Ирина Гладышева
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
ОБУЧАЮЩИЕ:
-Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег).
-Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
- Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».
-Развивать мелкую моторику рук.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Развивать внимание, творческие способности детей.
- Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Знакомство с русской народной куклой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
-Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
-Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
-Воспитывать терпеливость, усидчивость.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:
БЕЗЛИКАЯ,СКАТКА,ОБЕРЕГ.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение сказки «Василиса Премудрая», рассматривание иллюстраций о русской народной кукле, заучивание старинных колыбельных песен дома.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.
Ход занятия.
-Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей? (слайд 2)
Ответы детей: Здравствуйте.
Мы рады вас видеть.
Добро пожаловать.
Проходите, пожалуйста.
- Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ»
- А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
-О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку: (слайд 3)
- Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (кукла)
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто? (кукла)
Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье.
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку. (кукла) (слайд 4)
- Скажите, а для чего нужны куклы?
- Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса)
- Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный. И указание есть как его открыть: (слайд 5)
-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
- Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие). (слайд 6)
- Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
- Посмотрите на современную куклу и на эти. А теперь, подумайте и скажите отличаются ли эти куклы друг от друга?
Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)
- Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала:
тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А сейчас поиграем в игру «Какая кукла»
Дети садятся на ковре полукругом, воспитатель катит мяч и говорит:
-Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины.
- из дерева.
- из ткани.
- из соломы.
- из бересты.
- из пластмассы.
- из бумаги.
- Поиграли, отдохнули, а сейчас посмотрите на этих кукол ещё раз, да меня послушайте. (слайд. 7)
- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит. (слайд 8)
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обережные куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ. (слайд 9)
Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.
- Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обереговых куклах. (слайд 10)
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой
стороной на «день», а вечером – тёмной «на
ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава
богу, пусть ночь так же пройдёт»
ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл, (слайд 11)
такая кукла излечивала от болезней.
ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до
нового посева. Считалось, что такая игрушка сберегает (слайд 12)
силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ.
- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная) (слайд 13)
- Вспомните, что дала матушка Василисе?
- Зачем она дала куколку
- Какой совет дала, чтобы правильно обращаться?
(Никому не показывать, прежде чем попросить что – нибудь, покормить куколку).
- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.
-А вы хотели бы попробовать сделать обереговую куклу своими руками? (слайд 14)
- Посмотрите какая интересная куколка. Это кукла скрутка. Обережную куклу Скрутку будущая мать помещала в колыбель, что бы кукла «согрела» ее. (cлайд15)
После рождения младенца, куклу-оберег вешали над кроваткой. (слайд 16).Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Скруток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок. (слайд 17)
- Сделать такую куклу очень просто. (слайд 18) Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю и у вас получится.
Давайте ещё раз откроем наш волшебный сундучок. Ой, смотрите тут красивая шаль, платочки, пояски. Давайте мы с вами перенесёмся в то время и окунёмся в ту атмосферу, когда садились вокруг стола, и мастерили кукол. (слайд 19)
(Девочки одевают платочки, мальчики завязывают пояски)
В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку. (слайд 20)
Делают её из двух кусочков ткани
- х/б ткань для туловища (25х15 см,
- х/б ткань для рук (25х14 см,
- нитки.
Подготавливаем необходимые материалы.
Берем полоску ткани для туловища Скрутки и складываем пополам в длину.
Разворачиваем ткань и получаем намеченную линию середины. Каждую длинную сторону складываем пополам к намеченной линии середины. Далее эти уже сложенные длинные стороны еще раз сгибаем пополам к намеченной середине.
Последний раз складывем обе полоски вместе и получаем длинную скрутку для туловища куклы Скрутки.
Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно 2 см, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.
Берем полоску ткани для рук и с коротких сторон сгибаем примерно по 1 см внутрь.
Далее сгибаем полоску ткани аналогично, как для туловища. Сначала по длинным сторонам внутрь к середине.
Затем еще раз сгибаем стороны к середине.
И последний раз складываем стороны вместе. Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы.
Теперь скрутку-ручек вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой.
Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеваем нитку, чтобы куклу можно было подвесить. (слайд 210
.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
-Как называется кукла?
- Что сначала делают, потом и т. д. ?
- Полюбуйтесь, какие замечательные куклы получились.
- Подумайте и скажите, для чего таких кукол мастерили?
(оберегать детей от болезней, от напастей)
- Правильно, а ещё такую куклу, если ребёнок спал, мать подвешивала в люльку к младенцу, чтобы спал крепко и приговаривала: «Сонница – бессонница не играй моим дитяткой, а играй этой куколкой».
- Давайте споём колыбельную своим куколкам: (слайд 22)
«Ойлюшеньки». Ну что, ребята, наша куколка заснула, и занятие наше подошло к концу. (слайд 23)
ИТОГ:
- Скажите, что нового узнали?
- Почему народная кукла была безликой?
- Чем отличается современная кукла от тряпичной?
- И что вам больше всего понравилось?
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, ребята
Пришла пора прощаться
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания! (слайд 24)