Галина Смирнова
Конспект образовательной деятельности на тему «В краю русской старины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной
деятельности
по познавательному развитию дошкольников
старшей группы
«В краю русской старины»
Подготовила воспитатель
логопедической группы:
Смирнова Галина Дмитриевна
г. Саратов
Тема НОД: В краю русской старины.
Задачи: Познакомить детей с русским национальным бытом : изба (избушка, терем, русская печь (её роль, назначение); утварью: что, для чего и как использовалось.
Публикация «Конспект образовательной деятельности на тему „В краю русской старины“» размещена в разделах
Познакомить с деталями одежды – прошва, косой ворот, кокошник.
Учить детей в ответах использовать сложные, сложноподчинённые предложения.
Обогатить лексику синонимами (лес – бор, чаща, пуща, дубрава; лес какой? – дремучий, непроходимый, густой, могучий; изба какая? – рубленая, бревенчатая, деревянная).
Воспитывать желание знать историю русского народа, интересоваться жизнью и бытом предков.
Оборудование:
«Уголок русской избы» : печка, скамейка, прялка, коромысло, ухват, чугунок; ковёр.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, заучивание потешек, поговорок, загадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением русских домов, утвари, одежды; знакомство с народными играми.
Ход НОД:
1 часть. (Занавес закрыт. За занавесом – интерьер русской избы. Перед занавесом – ковёр.)
В. :
-Ребята, вы хотите попутешествовать? А на чём можно путешествовать? (На машине, поезде, самолёте).
-Вспомните, как путешествуют герои в сказках, какие волшебные вещи используют? (Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, печка, ступа, метла…
-Да, с помощью разных волшебных вещей можно путешествовать, попадать в любые места очень быстро. Порой надо было ещё говорить разные волшебные слова. Может быть, вы их знаете, помните, встречали в сказках? Так вот, я вас приглашаю в путешествие на ковре – самолёте. Вот и наш волшебный ковёр-самолёт. Сядем рядком да полетим ладком. Почему-то не поднимается наш ковёр-самолёт. Да ведь мы забыли сказать волшебные слова. А слова такие:
По-сказочному велению,
По-нашему хотению,
Ковёр, неси нас в Древнюю Русь!
-Давайте закроем глаза и … полетим. Представьте, что мы несёмся на нашем волшебном ковре в далёкое прошлое, туда, где жили русичи – древние русские люди много-много лет назад.
(Звучит спокойная музыка).
В. :
- Летим мы над полями, реками, лесами. Скажите, а какой бывает лес? (Непроходимый, густой, дремучий, могучий).
- Мы с вами подлетаем к русской древней деревне, она стоит у леса. Ведь вы знаете, что люди в старину старались, где селиться? (У леса, возле реки). А как по-другому можно назвать лес? (Роща, дубрава, чаща, бор). Лес всегда был верным другом русских людей, был их кормильцем, надёжной охраной от врагов, доктором. Почему я так сказала? (Люди охотились в лесах, добывали зверей. Готовили из мяса пищу, из шкур шили одежду, обувь. Собирали ягоды, грибы, лекарственные травы, коренья, плоды).
-Ребята, в старину русичи не только охотились в лесах, но и бортничали – собирали мёд диких пчёл. А людей, которые собирали этот мёд, называли бортниками. Повторите – бортники.
-Кто скажет, для чего ещё нужен лес? (Чтобы строить жилища, дома).
-В старину называли дома по-другому. Знаете как? (Изба, избушка, терем, хата).
В. :
- А из чего строили избы? (Из дерева).
- Значит, они какие? (Деревянные).
- Может, вы знаете, как готовили брёвна для постройки избы? (В лесу рубили деревья, обрубали ветки, сучья, ошкуривали (обдирали кору, давали просохнуть брёвнам. А затем из брёвен складывали избы).
- Избу называли рубленая, бревенчатая. Ведь избу складывали из брёвен, рубили с помощью одного топора. Раньше не было разных инструментов и механизмов, как сейчас.
Рассматриваем иллюстрации с изображением изб, теремов.
В. :
- Чем выше была изба, тем больше в ней окошек, тем богаче считался хозяин. К избе пристраивали сени, сарай, кладовую, и всё это было под одной крышей. Не только просто строили избы, но и украшали их. Не зря в старину говорили, что изба – лицо хозяина. Украшали наличники, карнизики глубоким узором из густых упругих ветвей, листьев, цветов, фигурками зверей, фантастических птиц. Смотря на такие красивые резные избы, кажется, что ты попал в сказку и живёт в такой избе Василиса Прекрасная.
- Ребята, пока мы с вами говорили, рассматривали книги, иллюстрации, наш ковёр – самолёт приземлился у деревни древних русичей, давайте сойдём с ковра.
2 часть.
