Мария Хроменкова
Классный час в 4 классе «Педагоги Липецкой области»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час «Педагоги Липецкой области»
Цель: формирование у обучающихся представлений о великих педагогах Липецкого края через развитие функциональной грамотности.
Задачи:
1. Познакомить с выдающимися педагогами Липецкой земли;
2. Сформировать понимание значимости сохранения памяти о педагогах родного края;
3. Воспитать интерес и ответственное отношение к труду учителя;
4. Развивать умение актуализировать, систематизировать, сопоставлять полученную информацию;
5. Формировать компетенции в области читательской грамотности;
6. Разработать продукт по повышению статуса профессии педагога;
7. Расширять кругозор у обучающихся;
8. Развивать речь, память и воображение.
Категория обучающихся: 4 класс
Структура занятия:
1. Организационный момент;
2. Проблемная ситуация;
3. Кейсы по формированию функциональной грамотности;
4. Выполнение комплексного задания, обсуждение и анализ ответов (защита кейсов);
5. Подведение итогов и рефлексия.
Форма проведения и обоснование ее выбора: событие – классный час.
Данная форма проведения занятия выбрана, так как призвана не просто провести занятие, а создать вау-эффект, провести уникальное событие и запустить «сарафанное радио», а также имеет однократный характер. В ходе занятия будет использоваться проектный метод, который позволит создать более яркое впечатление на учащихся. Каждый участник события создаст собственный продукт – сумку шоппер с изображением педагога и его основных идей, которая впоследствии и будет служить предметом повышения статуса педагогических работников.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Проектная технология – одно из основных направлений современного образования, которое ни раз доказало свою эффективность в рамках проведения учебно-воспитательного процесса. Ее основная особенность и специфика заключаются в том, что каждый участник процесса может создать собственный уникальный продукт, непохожий ни на что ранее и не заданный рамками и ограничениями, как во время обычных мероприятий и уроков.
Применение ИКТ технологий позволит сделать событие нетрадиционным, насыщенным и предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
Технология сотрудничества – обучение в команде, в данном случае работа в группах для получения необходимой информации.
Помимо всего этого в рамках события будут задействованы все виды памяти учащихся. Первую часть информации они получат из текста (прочитав его при сканировании QR кода, вторую часть – работа с кейсами, третья – изображение на сумке (моторика, которая закрепит полученный материал.
Технологическая карта классного часа «Педагоги Липецкой области»
Тема события: «Педагоги Липецкой области»
Технология: проектная, ИКТ.
Тип занятия: классный час
Материально-техническое обеспечения (средства обучения): презентация, планшеты по количеству групп участников, QR коды и кейсы с информацией о педагогах, парты и стулья по количеству учащихся, сумки, краски или маркеры по ткани.
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент Приветствует участников события, настраивает на положительную работу
Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня мы с вами проведем классный час. Меня зовут Мария Сергеевна. И я буду рада работать с Вами. Проверяют готовность к событию, встают в круг около педагога, слушают
Мотивация и целеполагание Просит обучающихся пройти за столы.
-Вы получили карточки, пожалуйста пройдите за тот стол, на котором стоит портрет с изображением человека с вашей карточки.
- Давайте настроимся на работу, повернитесь друг к другу, посмотрите в глазки, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть что-то новое.
На столах у участников находится белая сумка, на которой изображен известный Липецкий педагог. (у каждого свой) Задает вопрос – «Скажите пожалуйста, знаете ли вы кто изображен на вашей сумке?»
Дети не понимают, что и кто изображены на шопперах, после чего педагог показывает на слайде фотографию К. Д. Ушинского и задает вопрос о том знает ли кто на изображен на слайде. Дети отвечают, что знают, потому что данная тема была недавно на РОВ.
Акцентируется внимание на том, что в прошом году ему исполнилось бы 200 лет, поэтому 2023 год и признан годом педагога и наставника. А на шопперах ребят изображены известные педагоги Липецкой области. И сегодня мы познакомимся с ними.
Проблемная ситуация:
Обсуждение – почему дети не знают педагогов Липецкого края, есть ли у нас памятники или музеи (очень мало). А потом рассказ про К. Д. Ушинского для которого много памятников.
Вывод из ситуации: Есть множество великих педагогов Липецкого края, о которых никто ничего не знает, поэтому важно максимально рассказать обществу о них и их достижениях.
Ставят цель на событие вместе с детьми Проходят на места, согласно полученной карточки.
Выполняют просьбу учителя.
Получают сумку, смотрят на нее. Не понимают кто изображен.
