Людмила Архипова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Перелетные птицы. Среда обитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей. Воспитание уважения заботливого отношения к птицам и окружающему миру.
Тема: «Перелетные птицы. Среда обитания»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально – коммуникативное развитие», «Музыкальное развитие», «Художественная – эстетическое развитие».
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе „Перелетные птицы, Среда обитания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
Обобщать и систематизировать знания детей о строении птиц, его зависимости от условий жизни. Развивать мыслительные способности детей: обследовать, объяснять, обобщать, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. Совершенствовать умение формулировать и решать противоречия.
ОО «Развитие речи»
Обогащать словарь по теме «Перелетные птицы». Развивать связную речь и упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях и отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Развивать у детей наблюдательность и формирование поэтического взгляда на действительность.
ОО «Физическая культура»
Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Формировать потребность в двигательной активности.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх. Воспитывать доброе отношение к окружающему миру.
ОО «Музыкальное развитие»
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатление детей.
.
Методы и приемы:
Практические: дидактические игры «Четвертый лишний», «Что будет, если ….», «Пищевая цепочка», «Опиши птицу». Пальчиковая гимнастика «Птицы», физкультминутка «Журавль».
Наглядные: рассматривание картин и иллюстраций, изображение птичьих следов и частей.
Словесные: обследование,типовые приемы фантазирования, решение противоречий и проблемных ситуаций, загадывание загадок, беседа, художественное слово.
Материалы и оборудование: магнитофонная запись голосов птиц, изображение Почемучки, скворца, летучей мыши, ласточки. Клювы птиц : пеликана, журавля, синички. Изображение птиц по частям (туловище, шея, голова, ноги, клюв) и комплект этих же частей удлиненных, как у журавля. Изображение следов птиц, привыкших жить на дереве и на земле. Изображение птиц : орел, орлан, снегирь, дубонос, лебедь и сова.
Формы организации совместной деятельности :
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности.
Двигательная Физкультминутка «Журавль», пальчиковая гимнастика «Птички».
Игровая «Четвертый лишний», «Что будет, если….», «Пищевая цепочка», «Опиши птицу».
Коммуникативная Беседа о птицах, о среде обитания. Вопросы и игровое общение.
Познавательно-исследовательская Решение противоречий, проблемных ситуаций, экспериментирование.
Музыкальная Слушание записи «Голоса птиц»
Логика образовательной области
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые
результаты
1. Организационный момент.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Птички».
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка!
Эта птичка - соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Это птичка коростель.
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко,
Это зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички, птички по домам. Дети выполняют упражнение пальчиковой гимнастики
Развивается мелкая моторика рук.
2. Сегодня к нам в гости пришел Почемучка. Он как всегда пришел с загадками и задачками, которые мы с вами должны решить. Почемучка загадывает загадки:
На шесте дворец,
Во дворце певец (скворец)
По темному небу ты долго летала
Потом, ты, наверное, очень устала.
И вниз головою над нами висишь
Все мы глядим на летучую…
(мышь)
Черен конь, за морем бывал,
Спереди шильце, сзади вильце
На груди белое полотенце…
(ласточка)
Воспитатель выставляет на мольберт изображение отгадок и задает вопросы детям:
- Кто здесь лишний?
- Почему вы так решили?
- Кто же тогда птица? Дети внимательно слушают Почемучку, отгадывают загадки и
отвечают на вопросы. Развивается мышление, слуховое восприятие.
Сформирован поэтический взгляд на действительность.
3. Ребята, хотите послушать пение птиц? Воспитатель включает магнитофонную запись «Голоса птиц в лесу».
Вопросы:
- Почему песни у птиц бывают разные?
- Почему птицы меняют голоса?
- Чьи голоса вы узнали?
- Кто нарушил тишину леса?
Дети слушают магнитофонную запись голосов птиц. Отвечают на вопросы воспитателя.
Сформирован навык восприятия звуков и обогащение впечатлений у детей.
4. Дидактическая игра «Что будет, если ….»
А если утки перестанут крякать,
И вороны перестанут каркать,
Петухи кричать ку-ка-ре-ку,
А кукушка плакать на суку,
Что случится, что произойдет?
Вопросы:
- Что может произойти, если исчезнут все птицы?
- Какие птицы могут исчезнуть, в недалеком будущем?
- Что будет, если птицы осенью улетят и весной не вернутся?
- Кто в этом виноват?
Дети слушают стихотворение. Отвечают на вопросы и рассказывают о том, что может произойти, если исчезнут все птицы на земле.
Наличие умения анализировать и делать выводы.
5. Почемучка проводит беседу о том, как природа веками помогала птицам выжить.
- Для чего нужен клюв птице?
- Попробуйте, глядя на птицу сказать, чем питается птица?
