добавить или убрать одну птицу)
Молодцы, пойдёмте дальше.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Топ-топ-топ
По камешкам, по камешкам,
Прыг, прыг-прыг
Шли мы, шли и до речки дошли. (Имитация движения)
- Ребятки, посмотрите-ка, что перед нами? (река). Какая она? (Глубокая, широкая, синяя). Как перебраться на другой берег? Мы можем её перешагнуть? Почему?
Что же нам делать? (Построить мост).
- Ой, ребята, посмотрите, здесь лежат цветные дощечки, наверное, это и был мост, но его кто- то разобрал. Мне одной не справиться. Вы мне поможете? Возьмите каждый по детали. Давайте попробуем выложить первую красную дощечку. А следующую какого цвета мы выложим? Какой красивый мост получился. И желтые дощечки, и зелёные, и красные. Если много разных цветов, значит, мост какой (разноцветный).
- Ребята, какая по счету синяя дощечка? Зелёная дощечка? На котором месте находится жёлтая дощечка? (Ответы). Молодцы. (Все по очереди переходят мост)
Через речку перебрались.
На полянке оказались
А на полянке живут зверята - весёлые ребята.
1, 2, 3, 4, 5, превращаемся в зверят.
Зайка скачет под кусточком,
По болоту и по кочкам. на 2-х ногах
Белка прыгает по веткам
Гриб несёт бельчатам-деткам подскоки
Ходит мишка косолапый
У него большие лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ёжик. (Имитация движений)
-Ой, зверята, веселились и на полянке заблудились, не могут найти свои домики. Что же делать? Как им помочь? (Ответы). (Дети садятся за столы, на которых лежат карточки – «лес» и звери (медведь, белка, зайка, ёжик на каждого).
- Давайте мы вспомним, где у нас правая рука (поднимите её, где левая? Молодцы. Слушаем внимательно.
- Ребята, перед вами зеленая полянка – это «лес». Мишка живет в правом верхнем углу леса, зайка живёт в левом нижнем углу, белочка живет в середине леса, а ёжик живёт в верхнем левом углу. Молодцы!
- Звери вам очень благодарны, ну а мы пойдём дальше.
- Перед нами болото. Посмотрите, кто же живёт в этом болоте? (живёт семья лягушек). Лягушата целый день резвятся и бултыхаются в воде, а мама лягушка не успевает сушить им полотенца. Она горько плачет и квакает: : «Кваааа, ничего не успеваю! Кто бы мне помог!». Ребята, что же делать? (поможем развесить полотенца). Посмотрите, все ли полотенца одинаковые? (Нет, одни длинные, другие короткие).
А в каком порядке они будут висеть на верёвочке? Предлагайте! Сначала, а потом … (Ответы детей). Выполнение задания.
От лица лягушки: «Квааа, спасибо, что помогли мне развесить бельё, теперь можно заняться другими делами или отдохнуть».
-Да и мы с вами давайте поиграем в игру «Подбери цифру». Подходите к столу, для каждого лежит набор цифр. Я показываю карточку, а вы подбираете ту цифру, которая обозначает количество предметов на карточке
3. Подведение итога образовательной деятельности, систематизация знаний
Рефлексия -Как мы славно прогулялись, но пора нам детвора, возвращаться в детский сад. Садитесь на ковёр-самолёт
На ковёр мы сели,
В небо высоко взлетели.
В облаках пока летим
О прогулке с вами поговорим.
Ребята, понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
Где мы с вами побывали? (ответы детей)
Что понравилось больше всего? (ответы детей)
Мне тоже понравилось путешествовать с вами, вы такие молодцы и столько всего знаете.
Вот уж садик перед нами
Наш ковёр на землю лёг
Всем спасибо за полёт. коммуникативная
игровая