Предполагают варианты кто изображен на их сумках, дают версии.
Отвечают на вопрос – угадывают Ушинского К. Д. и рассказывают почему он на слайде.
Слушают
Отвечают на вопросы, активно вступают в диалог с учителем, обсуждают
Приходят к выводу о важности профессии педагог и важности информирования о Липецких педагогах. Ставят цели.
1. Узнать педагогов Липецкого края и их вклад в науку
2. Придумать как проинформировать людей об этих исторических личностях
3. Разработать продукт по популяризации педагогической профессии в области (шопперы)
Получение новых знаниях Мы сегодня с вами постараемся разработать мерч по известным педагогам Липецкого края. Знаете ли вы, что такое мерч? Мерч - это различная продукция, на которую нанесена символика какого – либо бренда, известной личности, музыкальной группы и др. Скажите, а есть ли у вас подобные вещи (канцелярия, одежда, аксессуары и сувениры)
У каждой группы получится свой неповторимый продукт. Прежде чем преступить к работе предлагаю распределить роли вашей мерч-компании. Определите, кто из вас хорошо, быстро читает – будет редактором, у редактора помощник – эксперт, который выбирает основную информацию. Два других участника это дизайнеры по созданию мерча.
Как разработать продукт по человеку, о котором мы ничего не знаем? Конечно тяжело. Поэтому прежде всего я предлагаю вам ознакомиться с информацией о своем педагоге. Как мы это будем делать? Все просто! Вы должный пройти по QR коду, в котором зашифрована фотография с вашей сумки и информация о человеке. Прочитайте ее. Отвечают на вопросы педагога.
Распределяют роли.
Ученики активно ищут qr-коды и знакомятся с первичной информацией о педагоге. Работают самостоятельно при помощи планшетов. (коды изображены на портретах педагогов. В кейсе дублируется текст с карточки, чтобы если появится необходимость освежить знания)
Первичное закрепление Теперь, когда вы все узнали имена педагогов, то можете приступать к созданию мерча. Для этого у вас на столах лежат маркеры для одежды. Пожалуйста, нанесите на сумку имя, фамилию педагога.
Представьте, пожалуйста, как зовут вашего педагога
Учитель повторяет информацию на слайдах. Создают мерч, заполняют согласно услышанному и прочитанному материалу.
Работа с кейсами Вам предстоит выполнить групповую работу, цель которой – узнать, сможете ли вы собрать информацию о педагогах.
Перед вами находятся кейсы с рабочими листами. На рабочих листах даются тексты и задания к ним. Прежде чем приступить к выполнению заданий, обязательно прочитайте весь текст, расположенный справа.
Внимательно читайте каждое задание и постарайтесь выбрать главную информацию.
1. Спасибо. А теперь приступим к сбору информации о педагогах. Для этого возьмите первое задание из кейса. Прочитайте краткую биографию- описание жизни человека. Для того чтобы выбрать наиболее яркие моменты жизни или что символизирует этого педагога и сделать записи на шоппере. По готовности поднимите руки.
2. Какие новые идеи, методики и подходы, внести Сталь Анатольевич Шмаков, Константин Александрович Москаленко и Олег Анатольевич Казанский для развития образовательной системы Липецкой области? Нанесите краткую информацию на шоппер.
ФИЗМИНУТКА
3. Имена Липецких педагогов по праву стоят в одном ряду с именами выдающихся русских и мировых педагогов-новаторов.
За успешную работу по воспитанию подрастающего поколения Сталь Шмаков, Константин Москаленко и Олег Казанский были поощрены ведомственными наградами и медалями. Прочитайте информацию из третьего задания. Нанесите на шоппер достижения педагогов.
4. В нашей стране много скульптур и памятников, посвященных преподавателям. Как же увековечили историческую память о педагогах, которые трудились на Липецкой земле. Узнайте это из рабочего листа 4. Нанесите на сумку краткие тезисы.
5. Вы, дети! Ваш веселый, шумный класс!
И к вам, всем сердцем обращаясь,
На мысли я себя ловлю -
Поверьте, я не притворяюсь, -
Я каждого из вас люблю!
Это любимое стихотворение Сталя Анатольевича Шмакова. А какие еще известные цитаты и фразы есть у педагогов. Выберите из пятого задания значок и прикрепите его на сумку.
Создают мерч, заполняют согласно услышанному и прочитанному материалу. Систематизируют в одно целое.
