Марина Мирошник
Краеведение через сказку
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами : миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Публикация «Краеведение через сказку» размещена в разделах
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.
Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, тем более чтонаш край с удивительно интересной историей, в том числе – историей сказок. Редкий край может похвастать таким большим количеством громких, ярких имен литераторов, которые не обошли вниманием волнительный мир сказки - вечной, захватывающей и волнующей во все времена.
Основные задачи в работе по краеведению :
- познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками, народным костюмом;
- дать представления о нашей области и ее природных богатствах.
-вызвать интерес к жизни родного края.
- познакомить с историей и современностью Россошанского края.
- способствовать развитию личностных качеств дошкольников посредством сказки.
Формирование основ краеведческих знаний стараюсь вести в таких направлениях, как вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность и реализацию индивидуального подхода, позволяющую управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. Для этого использую основные организационные формы:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- в свободной деятельности;
- целевые прогулки по городу;
- экскурсии с различной тематикой о городе;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки;
- встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.
В своей работе я стараюсь использовать различные формы и методы работы
В игровой деятельности
1. Дидактические игры:
- лото «Русские народные сказки»
- «Из какой сказки?»
- «Собери дочку в детский сад»
- «Чей дом?» и т. д.
2. Сюжетно – ролевые игры:
- «В детском саду»
- «Семья»
3. Театрализованная деятельность
-инсценировка русских народных сказок, сказок писателей родного края, собственного сочинения.
В познавательной деятельности
- Экскурсия по детскому саду и городу
- Просмотр иллюстраций, фотографий.
- Встречи с сотрудниками детского сада и известными людьми Россошанского края.
- В НОД: экология, история города и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.
В речевом развитии
- Чтение сказок, рассказов и стихов, песен, потешек.
-Изучение жизни писателей родного края, таких как А. П. Платонова, И. С. Никитина, А. В. Кольцова, С. Я. Маршака, А. Н. Корольковой, А. Н. Афанасьева, А. К. Барышниковой и др.
- Составление сказок, рассказов о родном крае, природе.
-Работа с мнемотаблицами и коллажами
В продуктивной деятельности
-Изготовление лэпбука «Лисица», «Во саду ли, в огороде»
- Создание альбомов «Весенняя книга природы родного края».
- Изготовление фотоальбома «Писатели Воронежской области», «Книга любимых сказок»
- Выставка рисунков.
Данная работа проводится как во время образовательной, так и во время культурно – досуговой деятельности. Работа состоит из трех блоков:
I блок: Тема «Изучение жизни и творчества писателей родного края».
Сначала было проведено анкетирование родителей «Краеведческое воспитание дома и в ДОУ». Были запланированы и проведены беседы с детьми о писателях Воронежской области, создан фотоальбом «Писатели родного края», состоялась интересная и запоминающаяся встреча с В. Беликовым
II блок. Тема «Мои любимые сказки».
Работу мы начали с изучения различных видов сказок : о животных(«Волк и лиса», «Вот как бывает», волшебных сказок («Про сынка Ивашечку», «Чекмень», «Иван и прекрасная принцесса», социально-бытовых («Про бедного мужика и барина», «Глупая барыня», «Сядь – посиди» и сказок,связанных с событиями в ВОВ («Платов - казак» ,«Илья Рослав», «Свидание Гитлера с русским»). Совместно с родителями оформили стенгазету «В гостях у сказки», создание папки –передвижки «Сказка в жизни ребенка». Создана «Книга любимых сказок», иллюстрированная детьми.
III этап. Тема «Я сам!».
Совместно с родителями и детьми составляли сказки и рассказы о детском садике, родном городе много читали и играли, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры, проведена родительская гостиная «Книга в жизни детей»
Совместно с родителями и детьми изготовили атрибуты к театрализованной деятельности и С/и.
Дети участвовали в конкурс рисунков «Моя улица», конкурсе чтецов «Стихи о Родине», тематических экскурсиях по территории детского сада и по улице, на которой находится детский сад, к храмовому комплексу Св. Ильи, к памятнику героям гражданской войны «Крыльям». Провели различные беседы: «Мой город», «По улицам родного города» «Праздники и традиции нашего города». Дети очень много узнали и своими глазами увидели историю города. В итоге мы провели праздник «Здравствуй, сказка».
В результате проведенной работы и на основании мониторинга, можно сделать следующие выводы:
-у воспитанников детского сада появился интерес к родному городу. Это нашло свое отражение и в детских сказках, рисунках;
-повысилась познавательная активность детей ;
-повысился уровень активности родителей в жизни детского сада (родители стали более активными и отзывчивыми) .
Вместе с детьми и родителями в дальнейшем мы планируем проводить целенаправленную работу по возрождению семейных традиций и обычаев как в семье, так и в родном крае. Это: русские народные праздники, игры и забавы нашего края, знакомство с русской кухней и т. д.
Такая деятельность активизировала и мою работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
- интеграции детской деятельности;
- расширение кругозора;
- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через сказку;
- увеличение форм и методов педагогической деятельности.
Я думаю, что краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я предполагаю, что изучая и сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок, мы возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества.
В заключении хочется отметить, чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.