В. :
- А вот и изба русская, давайте войдём. Но вначале нужно разрешения спросить:
Люди русские,
Люди добрые,
Позвольте к вам войти!
- Никто не отвечает, никто не привечает, нет никого дома. Но мы войдём, ничего трогать не будем, никакого беспокойства творить нам не след, мы только посмотрим, какие избы раньше были, что в них было. Проходите, осмотритесь.
- Нас встречает матушка-печка, она занимает почти пол избы. Как я назвала печку? (Печка-матушка). А как ещё можно сказать? (Печка-кормилица). Почему так называли? (В печке готовили пищу, печка согревала, обогревала в суровые зимние дни и ночи, в печке даже мылись. На печке люди спали – там была лежанка, сушили вещи).
В. :
- А как готовили древние русские люди : что и в чём? (Варили щи и кашу в чугунах. Чугуны ставили в печку с помощью ухвата – это такая деревянная палка с железными рожками. Чугунок ставили в печку и закрывали заслонкой).
- Как вы думаете, зачем закрывали? (Чтобы угольки не выкатывались из печки, чтобы огонь не перекинулся на деревянные предметы в избе).
- А что это возле печки стоит? (Деревянная лопата, ухват, кочерга).
- Для чего они нужны?
- А это что? Какая-то большая кадка с ковшом. Для чего они нужны были? (Они нужны были для воды. Раньше не было водопровода, не было раковин, кранов. Воду хранили вот в таких кадках).
- А в чём воду носили и откуда? Смотрите, а вот и помощник. Что это? (Коромысло). Как им пользовались? (Порой приходилось за водой идти далеко, и её нужно было много. А на коромысле вёдра нести было легче и удобнее.)
- Посмотрите, из чего все эти предметы сделаны? Значит, они какие? (Из дерева, деревянные).
- Какой ещё деревянный предмет вы видите в избе? (Прялку).
- Да, это прялка. Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь причудливым по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть рано, с детства. Русская прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляется кудель, и донца, на которое садится пряха.
3 часть. Входят девочка и мальчик в русских национальных костюмах:
- День добрый, красны девицы да добры молодцы!
Какие гости важные к нам пожаловали.
С добром ли вы к нам или со злым умыслом?
В. и Д. :
- С добром!
А. и И. :
- Ну, тогда давайте знакомиться: меня зовут Алёнушкой, а это мой братец Иванушка. Присаживайтесь, гости дорогие.
В. :
- Алёнушка, как необычно вы с Иванушкой одеты. Покружитесь да наряд свой покажите.
В. :
- Ребята, может, вы знаете, как называется одежда у Алёнушки и Иванушки? (На Алёнушке русский сарафан, на голове – кокошник, на ногах – лапти. На Иванушке – косоворотка, шаровары, лапти).
- Что это на сарафане у Алёнушке? (Прошва).
- Чем отличается простая наша рубашка от косоворотки Иванушки? (Косоворотка застёгивается на боку, косо; отсюда и пошло название).
А. и И. :
- Какие вы умные да разумные, а играть-то вы любите?
Игра «Баба Ёжка».
А. и И. :
- Красны девицы да добры молодцы!
Собирайтесь, обряжайтесь,
В путь-дорогу отправляйтесь.
Дорога ваша не близкая – дальняя. А это - наш гостинец. Как на Руси ведётся издавна, гостей с пустыми руками не отпускать. Вот вам баранок связка да молока кувшин. Доброго пути! Прощайте!
В. :
- Спасибо этому дому, полетим к своему, родному.
- Садитесь поудобнее, наши волшебные слова говорим:
По-сказочному велению,
По-нашему хотению,
Ковёр, неси нас в детский сад!
- Закрыли глаза и … полетели над полями, реками, лесами. Красива русская земля. - Снижается наш ковёр-самолёт, на посадку идём. А вот и наш детский сад, наша группа. Прибыли мы с вами домой. Как у любой сказки есть конец, так и у нашего путешествия есть завершение. Как говорится, в гостях – хорошо, а дома лучше. Пойдёмте угощаться баранками с молоком.
Литература:
- Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2010.
- В мире русской литературы. Москва «Просвещение 1987.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Изд-во: Мозаика-Синтез Москва 2014.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Издательский центр «Терра». 1995.
- Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Мозаика-Синтез Москва 2011.
- Любимов Л. Искусство Древней Руси. Москва «Просвещение» 1981.
- Осетров Е. Живая древняя Русь. Москва «Просвещение» 1984.
- Пословицы, поговорки, загадки. Москва «Современник» 1986.
- Русские народные сказки. Москва «Художественная литература» 1984.
- Сказки славян. Москва «Голос» 1993.
- Словарь русских пословиц и поговорок. Москва «Русский язык» 1993.
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Изд-во Гном и Д 2001.