Светлана Богданович
Конспект образовательной деятельности «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Образовательные задачи :
1. закреплять с детьми характерные признаки весны;
2. упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи;
3. расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; об особенностях внешнего вида;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
4. формировать активный интерес к художественному слову;
Развивающие задачи:
1. развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;
2. развивать логическое мышление и внимание;
3. развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать чувство любви к природе и к окружающему миру;
2. воспитывать доброе, бережное отношение к птицам;
3. воспитывать любознательность, сочувствие.
Словарная работа:
"гнездо", "скворечник", "щебечут", "ласточка".
Материал к занятию:
• Голоса птиц (аудиозапись).
• Деревья (макеты).
• Иллюстрации перелетных птиц.
• Тексты загадок о перелетных птицах.
• Звуковая фонограмма явлений природы.
• "Волшебная палочка".
• Картинки с изображением птичьих гнезд.
• Кепки с приклеенным изображением птиц для физкультминутки.
• Картинки - модели для описания птиц.
Используемые методы и приемы:
• сюрпризный момент,
• художественное слово,
• наглядный,
• словесный,
• игра.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами во время прогулок;
• загадывание загадок;
• рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций;
• заучивание стихов;
• подготовка отдельных деталей к детской коллективной работе (птички, гнезда, стволы деревьев).
Ход занятия.
1. Приветствие в кругу:
Собирайтесь, дети, в круг,
Я - твой друг,
И ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Пожмем друг другу руки, улыбнемся друг другу. Сегодня нас ждет интересное занятие. Я попрошу вас быть внимательными).
Далее дети садятся на стульчики.
2. Введение в игровую ситуацию:
Звучит "Весенний вальс" Ф. Шопена.
Ребята, прислушайтесь! Ничего не слышите? Кто это тихо прошагал за окном?
Ребенок читает стихотворение:
Кто прошел так тихо - тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тихо так пришла весна!
Ребята, какое сейчас время года? (весна).
Какие изменения происходят в природе весной? (распускаются листочки на деревьях, зеленеет травка, солнышко ярче светит, распускаются цветочки и т. д.).
А что же у нас произошло в группе? (кругом макеты деревьев, изображения птиц).
Звучит аудиозапись "Голоса птиц".
Итак, вы, наверное, уже догадались о ком сегодня пойдет речь? (о птицах).
Сюрпризный момент:
Раздается стук в дверь. Входит сорока (девочка в костюме сороки) и отдает письмо от лесных жителей.
Я зачитываю письмо: "Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. У нас в лесу такой переполох : все куда - то летят, торопятся. Такой шум - гам вокруг! Столько птиц прилетело! Помогите нам разобраться, что случилось?".
Ребята, поможем?
3. Затруднения в игровой ситуации:
Как вы думаете, откуда столько птиц появилось? Ведь зимой их было совсем мало! (ответы детей).
Как называются птицы, которые прилетают к нам весной, а с наступлением холодов улетают от нас в теплые края? (перелетные). (Обращаю внимание детей на картинки с изображением перелетных птиц : грач, скворец, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, ласточка, соловей). Эти птицы прилетают к нам весной, потому что становится тепло, тает снег, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.
4. Открытие нового знания:
Ребята, а вы знаете, какие птицы прилетают к нам первыми? Отгадайте загадку:
Черный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам всем враг.
Рассматривание картинки с изображением грача.
Грач - крупная птица. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей.
Какая окраска у грача? (черная с фиолетовым отливом)
Какой клюв? (длинный, тонкий).
Как передвигается грач? (летает, прыгает, ходит).
Чем питается? (едят червей, яйца птенцов других птиц, семена, плоды растений, но больше всего любят насекомых).
Где живут грачи? (Строят гнезда на деревьях высоко. Снаружи гнездо похоже на взъерошенную шапку, зато внутри очень уютное и теплое. Гнезда строят из прутиков, сухих веточек, травинок, пуха, соломы).
Прослушивание аудиозаписи "Голос грача".
Физкультминутка.
Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно одеть волшебные шапочки, которые появятся с помощью волшебной палочки.
Произносим волшебные слова:
1, 2, 3, (хлопки в ладоши)
Немножко покружись
И быстро в птичку превратись.
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают.
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
Звучит аудиозапись "Пение скворца".
Слышите, скворец поет, он на крыльях весну несет. Показываю картинку: птица небольшого размера. Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв мощный, желтый. На голове черный хохолок. А еще скворцы - настоящие певцы - пародисты. Они запоминают и копируют голоса многих птиц, а затем слагают свою песню: то ласточкой защебечут, то курицей закудахчут, то лягушкой заквакают.
Чем питаются скворцы?
Как называются домики, которые люди строят для скворцов?
Рассматривание скворечника:
Сверху на скворечнике крыша, круглый вход - леток. Почему он называется леток (птицы в него влетают). Скворцы возвращаются к своим прежним домикам, натаскивают туда перышки, сухую траву, листочки.
Ребята, отгадайте, у какой птицы такой хвост? (показываю картинку с хвостом ласточки).
Правильно, ласточка. Опишите ласточку (голова, крылья, спинка - черные, а грудка белая, носик маленький и острый, хвост - как 2 косички). Ласточки много времени проводят в воздухе. Их рот в полете широко открыт и поэтому в него попадают разные мухи, мошки, комары. Гнезда строят на обрывах рек, на стенах и под карнизами домов. Строительным материалом служат соломинки, размокшие комочки земли и глины. И все это они склеивают между собой своей слюной.
Отгадайте загадку:
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку -ку, ку - ку.
Расскажите, что вы знаете о кукушке. (Небольшая, серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Гнездо себе не вьет, свои яйца подкидывает в чужие гнезда и их воспитывают другие птицы.
5. Введение нового знания в систему знаний.
Игра "Хорошо - плохо".
Дети становятся в круг. Воспитатель в центре. Бросает мяч ребенку и говорит предложение. Если высказывание верно, ребенок должен поймать мяч, если неверное высказывание - мяч ловить не нужно.
1. Птицы, которые остаются у нас зимовать, называются перелетными.
2. Птиц любить не нужно.
3. Первыми прилетают грачи.
4. Зимой птицам нужно помогать.
5. После зимы наступает весна.
6. Кукушка каркает.
7. Тело птиц покрыто перьями.
8. Птицы летать не умеют.
9. Птицы приносят огромную пользу.
10. Птицы радуют человека своим внешним видом и звонким пением.
11. Птицы уничтожают вредных насекомых.
6. Обобщающие и закрепляющие задания:
Коллективная работа "Птички прилетели" (аппликация).
7. Итог занятия:
О ком мы сегодня говорили?
А кто же такие птицы, как мы можем их узнать? В этом нам помогут картинки - модели
Птицы приносят огромную пользу в природе. Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь. Зимой птиц мы подкармливали, а летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать и нельзя разорять их гнезда.