Елена Горшкова
Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников по ПДД «Приключения первобытного человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников по правилам дорожного движения «Приключения первобытного человека»
Составила Горшкова Елена Викторовна воспитатель высшей категории ДОУ № 114 г. Липецк.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников по ПДД „Приключения первобытного человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Первобытные люди для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Цели: закрепить знания детей об элементах городской дороги, о видах транспортных средств; о видах пешеходных переходов и правилах перехода по ним; познакомить с новым знаком «Осторожно, дети!», научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Материалы: кукла – первобытный человек Ляпик; макет городской дороги; набор моделей машинок, домов, людей; набор дорожных знаков; разрезные картинки разных видов наземного транспорта.
Ход занятия.
1. Введение в ситуацию.
Задачи: мотивировать детей на включение в познавательно - игровую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать опыт сопереживания герою, попавшему в трудную ситуацию.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, вы любите гулять в парке? (ответы детей). Приглашаю вас на прогулку. (Дети проходят в место, отведённое под парк; наталкиваются на макет машины времени).
- Ой! Что это? Мне кажется, что это машина времени.
Рядом находится кукла первобытного человека. Она спрятана за машиной.
- Ребята, вы знаете, что такое машина времени?
Выслушиваются все ответы детей. После чего воспитатель говорит, что учёные уже изобрели машину времени.
-Да вот беда – произошла авария и машина сломалась.
- Давайте убедимся, что она сломана (дети пробуют нажать кнопки и рычаги на машине).
- Ребята, по - моему, здесь кто-то спрятался (берёт куклу в руки).
- Да это же пещерный человек! Как же ты попал сюда и как тебя зовут?
(воспитатель «перешёптывается» с куклой).
-Он говорит, что его зовут Ляпик, он потерял своих соплеменников и оказался в нашем времени, где ему всё непонятно. Вместо пещеры, он очутился в этом парке. Захотел Ляпик выйти из парка и попал на какую – то длинную – предлинную твёрдую полосу земли. Мимо него со страшным воем пронёсся огромный мамонт с круглыми ногами.
- Я, кажется, поняла, про что говорит Ляпик. А вы, ребята, догадались? (ответы детей). Если они не догадались, то можно загадать загадку:
Полоса земли такая,
Где движенье не смолкает.
Там, где правил строгих много
Называется…
(Дорога.)
- Правильно. А странный железный мамонт с круглыми ногами?
(Грузовой автомобиль).
- Ребята, Ляпику страшно, ему всё незнакомо. Он просит не бросать его здесь. Давайте возьмём его с собой в детский сад. А по пути расскажем, какие правила нужно соблюдать, чтобы дорога не была опасной?
- Хотите помочь первобытному человеку?
- Сможете?
2. Актуализация.
Задачи: актуализировать знания детей об элементах городской дороги; о правилах передвижения пешеходов по тротуару; о видах наземных транспортных средств.
Дети подходят к столу, на котором расположен макет городской дороги.
- Ребята, расскажите Ляпику, из каких элементов состоит городская дорога?
(Проезжая часть, тротуар, бордюр. Показывают на макете).
- Для чего предназначена проезжая часть? (Для движения автомобилей).
- А тротуар? (Для передвижения пешеходов).
- Зачем нужен бордюр? (Разделяет проезжую часть и тротуар).
- Ляпик, теперь тебе понятно, что дороги не нужно бояться, если знаешь правила передвижения по ней?
Игра «Собери пазл».
- Ребята, наш друг говорит, что на городских улицах много мамонтов – автомобилей. Давайте поможем ему в них разобраться. Какие виды транспорта вам известны?
- Легковой, грузовой, общественный, специальный (если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы).
- А сейчас мы покажем Ляпику, как они выглядят.
Воспитатель предлагает детям присесть за столы, раздаёт детям разрезные картинки автомобилей. Дети собирают пазлы и называют, к какой группе относится собранный автомобиль.
- Ляпик благодарит вас, ребята. Теперь, я уверена, он не боится ни дорог, ни автомобилей.
- Давайте подумаем, на каком виде транспорта мы с вами могли бы доехать до детского сада?
Выслушиваются все ответы детей. Приходим к выводу, что мы должны поехать на пассажирском транспорте, что бы всем хватило места.
3. Физкультминутка. Дети танцуют под песню «Бибика» (сл. Н. Осошника, муз. В. Осошника).
