Захарова Надежда Александровна
Конспект образовательной деятельности по лепке «Посуда казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Жар-птица» Труновского муниципального округа
в старшей группе
Тема: «Посуда казаков»
подготовила:
воспитатель - Захарова Н. А.
с. Донское
2024 г.
Цель:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по лепке „Посуда казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
- приобщать дошкольников к культуре Ставропольского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта, активизировать в речи детей слова казачьего обихода.
Программные задачи:
- учить лепить плошки, миски и др. посуду казаков. Развивать умение лепить из целого куска, используя знакомые приемы лепки. Воспитывать чувство уважения к нашим предкам.
Материалы:
- глиняная посуда, салфетки, рушник, деревянные ложки, доски, пластилин.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети под фонограмму русской народной песни, подходят к казачьему уголку, рассматривают предметы народных промыслов. По окончании музыки воспитатель предлагает детям сесть.
2. Основная часть.
Воспитатель: Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Издавна донская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства.
Одним из старейших промыслов в казачестве было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Из глины делали черепицу для крыш.
Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары.
Дети: Миски, кувшины, чугунок,
Воспитатель: Молодцы, много знаете старинных названий. В каждой казачьей семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?
Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи.
В кувшин набирали и пили из него воду.
В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.
Воспитатель: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин?
Дети: Да, если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит кувшин дышал.
Воспитатель: Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?
Дети: Да, конечно.
Воспитатель: А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо встретите глиняную посуду, то сможете её назвать и рассказать о том, как она использовалась.
3. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали. (Выпрямиться).
И на месте зашагали. (Ходьба на месте).
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх).
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову).
Как пружинки мы присели (Присесть).
И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть).
Воспитатель: И сегодня мы с вами попробуем слепить кувшин, некоторое время побудем мастерами – гончарами. Для этого нам понадобится пластилин, доски, кувшины перед вами. Внимательно смотрите на них и не перепутайте: кувшин более вытянутый, макитра - низкая и пузатенькая и т. д. (во время лепки воспитатель помогает детям). В конце занятия организуется выставка готовых изделий. Ребята рассказывают, кто какое изделие казачьей посуды слепил.
4. Рефлексия.
Что мы узнали на занятии? Что вам понравилось больше всего?