Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности на тему «В краю русской старины»

Галина Смирнова
Конспект образовательной деятельности на тему «В краю русской старины»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непосредственно-образовательной

деятельности

по познавательному развитию дошкольников

старшей группы

«В краю русской старины»

Подготовила воспитатель

логопедической группы:

Смирнова Галина Дмитриевна

г. Саратов

Тема НОД: В краю русской старины.

Задачи: Познакомить детей с русским национальным бытом : изба (избушка, терем, русская печь (её роль, назначение); утварью: что, для чего и как использовалось.

Публикация «Конспект образовательной деятельности на тему „В краю русской старины“» размещена в разделах

Познакомить с деталями одежды – прошва, косой ворот, кокошник.

Учить детей в ответах использовать сложные, сложноподчинённые предложения.

Обогатить лексику синонимами (лес – бор, чаща, пуща, дубрава; лес какой? – дремучий, непроходимый, густой, могучий; изба какая? – рубленая, бревенчатая, деревянная).

Воспитывать желание знать историю русского народа, интересоваться жизнью и бытом предков.

Оборудование:

«Уголок русской избы» : печка, скамейка, прялка, коромысло, ухват, чугунок; ковёр.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, заучивание потешек, поговорок, загадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением русских домов, утвари, одежды; знакомство с народными играми.

Ход НОД:

1 часть. (Занавес закрыт. За занавесом – интерьер русской избы. Перед занавесом – ковёр.)

В. :

-Ребята, вы хотите попутешествовать? А на чём можно путешествовать? (На машине, поезде, самолёте).

-Вспомните, как путешествуют герои в сказках, какие волшебные вещи используют? (Ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, печка, ступа, метла…

-Да, с помощью разных волшебных вещей можно путешествовать, попадать в любые места очень быстро. Порой надо было ещё говорить разные волшебные слова. Может быть, вы их знаете, помните, встречали в сказках? Так вот, я вас приглашаю в путешествие на ковре – самолёте. Вот и наш волшебный ковёр-самолёт. Сядем рядком да полетим ладком. Почему-то не поднимается наш ковёр-самолёт. Да ведь мы забыли сказать волшебные слова. А слова такие:

По-сказочному велению,

По-нашему хотению,

Ковёр, неси нас в Древнюю Русь!

-Давайте закроем глаза и … полетим. Представьте, что мы несёмся на нашем волшебном ковре в далёкое прошлое, туда, где жили русичи – древние русские люди много-много лет назад.

(Звучит спокойная музыка).

В. :

- Летим мы над полями, реками, лесами. Скажите, а какой бывает лес? (Непроходимый, густой, дремучий, могучий).

- Мы с вами подлетаем к русской древней деревне, она стоит у леса. Ведь вы знаете, что люди в старину старались, где селиться? (У леса, возле реки). А как по-другому можно назвать лес? (Роща, дубрава, чаща, бор). Лес всегда был верным другом русских людей, был их кормильцем, надёжной охраной от врагов, доктором. Почему я так сказала? (Люди охотились в лесах, добывали зверей. Готовили из мяса пищу, из шкур шили одежду, обувь. Собирали ягоды, грибы, лекарственные травы, коренья, плоды).

-Ребята, в старину русичи не только охотились в лесах, но и бортничали – собирали мёд диких пчёл. А людей, которые собирали этот мёд, называли бортниками. Повторите – бортники.

-Кто скажет, для чего ещё нужен лес? (Чтобы строить жилища, дома).

старину называли дома по-другому. Знаете как? (Изба, избушка, терем, хата).

В. :

- А из чего строили избы? (Из дерева).

- Значит, они какие? (Деревянные).

- Может, вы знаете, как готовили брёвна для постройки избы? (В лесу рубили деревья, обрубали ветки, сучья, ошкуривали (обдирали кору, давали просохнуть брёвнам. А затем из брёвен складывали избы).

- Избу называли рубленая, бревенчатая. Ведь избу складывали из брёвен, рубили с помощью одного топора. Раньше не было разных инструментов и механизмов, как сейчас.

Рассматриваем иллюстрации с изображением изб, теремов.

В. :

- Чем выше была изба, тем больше в ней окошек, тем богаче считался хозяин. К избе пристраивали сени, сарай, кладовую, и всё это было под одной крышей. Не только просто строили избы, но и украшали их. Не зря в старину говорили, что изба – лицо хозяина. Украшали наличники, карнизики глубоким узором из густых упругих ветвей, листьев, цветов, фигурками зверей, фантастических птиц. Смотря на такие красивые резные избы, кажется, что ты попал в сказку и живёт в такой избе Василиса Прекрасная.

- Ребята, пока мы с вами говорили, рассматривали книги, иллюстрации, наш ковёр – самолёт приземлился у деревни древних русичей, давайте сойдём с ковра.

2 часть.

В. :

- А вот и изба русская, давайте войдём. Но вначале нужно разрешения спросить:

Люди русские,

Люди добрые,

Позвольте к вам войти!

- Никто не отвечает, никто не привечает, нет никого дома. Но мы войдём, ничего трогать не будем, никакого беспокойства творить нам не след, мы только посмотрим, какие избы раньше были, что в них было. Проходите, осмотритесь.

- Нас встречает матушка-печка, она занимает почти пол избы. Как я назвала печку? (Печка-матушка). А как ещё можно сказать? (Печка-кормилица). Почему так называли? (В печке готовили пищу, печка согревала, обогревала в суровые зимние дни и ночи, в печке даже мылись. На печке люди спали – там была лежанка, сушили вещи).

