Анжелика Бондарева
Конспект образовательной деятельности «Историческое краеведение»
▼ Скачать +Заказ
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада.
Воспитатель: Бондарева Анжелика Евгеньевна.
Тема: Историческое краеведение.
Интеграция образовательных областей : познание, чтение художественной литературы, физическая культура, социализация, коммуникация.
Предварительная работа: беседы, занятия на тему «История родного города», чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии с родителями.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Историческое краеведение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Программное содержание:
1. Продолжить знакомство детей с историей города; расширять и углублять знания по теме (столица бурлаков, архитектура);
2. Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;
3. Формировать чувство истории, ощущение себя в потоке времени;
4. Обогащать чувственный опыт детей через воспитание чувства уважения, гордости к своему городу;
5. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей (купец, бурлаки, купола, фасад, колонна);
6. Формировать устойчивый интерес к изучению данной темы.
План:
Блиц № 1.
1. Страна, где мы живём? (Россия)
2. Столица страны? (Москва)
3. Область, в которой мы живём? (Ярославская)
4. Областной центр? (город Ярославль)
5. Родной город? (город Рыбинск)
Наш Рыбинск – достаточно древний город. Ежегодно в конце лета жители (рыбинцы) отмечают день рождения города. Вы тоже ежегодно отмечаете день рождения.
- Тебе сколько лет? (ответ ребёнка)
- А тебе? (ответ ребёнка)
Это пока одна цифра. А Рыбинску -234 (две сотни, три десятка и четыре единицы).
- Как вы думаете, наш город намного старше Вас? (Да).
В нём родились и выросли ваши папы, мамы, дедушки, бабушки. И из поколения в поколение передаётся история нашего города. И мы с вами её изучаем. Наш кроссворд можно назвать историческим. Если вы правильно отгадаете все слова, то узнаете, какое слово спрятано в выделенной вертикальной полосе. (Разгадывание кроссворда (Приложение №1) сопровождается презентацией (Приложение №2).
1. Как назывался наш город раньше? (Рыбная слобода)
- Как вы думаете, откуда произошло это название?
Рыбная слобода – это большое село, которое было расположено на правом берегу реки Волги. Основное занятие жителей – рыбная ловля.
2. Что поставляли к царскому столу из Рыбной слободы? (Рыбу)
- Какую рыбу поставляли?
Рыба – главное богатство Рыбной слободы. В прозрачной речной глубине стаями ходили увесистые осётры и шустрые стерляди.
3. Постепенно Рыбная слобода расширялась, население становилось
больше. Люди стали не только ловить рыбу, но и заниматься разными ремёслами. Стали продавать и покупать свои изделия, а так же хлеб, железо, ткани, дерево. Так в Рыбной слободе появились богатые торговцы – купцы.
- Как называли рабочих, которых нанимал купец, чтобы тащить судно по Волге? (Бурлаки)
- Кто шёл в бурлаки?
- Как называлась команда бурлаков?
Бурлаки – это рабочие в артели, которые вдоль берега, против течения, тянули суда бечевой (прочная толстая верёвка, канат). Тянули месяц и два, шли и под палящим солнцем, и под проливным дождём. В бурлаки шли обедневшие крестьяне, былые каторжники, бродяги, в надежде хоть немного подзаработать.
По кремнистому берегу Волги-реки,
Надрываясь, идут бурлаки.
Тяжело им, на каждом шагу устают,
И «Дубинушку» тихо поют.
«Столица бурлаков» - так называли Рыбную слободу, потому что именно в ней было много бурлаков.
4. Как называлось одно из судов, которое тянули бурлаки? (Гусяна).
- Ещё были мокшаны, расшивы… Все они были деревянные. Такие суда не имели моторов, передвигались с помощью паруса, или с помощью силы бурлаков. Были они очень длинными, широкими, с плоским дном и тупым носом. Передвигались очень медленно, были неповоротливыми, часто садились на мель.
Двигательно-игровая пауза.
5. Кто изменил название Рыбной слободе? (Екатерина)
- Как жители Рыбной слободы встречали императрицу Екатерину?
Кресло, на котором Екатерина слушала, богослужение в главном соборе Рыбной слободы храниться до сих пор в музее. Благодаря приезду Екатерины, Рыбная слобода стала называться городом Рыбинском. Конечно, раньше Рыбинск не был таким крупным городом с большим населением. Но в нём и сейчас сохранились достопримечательности прошлого.
6. Какая достопримечательность города считается самой красивой? (Собор)
- Спасо-Преображенский собор – жемчужина Рыбинска. Огромное здание в форме куба венчают мощные купола, которые опираются на массивные барабаны, фасады украшены колоннами. Рядом устремлённая в небо, пятиярусная колокольня, украшенная колоннами.
7. Отличительный знак, символ, на котором изображено, то чем богат и знаменит город? (Герб)
Обо всём, что любо городу,
Обо всём, что ему дорого,
Герб вам может рассказать.
Увлекательно и коротко.
Город может природой гордиться,
Редким зверем и редкою птицей.
Город может историю чтить,
Может память о предках хранить
Обо всём, что свято городу,
Обо всём, что ему дорого,
Герб вам может рассказать
Увлекательно и коротко.
- О чём может рассказать герб города? (ответы детей)
- Я люблю Рыбинск потому что….
Дети: - он самый лучший
- самый красивый
- я здесь родился
- здесь живут мои друзья
- Я люблю Рыбинск. Здесь моя малая Родина!
Я хочу, чтобы Рыбинск становился ещё чище и красивее.
Дети: - чтобы в Рыбинске было много спортивных площадок
- красивых, новых домов
-чтобы сажали новые деревья и цветы
- чтобы в Волге было много рыбы
Когда вы вырастите – приложите силы для осуществления ваших желаний.
Блиц № 2
1. Мы… (Россияне)
2. Национальность… (Русские)
3. В Москве … (Москвичи)
4. В Ярославле (Ярославцы)
5. В Рыбинске… (Рыбинцы)
И так наш кроссворд разгадан. Мне очень приятно, что вы любите свой город и гордитесь им.