Галина Лыкова
Конспект ОД для детей старшей группы «Путешествие по природе родного края» по теме «Липецкая область»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: обобщить знания детей о растительном и животном мире Липецкой области. Познакомить с заповедником «Галичья Гора», охраняемыми видами растений и животных Липецкой области. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Публикация «Конспект ОД для детей старшей группы „Путешествие по природе родного края“ по теме „Липецкая область“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Липецкая область, город Липецк
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природа Липецкого края
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: разучивание стихотворений о родине, рассматривание альбома «Природа Липецкой области», обсуждение ситуаций «Правила поведения в природе».
Оборудование: аудиозапись песни М. Бернесса "С чего начинается родина", дорожка со следами, плакат «Растительный мир Липецкой области», игрушки – животные, презентация «Заповедник Галичья Гора», картинки с изображением правил поведения в природе, кисти, клей.
Ход образовательной деятельности:
Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
А теперь послушайте песню.
(Звучит песня М. Бернесса "С чего начинается родина")
Воспитатель:
- О чём поётся в этой песне?
- Как вы думаете, что такое Родина?
Воспитатель: Но у каждого из нас есть малая Родина - место, где мы родились, выросли, ходим в детский сад. Как называется наша Родина? (Липецкая область, город Елец)
Да, мы с вами живём в Липецкой области, для нас она родная.
Липецкая область, на карте мира
Ты даже меньше чем кленовый лист.
У нас в сердцах, Липецкий край мой милый.
Ты как цветок прекрасен, юн и чист.
Воспитатель:
Слышишь песенку Ручья?
Дети: Это Родина твоя.
Воспитатель:
Слышишь голос соловья?
Дети: Это Родина твоя.
Воспитатель:
Звон дождей и шум ветвей,
И в саду смородина –
Дети: Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Родине, и вспомнить всё, что вы знаете о флоре и фауне нашей области. А, что такое флора и фауна? (ответы детей)
Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Путешествие наше начинается с викторины «Растительный мир Липецкой области»
Воспитатель загадывает загадки, дети находят ответ на плакате с растениями.
1. Назовите хвойные деревья нашей местности.
2. Назовите лиственные деревья нашей местности.
3. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки этого дерева (черемуха).
4. Это растение чаще всего можно встретить по берегам рек, на сыроватых лугах, по окраинам болот, да в сырых оврагах. Словно стена стоит вдоль реки, лучше ее никто не защитит берега. О каком растении идет речь (Ива)
5. Это растение растет около заборов, по канавам, в мусорных местах, около дорог. Стебель – прямостоячий, покрыт листьями. Листья покрыты короткими волосинками, выделяющее жгучее вещество, если к растению прикоснуться. Майские листья очень богаты витаминами.
(Крапива) .
6. На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
7. На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные.. (Ландыши).
8. Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый.. (Василёк).
– Молодцы, все загадки отгадали! Хорошо знаете растения, которые произрастают в Липецкой области. Но прежде чем идти дальше, отгадайте ещё одну загадку.
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные.. (Берёзки).
Воспитатель: Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Ребё нок:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Динамическая пауза "Берёзка". Дети имитируют покачивание веточек берёзки на ветру.
Дети идут по тропинке к следующей полянке.
Воспитатель подводит их к столу, на котором разложены игрушки, изображающие животных. Дети рассказывают о некоторых из них (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказики о животных). Например: лисица, кукушка, воробей, заяц, и т. д.
Воспитатель: А теперь, ребята, из предложенных животных выберите тех, которые обитают в Липецкой области.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
Воспитатель: Наше путешествие продолжается, и отправимся мы дальше по заповедным местам Липецкой области. Дети, а что такое заповедник?
Дети: Заповедник – это место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные
растения, животные, уникальные участки природы.
Воспитатель: Правильно, ребята
- Какой самый известный заповедник находится на территории Липецкой области?
Дети: Галичья Гора.
Воспитатель: Галичья Гора - один из самых маленьких заповедников мира, но самый большой в Липецкой области.
Просмотр презентации «Заповедник «Галичья Гора»
Воспитатель: Ребята! Природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребё нок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребё нок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым. Игра «Выбери правильное поведение в лесу». (Правильно – дети хлопают в ладоши. Неправильно- топают ногами.)
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много.
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
7. Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
8. В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать плакат, который всем расскажет, что можно делать в природе, а чего нельзя. Для этого вам необходимо будет объединиться в две группы. Одна группа выберет из предложенных мной картинок те, которые рассказывают о том, как себя нельзя вести в природе, а вторая группа выберет те картинки, которые говорят о том, как себя можно вести в природе.
На столе лежат картинки, дети делятся на две группы, выбирают картинки.
Воспитатель: А теперь объясните, пожалуйста, свой выбор.
Дети объясняют выбранные картинки.
Воспитатель: Молодцы, а теперь я предлагаю вам выбранные картинки наклеить на плакат. На одной половине плаката наклеены красные фигуры, а на другой зеленые. Как вы думаете, на какие из них мы будем наклеивать те картинки, которые говорят о том, как себя нельзя вести в лесу?
Дети: На красные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что красный цвет, это цвет опасности. Он говорит о том, что этого делать нельзя.
Дети наклеивают картинки на плакат.
Воспитатель: Молодцы, наш плакат готов. Ребята, а как можно назвать наш плакат?
Дети: Берегите природу, хорошие и плохие поступки.
Воспитатель: Молодцы, давайте подпишем название нашему плакату. А где мы можем повесить наш плакат?
Дети: В группе, возле садика, возле леса.
Воспитатель: Правильно, и благодаря нашему плакату все узнают, как себя нужно вести в природе.
Воспитатель: Наше путешествие в природу Липецкой области подошло к концу. Давайте отдохнём, полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза).
Релаксация: Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек. Выберите себе самую красивую бабочку и проследите за её полётом.
- Дорогие ребята! Понравилось вам наше путешествие? Чем? Что нового вы узнали? (ответы детей) Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу родного края, проявлять интерес, оберегать ее.
Дети:
Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели.
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела.
И под елкой жил
Смешной, колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала.
Чтобы лил веселый дождь.
Лесная тень, лесная тишь
Полным - полна чудес.
Ты перед сказкой стоишь,
А сказка эта – лес.
Ты эту сказку сохрани,
Люби, жалей и береги.