Валентина Борунова
Конспект образовательной деятельности «Наша родословная»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Познавательные:
1. Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная. Учить поддерживать и укреплять семейные традиции.
2. Закрепить представления у детей о своей семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии своей семьи.
Развивающие:
- Развивать интерес к своим родным и близким;
- Формировать познавательный и исследовательский интерес к изучению
истории и традиций своей семьи;
- Формировать у детей представления об отношениях родства;
Речевые:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Наша родословная“» размещена в разделах
1. Закрепить знание и понимание русских пословиц о семье.
2. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, употребляя в речи фамилии, имена и отчества родных.
3. Активизировать словарь: род, родословная, генеалогическое древо, старинные уважительные обращения к родным (матушка, батюшка, братец, сестрица).
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к своим близким, к старшим, доброжелательное отношение к членам своей семьи и других семей.
2. Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии;
Словарная работа: род, родственники, генеалогическое древо.
Демонстрационный и раздаточный материал: схема генеалогического древа, на каждого ребенка, семейные фотографии, пирамида, семейные гербы.
Предшествующая работа: беседы с детьми о семье, подготовка раздаточного материала (изображение генеалогического древа, подбор фотографий родственников, беседы с родителями, составление семейного герба каждой семьей группы, подбор стихов
Ход занятия
1 Ведущий: Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашей педагогической гостиной. Благодарим вас, что нашли время и пришли к нам.
Тема нашей сегодняшней встречи — «Наша родословная».
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ -родительский дом
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты входишь из семьи
Выступление детей:
За окном бушует вьюга
Ветер воет за окном
Но в любую непогоду
Хорошо, когда есть дом.
Сегодня в этом зале
Мы собрались не зря
Сегодня мы узнаем,
Как нам важна семья.
Семья – это слово родное!
Сколько там света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Семья – это мама,
Семья – это я,
Папа, бабуля,
Мой брат и сестра,
Дедушки, тети –
Все это, друзья,
Семь раз повторяется
В слове семья.
Песня (“Маленькая страна”)
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, бабушка, дед и папа, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня.
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня.
Ведущий: Человек рождается на свет, растет, задумывается: “Кто я, откуда мои корни”. Издавна одной из традиций в русских семья была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – древо семьи. Эта традиция сейчас возвращается. Славная вещь – родословное дерево. Сила дерева в его корнях, а сила человека в тех людях, кровь которых течет в его жилах. Они передали ему свои привычки внешность, характер. И из этого сплава появился он человек. И не даром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной, хорошей семье и семья его воспитала. И я с огромным удовольствием предоставляю слово семье Митрофановых, которые к нашей встрече приготовили презентацию о своей семье …
Презентация своей семьи (домашнее задание)
Семья Камаловых познакомит нас со своим генеалогическим древом.
Ведущий: Одной из важных традиций – беречь и хранить фотографии. В каждой семье есть фото, которые надолго оставляют память о дорогих людях и событиях. Традиция эта очень важная. Недаром люди, когда покидали свои дома, брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии дорогих людей. Загляни в семейный альбом, а там фотографии ваших предков.
«Старый, потертый семейный альбом
Много интересного хранится в нем
Альбом сегодня открываем
О ваших семьях мы узнаем»
Приглашаем семью Варвариных Михайловых.
Игра «Кто кому кто»
• Брат жены (шурин)
• Брат мужа (деверь)
• Сестра мужа (золовка)
• Сестра жены (свояченица)
• Мать жены (теща)
• Отец жены (тесть)
• Мать мужа (свекровь)
• Отец мужа (свекор)
• Жена сына (сноха)
• Дочь брата или сестры (племянница)
• Брат отца или матери (дядя)
• Сестра отца или матери (тетя)
С родственными связями мы разобрались
Ведущий (к детям) :
Я спрошу у вас друзья,
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку все семейные загадки.
Попробуйте отгадать загадки о членах семьи.
Он стар, но это ничего,
Его добрее нет.
Он папа папы моего,
А для меня он… (дед)
Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Колыбельную спот,
И советы нам дат. (бабушка)
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
У мамы сестра.
Веселей не найдте
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (ття)
К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой (дядя)»
Маме на радость, папе в награду,
Я появился, наследник-отрада.
Родной, несмышленый, пуговки-глазки-
Ему вс вниманье, забота и ласки. (сын)
Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещ прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестрнка)
Она вс на свете помнит и знает,
И бабушка мамой е называет!
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра… она же мне пра… (прабабушка)
Ведущая: Отец – глава семьи, опора, кормилец и защитник и сейчас видео викторина для мам «Дети о папах»
Загадка 1
1. Они продаются в киосках. Их как конфет в магазине, много, но папа каждый день покупает одни и те же, с одинаковым названием.
2. Каждый день папа проводит наедине с ними полчаса, а может и больше, и при этом всегда просит, чтобы ему не мешали.
3. А маме они не интересны, она иногда берет их, чтобы вымыть окно или завернуть что-нибудь. (Газеты)
Загадка 2
1. У папы их много: и синий, и коричневый, и в полоску.
2. Когда папа надевает джинсы или спортивный костюм, он их не трогает.
3. Это нужно уметь завязывать, а дети и даже некоторые взрослые этого не умеют. (Галстук)
Загадка 3
1. Папа берет это, когда собирается на работу, на праздник или хочет понравиться маме.
2. Она бывает острой и безопасной.
3. У дедушки она старая, электрическая и жужжит, как оса. (Бритва)
Загадка 4
1. У меня это игрушечное, а у охотников и сторожа — настоящее.
2. Раньше это было у солдат в русской армии, а теперь нет.
3. Это есть даже у Шарика из Простоквашино, только специальное, для фотоохоты. (Ружье)
Загадка 5
1. Купить это мечтает каждый папа.
2. А у меня их много, только игрушечных, конечно.
3. Чтобы я мог этим пользоваться, мне сначала нужно вырасти, а потом еще учиться, сдавать трудный экзамен, а потом мне дадут специальную книжечку с моей фотографией. (Автомобиль)
«Песня о семье»
Ведущая: Семья, близкие родственники, родня, род, родословная. Разобраться во всем этом предстояло нашим детям с помощью своих родителей бабушек дедушек. Ребята вместе с родителями приготовили герб своей семьи. Это так же очень увлекательное занятие, нужно было знать свои традиции, чем увлекается семья, что для семьи самое главное.
А теперь попросим семью Тимушевых, Лоцмановых, Ахметьевых представить свой герб.
Ведущая: В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. В каждом доме: в гараже, чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится много старинных вещей. А как смогли бы до нас дойти эти вещи, если бы их не держали за семью печатями?
Старинные вещи хранят в бабушкином сундуке. Вот у нас на столе такие вещи. Какие же тайны хранят эти вещи?
Презентация старинных вещей ( Выступают: Михайловы, Царьковы, Леоск)
Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках. История вещи - история человека, история семьи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, что со мною все согласятся, что ее нужно продолжать.
Ведущий:
Любим мы весёлый смех
Много игр знаем
И сейчас давайте здесь дружно поиграем
Предлагаю вам одну интересную игру.
Мама - хранительница рода, семьи, домашнего очага. Сколько о ней сложено стихов, песен. И сейчас мы для любимой мамочки сделаем бусы.
У каждой команды есть шнурок и тарелка с макаронами. Нужно за минуту нанизать макароны на шнурок, чьи бусы получатся длиннее тот и победил. Когда-нибудь эти бусы станут реликвией для ваших детей и внуков.
Дети вместе с родителями выполняют задание.
Ведущий: Семейное счастье как огонь, его нужно поддерживать добрыми словами и делами возьмите сердечко, и передавая его друг другу скажите пожелание своей семье, начинать это пожелание нужно словами «Я хочу чтобы моя семья была» (Дружная, крепкая,веселая,здоровая,счастливая)
Ведущий: Семья – это главное, самое дорогое, основное начало всех начал. Так учили наших предков, а они так учили нас, мы так учим наших детей, а они так будут учить своих. Именно поэтому, народ сочинил массу пословиц, поговорок, загадок, на тему семья. На сколько хорошо вы их знаете мы сейчас проверим. Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не нужен и клад, коли в семье лад.
Конкурс Пословиц:
Вся семья вместе, так … (и душа на месте).
Яблоко от яблони … (недалеко падает).
Кто родителей почитает, … (тот во век не погибает).
Нет дороже дружка, … (чем родная матушка).
На что клад … (коль в семье лад).
Вместе тесно. (да врозь скучно).
В гостях хорошо, а … (дома лучше).
В своем доме … (и стены помогают).
Не красна изба углами … (а краса пирогами).
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились
Ведущий: Наверное, все вспоминают, как кормила бабушка всех пирогами, а сейчас мамы угостят вас сладкими блюдами, рецепт которых они узнали от своих мам. (Презентация блюд)
Ведущий:
Наша встреча подходит к концу.
Корни родословной глубоки,
Мы мечтаем знать о них побольше
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!
Помнить все и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый
Может это приведет народ
В век неравнодушия однажды.
А сейчас предлагаю сделать на память общую фотографию для нашего группового альбома.
Чаепитие.