Татьяна Михайловна Щеголихина
Программа «Истоки русской старины»
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕРИАЛ к слайдам
Слайд № 1.
Введение.
Программа «Истоки русской старины» предназначена для педагогов дошкольных учреждений и представляет собой описание работы по организации в ДОУ мини-музеев через организацию совместной деятельности воспитателя – ребенка – родителя.
Духовно- нравственное воспитание детей формируется на лучших традициях народа, на его ценностях, на том прекрасном, высоком, чем жили наши предки, чем гордились и что создавали веками, что и составляет основу духовной жизни человека.
Публикация «Программа „Истоки русской старины“» размещена в разделах
Именно музейная педагогика является тем духовным «наполнителем», которая не позволяет предать забвению историю, поддерживает в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Слайд № 2
Актуальность программы.
Одной из важнейших задач Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования является задача: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
На данный период существует проблема в отсутствие системы по духовно-нравственному воспитанию детей через организацию познавательной и проектно-исследовательской деятельности средствами музейной педагогики.
Программа «Истоки русской старины» позволяет систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, а также сформировать у них нравственно-патриотические и социально- коммуникативные качества личности средствами музейной педагогики
Слайд № 3
Связь содержания программы с ООП ДОУ.
Дополнительная образовательная программа «Истоки русской старины» как и Основная 0бразовательная программа сада № 24 «Малы базируются на принципах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО).
Одним из принципов Федерального Государственного образовательного стандарта является реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игровой, познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности.
Этот принцип можно реализовать через создание мини -музеев т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации. Методологической базой программы «Истоки русской старины» являются программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» под редакцией Игоря Алексеевича Кузьмина. Детский сад № 24 «Малыш» работает по программе «Истоки» более 6 лет.
Слайд №4.
Целью данной программы является - повышение эффективности духовно- нравственного и патриотического воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении за счет интеграции содержания образовательных областей средствами музейной педагогики.
Поставленные задачи в Программе реализуются через работу с детьми, педагогами и родителями.
Слайд 5.
Принципы построения программы.
Построение Программы базируется на принципах:
-интеграции: Мини- музеи помогают в реализации общих задач ООП и отдельных образовательных областей, в частности «Социально-коммуникативном», по воспитанию у детей патриотических чувств;
-деятельности и интерактивности: мини- музеи представляют воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах ---деятельности: (использовать экспонаты в сюжетно- ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д);
-природосообразности: мини-музеи созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
-научности: представленные экспонаты в мини-музеях достоверно отражают тематику мини- музеев, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
-культуросообразности: мини- музеи в ДОУ ориентированы на приобщение детей к мировой и национальной культуре, материал мини- музеев несет образовательное и воспитательное значение для детей, вызывает в них любознательность;
-креативности: через мини-музеи поощряется творческая деятельность ребенка, осуществляется реализация творческого начала через коллективную и индивидуальную деятельность;
-регионального компонента: мини- музеи в нашем ДОУ предусматривают организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием нашего региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувств патриотизма;
-непрерывности: продолжение получения знаний об экспонатах мини-музеев в семье;
-последовательности: постепенное ознакомления детей с музейными коллекциями;
-психологической комфортности и безопасности: при организации мини- музеев учитывают место их расположения, оформления, расстановки и безопасность экспонатов;
-принцип организации совместной деятельности с родителями воспитанников: и педагогов, отвечающий требованиям целостного педагогического процесса, направленного на разностороннее развитие детей.
Слайд № 6.
Духовно- нравственное воспитание детей средствами музейной педагогики проходит в три этапа
Первый - подготовительный этап – Планирование мини-музеев в детском саду.
В рамках подготовительного этапа, изучается теоретическая, методическая литература по данному направлению, разрабатывается Положение о мини-музее в ДОУ, проводятся консультации, семинары, практикумы педагогов и родителей по созданию мини-музеев в ДОУ, разрабатывается алгоритм создания мини-музеев, намечаются основные задачи предстоящей работы.
Прежде чем организовать мини- музей в группе, педагог должен заинтересовать детей, дать понятие, что такое музей, для этого необходимо:
-Провести экскурсию в настоящий музей города (краеведческий, исторический, художественный).
Прежде чем приступить к созданию мини-музеев, воспитатели вместе с детьми устанавливают общие правила: принесённые вещи будут давать играть всем детям группы, не станут прятать и жадничать; все вещи в музее можно и нужно брать в руки, рассматривать, включать в игру.
Слайд № 7
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
Практический этап предусматривает реализацию деятельности взрослых и детей в соответствии с алгоритмом по созданию мини-музеев.
Это непосредственное создание мини-музеев: продумывается дизайн мини-музея, сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов.
Кроме того разрабатываются конспекты экскурсий, мероприятий, проводимых с детьми, изготавливаются паспорта мини-музеев, формируются картотеки экспонатов.
Закрепляются знания детей об экспонатах мини- музея через продуктивную совместную и самостоятельную деятельность детей в изодеятельности, конструировании. (полученные знания в мини- музее отображают в коллажах, рисунках, аппликации, лепке, конструировании).
На последней стадии практического этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям, семейные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии, познавательные беседы и сценарии НОД.
Слайд № 8.
Заключительный, презентационный - «Представление мини-музеев».
На данном этапе проходит презентация мини- музеев, их взаимопосещение воспитанниками мини- музеев других групп. Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставок для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержания работы с детьми в музейном пространстве.
В мини-музеях организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В наших музеях имеются атрибуты к ролевым играм, дидактическим, играм- драматизациям. Хочется сразу оговориться, что как только дети начинают посещать музей, носителем знаний становится экскурсовод. Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих товарищей, для детей младших групп, родителей и гостей а также используют и сам мини-музей для сюжетно- ролевой игры: «Музей».
На заключительном этапе через сюжетно- ролевую игру «Музей» можно выявить заинтересованность детей, их мотивацию, и полученные знания, приобретенные через организацию мини- музея в группе: дети с интересом, самостоятельно организуют игру, распределяют между собой роли, общительны, коммуникабельны, у них богатый словарь, они с уважением относятся к прошлому своего народа, ценят экспонаты старины.
В итоге проделанной работы можно провести конкурс мини-музеев групп ДОУ и оценить активность совместной работы педагогов и родителей.
Слайд 9
Педагогическая диагностика.
Оценка результативности ДОП «Истоки русской старины». проводится через различные формы и инструментарии:
- анкетирование родителей 2 раза в год (сентябрь, май)
-мониторинг формирования основ духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» И. А. Кузьмина, и ведение индивидуальных дневников на каждого ребенка: «Дневник формирования основ социокультурного развития ребенка –дошкольника», мониторинг 2 раза в год (январь и май);
Слайд № 10
Результаты.
Дополнительная образовательная программа «Истоки русской старины» рассчитана на детей от 3-х до 7 лет, на 4 года.
Результаты апробации дополнительной программы «Истоки русской старины» в 2013-2014 и в 2014-2015 учебном году, данная программа помогает
- осуществлять индивидуальное развитие каждого ребенка и оказывать ему своевременную психолого- педагогическую поддержку;
- осуществлять контроль эффективности образовательной деятельности детского сада на основе мониторинга педагогических условий, оценки деятельности педагогов и оценок этой деятельности родителями.
- создавать разнообразную, развивающую предметно- пространственную среду групповых помещений;
- повысить качество образования – рост мотивационной потребности воспитанников в поисково-исследовательской деятельности, подготовки детей к школе средствами музейной педагогики.
Слайд № 11
Результаты работы по программе «Истоки русской старины»
Слайд № 12 .
Использованная литература.
Слайд 13.
Благодарю за внимание.