Показывает клювы пеликана, журавля и скворца и просит угадать:
- Чьи клювы?
- Чем питаются эти птицы?
Дети рассматривают клювы птиц, отгадывают название и рассказывают, чем они питаются. Развивается сообразительность. Сформировано умение самостоятельно решать поставленную задачу.
6. Дидактическая игра «Пищевая цепочка».
Дети выкладывают пищевую цепочку стрелочкой на приготовленных карточках. Развивается мыслительная способность у детей: объяснять, применять знания в новых ситуациях.
7. Воспитатель машет палочкой и превращает детей в журавлей: «Раз, два, три - журавлями стали вы»
Физкультминутка «Журавль»
- Журавль, журавль длинноногий
Покажи домой дорогу,
Журавль отвечает:
- Топай правою ногою, топай левою ногою
Вот тогда придешь домой.
Дети выполняют движения по тексту.
Развивается координация движения с речью, формируется потребность в двигательной активности.
8. Воспитатель рассказывает историю про птицу. Когда-то много лет назад жила одна птица. Вот такая (тело цапли, но короткие ноги, шея, клюв, пальцы). Жила эта птица на болоте. А раз жила на болоте, то любила лакомиться лягушками и другой болотной живностью. И было у нее много врагов, а чтобы враг к ней незаметно не подкрался, что она должна была делать?
Но ей же надо пищу добывать в воде, т. е. окунув голову в воду. У нас возникает «противоречие» : птица должна окунуть голову в воду, чтобы достать пищу и не должна ее окунать, чтобы постоянно видеть своих врагов. Как быть?
Контрольный ответ: необходимо удлинить клюв, чтобы она могла
достать пищу, но не отпускать глаз.
А бродила наша птица по болоту.
- Какая, обычно растительность на болоте?
- Легко ли нашей птице в такой высокой траве заметить своих врагов? Что же получается: птице нужно наблюдать за своими врагами, чтобы не схватили, да не может, трава мешает. Как быть?
И стала птица вот такой : меняет шею на длинный клюв. А легко ли нашей птице ходить по болоту, можно и увязнуть и утонуть, получается «противоречие», птица должна ходить по болоту в поисках пищи и не должна, т. к. может утонуть.
Контрольный ответ: нужно удлинить ноги и сделать длинные, широко расставленные пальцы.
- Почему пальцы должны быть длинными и широко расставленными, без перепонок?
И стала наша птица вот такая (меняет ей ноги).
- А вам известны такие птицы с длинным носом, шеей, ногами, пальцами?
Дети внимательно слушают рассказ воспитателя, отвечает на вопросы, фантазируют, дополняют, решают противоречия и складывают силуэт птицы. Развивается связная речь. Сформировано умение согласовывать слова в предложениях и отвечать полным ответом на вопросы воспитателя. Сформировано знание детей о частях птицы, оби индивидуальных
особенностях внешнего вида.
9. На мольберт выставляет картинки с изображением ноги трех птиц.
- Скажите, какая из них живет на дереве, какая привыкла ходить по земле, а какая водоплавающая? Почему?
Дети решают новую проблемную ситуацию, описывают птиц. Сформировано умение называть птиц водоплавающих, живущих на дереве и на земле.
10. Почемучка выставляет на фланелеграф три ряда птиц :
орел – орлан; снегирь – дубонос; утка – лебедь.
- Рядом с какими птицами можно поместить сову? Учитывая строение ног и клюв. Чем они похожи?
- Как можно назвать этих птиц : орел, орлан, сова?
- Чем они питаются?
- Одинаковые ли у них крылья?
- Почему у совы короткие
крылья?
- А у орла, почему крылья длинные? Но хоть вынослив орел, все равно его крылья устают.
- Как отдыхает орел в воздухе? Он парит, т. е. перестает махать крыльями. Но когда птица перестает махать крыльями, она начинает падать или отпускаться вниз, но нашему орлу не надо
отпускаться вниз, он не выследит добычу. Возникает «противоречие» : орел должен подняться выше, но он не должен подняться выше, т. к. его крылья устали.
- Почему потоки теплого воздуха помогают ему подняться?
Воспитатель проводит дидактическую игру «Четвертый лишний».
Дети устанавливают причинно-следственные связи, классифицируют перелетных и зимующих птиц. Закрепляется классификация птиц. Сформировано умение детей сравнивать, доказывать и делать выводы.
Итог:
Много интересного мы узнали о жизни птиц.
Возьмите маленькую птичку те, кому было трудно сегодня и не интересно. Среднюю птичку те, кому было не очень трудно, но интересно. Большую птичку те,
кому было интересно и легко.
Дети выкладывают птичек и рассказывают о том, какие трудности испытывали на занятии.
Сформировано умение самостоятельно оценивать свою работу.