Пока дети танцуют, воспитатель раскладывает «дорогу» и ставит знаки «Внимание, дети» и «Пешеходный переход».
4. Затруднение.
Задачи: познакомить детей со знаком «Осторожно, дети!», который предназначен для водителей; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины.
- Вот мы и приехали. Осталось перейти дорогу, и мы будем у цели.
Слышен звук полицейского свистка.
- Ребята, что же случилось? Вероятно, кто- то нарушил правила дорожного движения. И, кажется, я догадываюсь, кто это.
- Ляпик, почему ты нарушаешь правила перехода улицы?
Воспитатель «перешёптывается» с куклой.
- Я, кажется, поняла, что случилось. Машин не было. Ляпик увидел знак, стоящий вдоль дороги (показывает детям знак). На нём в красном треугольнике изображены бегущие дети. «Ура!» - подумал Ляпик. Этот знак как раз обозначает место, где пешеходы могут переходить. Побежал Ляпик через дорогу, где стоял знак. Но вдруг раздался свисток. К нему подошёл полицейский с жезлом в руках и строго спросил, почему наш герой в неположенном месте перебегает дорогу?
- «Вы человечков видите? Значит это знак для пешеходов» - сказал Ляпик.
-Вы знаете, ребята, почему полицейский остановил Ляпика? (ответы детей)
- Как называется знак, по которому он хотел перебежать дорогу? (не знаем.). Если найдётся ребёнок, который знает название, то можно спросить: «А почему он так называется?»
-Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает или попробовать догадаться самим).
- А что интереснее? (догадаться самим).
- Другого ответа я от вас и не ожидала.
- Так что же нам сейчас нужно сделать? (выяснить, почему по этому знаку нельзя переходить дорогу)
5. Открытие нового знания.
Задачи: рассказать детям о новом знаке «Осторожно, дети!», что этот знак предназначен для водителей, а не пешеходов. Переходить дорогу на этот знак нельзя.
- Посмотрите внимательно на знак. Какой он формы? (треугольной)
- Каким цветом он очерчен? (красным)
- Значит, этот знак относится к какой категории? (предупреждающий)
- Подскажу, что этот знак для водителей, а не для пешеходов. С чём он может предупреждать водителя? (ответы детей)
- Правильно. На этом месте есть поблизости школа или детский сад, и на проезжую часть могут случайно выскочить дети, не знающие правил дорожного движения. Этот знак не разрешает пешеходам переходить дорогу, а уж тем более запрещает на ней играть.
- Давайте убедимся в этом ещё раз и посмотрим отрывок из мультфильма (воспитатель включает детям фрагмент мультфильма «Смешарики. Недетский знак.» 22 сек.)
- Дорогой Ляпик, мы с ребятами надеемся, что ты никогда больше не будешь перебегать дорогу там, где стоит знак для водителей «Внимание, дети!»
6. Включение нового в систему знаний.
Задачи: закрепить знания детей о видах пешеходных переходов и правилах перехода по ним; закрепить умение различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов
Игра «Найди нужный знак»
- А теперь, предлагаю всем вернуться в детский сад и продолжить наш разговор.
- Подскажите нашему герою, как правильно нужно переходить дорогу? (по пешеходному переходу). Дети вместе с воспитателем и Ляпиком переходят дорогу по пешеходному переходу.
- Найдите, пожалуйста, знаки, которые так же обозначают место, где пешеходы могут перейти дорогу.
Из знаков, выложенных на столе дети выбирают нужные. Обговариваются знаки «Подземный переход» и «Надземный переход».
- А чаще всего, мы переходим дорогу по какому знаку? («Пешеходный переход»).
- Чем эти три знака отличаются от знака «Внимание, дети!»? (Формой и цветом).
Игра «Расставь правильно знаки».
- Перед вами макет города. Рассмотрите его внимательно и поставьте где нужно знаки «Пешеходный переход» и «Осторожно, дети!» (Дети работают с макетом, расставляют знаки на соответствующие места, аргументируют свой выбор).
7. Осмысление.
Задачи: сформировать опыт осмысления собственной деятельности.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому вы сегодня помогали?
- Что узнал Ляпик благодаря вам?
Да, ребята, я думаю, что Ляпик может спокойно ждать, пока учёные починят машину времени. Он теперь не боится дороги, научился различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.