В. :

- А как готовили древние русские люди : что и в чём? (Варили щи и кашу в чугунах. Чугуны ставили в печку с помощью ухвата – это такая деревянная палка с железными рожками. Чугунок ставили в печку и закрывали заслонкой).

- Как вы думаете, зачем закрывали? (Чтобы угольки не выкатывались из печки, чтобы огонь не перекинулся на деревянные предметы в избе).

- А что это возле печки стоит? (Деревянная лопата, ухват, кочерга).

- Для чего они нужны?

- А это что? Какая-то большая кадка с ковшом. Для чего они нужны были? (Они нужны были для воды. Раньше не было водопровода, не было раковин, кранов. Воду хранили вот в таких кадках).

- А в чём воду носили и откуда? Смотрите, а вот и помощник. Что это? (Коромысло). Как им пользовались? (Порой приходилось за водой идти далеко, и её нужно было много. А на коромысле вёдра нести было легче и удобнее.)

- Посмотрите, из чего все эти предметы сделаны? Значит, они какие? (Из дерева, деревянные).

- Какой ещё деревянный предмет вы видите в избе? (Прялку).

- Да, это прялка. Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь причудливым по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть рано, с детства. Русская прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляется кудель, и донца, на которое садится пряха.

3 часть. Входят девочка и мальчик в русских национальных костюмах:

- День добрый, красны девицы да добры молодцы!

Какие гости важные к нам пожаловали.

С добром ли вы к нам или со злым умыслом?

В. и Д. :

- С добром!

А. и И. :

- Ну, тогда давайте знакомиться: меня зовут Алёнушкой, а это мой братец Иванушка. Присаживайтесь, гости дорогие.

В. :

- Алёнушка, как необычно вы с Иванушкой одеты. Покружитесь да наряд свой покажите.

В. :

- Ребята, может, вы знаете, как называется одежда у Алёнушки и Иванушки? (На Алёнушке русский сарафан, на голове – кокошник, на ногах – лапти. На Иванушке – косоворотка, шаровары, лапти).

- Что это на сарафане у Алёнушке? (Прошва).

- Чем отличается простая наша рубашка от косоворотки Иванушки? (Косоворотка застёгивается на боку, косо; отсюда и пошло название).

А. и И. :

- Какие вы умные да разумные, а играть-то вы любите?

Игра «Баба Ёжка».

А. и И. :

- Красны девицы да добры молодцы!

Собирайтесь, обряжайтесь,

В путь-дорогу отправляйтесь.

Дорога ваша не близкая – дальняя. А это - наш гостинец. Как на Руси ведётся издавна, гостей с пустыми руками не отпускать. Вот вам баранок связка да молока кувшин. Доброго пути! Прощайте!

В. :

- Спасибо этому дому, полетим к своему, родному.

- Садитесь поудобнее, наши волшебные слова говорим:

По-сказочному велению,

По-нашему хотению,

Ковёр, неси нас в детский сад!

- Закрыли глаза и … полетели над полями, реками, лесами. Красива русская земля. - Снижается наш ковёр-самолёт, на посадку идём. А вот и наш детский сад, наша группа. Прибыли мы с вами домой. Как у любой сказки есть конец, так и у нашего путешествия есть завершение. Как говорится, в гостях – хорошо, а дома лучше. Пойдёмте угощаться баранками с молоком.

Литература:

- Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду. 2010.

- В мире русской литературы. Москва «Просвещение 1987.

- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Изд-во: Мозаика-Синтез Москва 2014.

- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Издательский центр «Терра». 1995.

- Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Мозаика-Синтез Москва 2011.

- Любимов Л. Искусство Древней Руси. Москва «Просвещение» 1981.

- Осетров Е. Живая древняя Русь. Москва «Просвещение» 1984.

- Пословицы, поговорки, загадки. Москва «Современник» 1986.

- Русские народные сказки. Москва «Художественная литература» 1984.

- Сказки славян. Москва «Голос» 1993.

- Словарь русских пословиц и поговорок. Москва «Русский язык» 1993.

- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. Изд-во Гном и Д 2001.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и предметами старины Этапы работы Ход непосредственно образовательной деятельности Работа с детьми Интеграция Организационный момент. (1 минута) (2 минуты).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание «Знакомство с русской избой» Конспект образовательная область «Познание» Знакомство с «Русской избой» Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Знакомство с русской избой» Тема: «Знакомство с русской избой». Цель: - Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Осень» Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Осень» в старшей разновозрастной группе «Буратино»Тема дня: «Осенняя пора».

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой» ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ ОБУЧАЮЩИЕ: -Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег). -Через игрушку продолжать.

Конспект образовательной деятельности на тему: «В гостях у природы»Конспект образовательной деятельности на тему: «В гостях у природы» Цель: закрепить знания воспитанников о бережном и заботливом отношении к природе. Задачи: - сформировать у воспитанников радостное настроение,.

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе «Богатыри земли Русской» .

Конспект образовательной деятельности на тему «Домашние животные» Конспект образовательной деятельности Тема: «Домашние животные» Разработал воспитатель Ставская Светлана Анатольевна Возрастная группа:.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по кубановедению «Путешествие по Краснодарскому краю» Образовательная деятельность в старшей группе: «Путешествие по Краснодарскому краю"[/b] Задачи: развивать познавательный интерес о животном,.

Программа «Истоки русской старины» МАТЕРИАЛ к слайдам Слайд № 1. Введение. Программа «Истоки русской старины» предназначена для педагогов дошкольных учреждений и представляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности на тему «В краю русской старины»
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 19:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности на тему «В краю русской старины»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД