Лариса Ковалева
Конспект образовательной деятельности «Наш город»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Расширить и систематизировать знания о городе, в котором мы живем.
Использовать методы и элементы ТРИЗ для составления творческого рассказа о городе.
Развивать речь, побуждать рассуждать, объяснять, сравнивать. Обогащать словарь.
Выделять характерные и существенные признаки достопримечательностей родного города.
Воспитывать интерес и любовь к Воронежскому краю.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений о Воронеже. Рассматривание иллюстраций и фотографий с достопримечательностями города.
Темочки:
Беседы о символике города, о гербе и флаге.
Систематическое использование методов и элементов ТРИЗ при ознакомлении с окружающим и в развитии речи детей. Метод противоречий: «хорошо это или плохо», активизация интереса, систематизация знаний, формирование понятий относительности.
Методические приё мы: беседа, вопросы, поощрение, объяснение, сравнение. Игровые приемы.
Оборудование: Иллюстрации, проектор и экран для просмотра презентации.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята догадайтесь, о чем идет речь в этой загадке:
Расширяясь, год от года,
Так растёт и строится,
Что в черте его дорога
Улицей становится. (Город)
Словестная – логическая игра «Я найду слова везде!» (Вариант Песни-игры «Слово на ладошках» Е. Поляковой)
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово!
- Давайте найдем другие слова, которые прячутся в слове «город» (Передавая друг другу мяч, дети называют слова имеющие отношение к понятию «город»)
Ответы детей: улица, парк, фонтан, школа, магазин, детский сад, автобус, библиотека, пешеходы, трамвай.
Воспитатель: Какие города вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы слышали про такой город «Солнечный город»?
Ответы детей. Да, незнайка был в Солнечном городе.
Воспитатель: А почему его называли «Солнечным?»
Ответы детей.
Игра «Объяснялки» (интеллектуальная разминка)
1. От чего светло в наших домах? (От светильников)
2. А что освещает землю, города? (Солнце)
3. Солнце – это объект природы, а лампа? (электрический прибор)
4. В доме мы поливаем цветы, а в городе (дождик, поливальные машины).
5. В природе ветер, а в доме? (Вентилятор)
6. В доме есть пол, а в городе? (Асфальтовые дороги, тротуары, газоны)
7. Дома мы можем сесть на стул, в кресло. А в городе? (скамейки, беседки в парках)
8. Дома цветы растут в плошках, цветочных горшках, а в годе? (цветники, клумбы, вазоны).
Воспитатель: Если нам бы пришлось рассказать не о солнечном городе, а о нашем с чего бы мы начали рассказ? О чем нужно рассказать в первую очередь?
Ответы детей: о названии, об истории.
Послушайте какое я сочинила стихотворение о нашем городе
Воронеж наш растет, цветет
Птиц весною в гости ждет.
День рожденья отмечает.
Праздники не забывает.
Он в убранства наряжается
Вместе с солнцем просыпается.
Вместе с дождиком грустит.
Вместе с транспортом гудит.
Любит чистоту, заботу
Всем дает свою работу.
Может жить за веком век
Только он не человек!
Город не человек, но они похожи! Верите? Давайте сравним город и человека и вы сами убедитесь, что город может жить, спать, веселиться и грустить, иметь свое лицо, документы, день рождения.
Работа с презентацией.
Слайд 2 Мы предлагаем игру, в которой фантазируем. И характеристики человека пробуем примерить на город. «У кого что есть?»
Слайд 3. Человек живет – работает, отдыхает, спит. «Город спит» - ночной горд, не работают заводы, школы и сады, не работает транспорт. В любимых песнях мы слышим: «Любимый город может спать спокойно», «На спящий город, опускается туман».
Слайд 4. Какой бывает человек? (эмоции, возраст, пол, внешний вид). А город? Если город грустный то почему? Когда город веселится? «шумный город», «спящий город» «Молодой» город – это какой город? и т. д.
Слайд 5. Что есть у человека? (есть руки, ноги, туловище, легкие, которыми мы дышим, сердце и др. органы и т. д) Что есть у города (руки - это улицы, водные магистрали - сосуды, легкие - это сады, парки и т. д). Чтобы город развивался, был красивым чистым и уютным, мы должны относиться к нему бережно, быть ответственными за его чистоту и сохранность.
Слайд 6. Что в человеке главное (какой орган? Без чего не может жить человек? (Сердце – главный орган человека. Без рук, без ног, человеку плохо жить, но жить он может. А вот без сердца-нет.) Что является сердцем нашего города Воронежа? Сердце города - это его жители воронежцы. Без нас, наш город не сможет жить, не сможет развиваться, без нас он не будет существовать. Разрушаться здания, мосты, некому будет водить автомобили и автобусы.
Слайд 7. Человек растет и Город «растет». «как растет город?».
(Город расстраивается, появляются новые дома, детские сады, школы, магазины, стадионы – город растет в ширь, город растет в высоту (многоэтажки значительных размеров).
Слайд 8. Человек имеет свое имя. Каждый человек имеет свой год и день рождения. Биография человека. Город название – «Воронеж». Почему город назвали так? Город тоже имеет год основания и отмечает свой день рождения. История возникновения города. Летопись города.
Слайд 9. Человек имеет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий его профессию (свидетельство о рождении, паспорт, диплом врача, учителя повара, и т. д.). Что можно назвать документом города? (документ города – его герб, флаг) Знакомство с гербом города, по аналогии гербом страны, элементы герба характеризуют город, его отличительные особенности. Гимн – главная песня страны.
Слайд10. Что общего в городах (структура, строения) Чем отличаются города друг от друга (архитектурой, достопримечательностями).
Воспитатель: Вот поэтому город вместе с его жителями можно назвать «живым».
Город Воронеж - наша малая Родина. Герб города Воронеж - это как портрет города, его документ. Давайте рассмотрим его.
Слайд 11. В червлёном (красном) поле с золотой главой, обременённой чёрным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлёными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой – золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой – опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окружённой по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели – витязи в серебряных кольчугах, зеркальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червлёных плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый витязь держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его – золотые ножны; левый – держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, а на поясе его – меч в ножнах того же металла. Подножие – зелёная земля. Щит обрамлё н орденскими лентами: справа – ордена Ленина, а слева – ордена Отечественной войны I степени.
Флаг города Воронеж - прямоугольное полотнище с состоящее из двух горизонтальных полос: жёлтого и красного цветов. В центре верхней полосы - двуглавый орел чёрного цветa с клювами, лапами и глазами жёлтого цвета, с языками красного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами жёлтого цвета и держащий в правой лапе скипетр жёлтого цвета, в левой лапе - державу жёлтого цвета. В части красной полосы у древка - выходящая наполовину от древка сложенная из валунов гора жёлтого цвета, на склоне которой - опрокинутый кувшин белого цвета, изливающий воду белого цвета.
Сергей. Гребенников автор и исполнитель песен, наш земляк написал Гимн нашему городу. Предлагаю посмотреть вам небольшую видео зарисовку под песню о Воронеже.
Воспитатель: Какие достопримечательности города вы узнали?
Ответы детей.
Рефлексия
- Расскажите, что больше всего вам запомнилось из того, о чем сегодня мы говорили. Что нового узнали? Что еще хотите узнать?
Перспектива: У нас есть интересные альбомы, открытки, книги о нашем городе. Можете самостоятельно их рассмотреть. Можете нарисовать свои любимые места нашего города.