Контроль усвоения знаний Понравилось ли создавать мерч, сложно ли было создание этой продукции и узнали ли они что-то новое? Представьте ваш мерч другим участникам классного часа. Каждая группа рассказывает педагоге
Дополняет учитель, подводит итог. Активно участвуют в обсуждении, показывают результаты работы
Рефлексия Подводим итоги взаимодействия, показываем результаты работы и обсуждаем, что узнали много нового и интересного.
Учитель демонстрирует свою сумку, на которой изображена первая учительница. Мотивирует детей на создание таких же вещей для своих учителей и дарит пустую сумку для создания мерча с их классным руководителем.
Итоговый вопрос – Важно ли знать о педагогах Липецкого края? Нужно ли об этом рассказывать? Хотели бы вы стать педагогами? Активно включаются в обсуждение
Слушают историю от педагога
Отвечают на вопросы, подводят итоги занятия
Заключение Подводит главную мысль и прощается Прощаются.
Приложение 1. Карточки с информацией о педагогах Липецкого края
Карточка №1
Карточка с информацией о педагоге: Сталь Анатольевич Шмаков (17 января1931—9 апреля2000) - советский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор липецкого государственного педагогического университета.
В 1931 году 17 января в одной из семей родились сразу 2 мальчика с непростыми именами - Сталь и Радий. В 13 лет Сталю доверили быть главным вожатым (другими словами - командиром среди детей школы). После учебы в педагогическом институте- работает учителем. Работает так ярко, что уже в скором времени был назначен директором школы. В 1963 году Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. С этого времени вся его жизнь связана с Липецким государственным педагогическим институтом. С. А. Шмаков был не только педагогом, учёным, но и талантливым поэтом, журналистом, режиссёром. Им написано и издано более тысячи научно-педагогических трудов и множество книг об игре. Его называют «Богом игры», «Рыцарем детства».
Научный вклад
Сталь Анатольевич сконцентрировал вокруг себя всю воспитательную жизнь. Он сумел вовлечь в орбиту деятельности огромное число детей и взрослых, зажечь их своими идеями, планами, своей работоспособностью. С увлечением они воплощали в жизнь его самые неожиданные для сельской школы проекты.
С. А. Шмаков организовал самодеятельный театр, в котором выступал и как режиссер, и как художник-декоратор, и как актер, и как сценарист. За два года было поставлено 10 спектаклей, которые увидели жители многих сел и деревень района.
С именем С. А. Шмакова связаны открытия в педагогике детского движения, исследования педагогических возможностей игры, педагогика досуга.
В Новосибирске, впервые в стране были организованы под руководством Сталя Анатольевича тренировочные сборы для студентов-вожатых, выезжающих на педагогическую практику в летние лагеря.
Именно в Новосибирске в средней школе № 10 в 1961 году был организован первый в стране педагогический класс.
К педагогическим открытиям С. А. Шмакова следует отнести:
— разработку теории досуга молодежи и его педагогических основ;
— системное исследование игры как феномена культуры;
— использование ролевой игры;
— создание концепции учебных творческих сборов;
— системное рассмотрение традиционных праздников учащихся.
Признание и награды
Имя Сталя Шмакова по праву стоит в одном ряду с именами выдающихся русских и мировых педагогов-новаторов. Талантливый поэт, музыкант, сценарист, режиссер воплощал свои идеи на практике в ярких массовых праздниках, играх, проектах; его называли «Богом игры» и «Рыцарем детства».
За успешную работу по воспитанию подрастающего поколения Сталь Шмаков был награждён 48-ю правительственными и ведомственными наградами, а также медалями Чехии, Польши, ГДР.
Он лауреат ряда премий в области педагогики и журналистики:
В 1991 г. С. А. Шмакову было присвоено звание «Заслуженный учитель России».
«Мосфильм» снял о нём документальный фильм «Сельский учитель».
Память
Памятная доска в Липецке
• Главой администрации города Липецка учреждена премия имени С. А. Шмакова (2000).
• Его имя носит Дом Детского Творчества «Городской» города Липецка.
• В средней школе № 24 города Липецка в память о С. А. Шмакове с 2000 года действует музей педагогических классов, выпускники которых выбирали учительскую профессию.
• В Липецке и Новосибирске проводятся «Шмаковские чтения».
• В Липецке проводится открытый фестиваль игровых программ «Весёлая Карусель», созданный по проекту С. А. Шмакова.
• В честь Шмакова названа улица в Новосибирске.
Стихотворения и цитаты
С. А. Шмаковым написано множество книг «Учимся, играя», «Нетрадиционные праздники в школе», «Дети на отдыхе», «Ее величество — игра» и более тысячи статей по проблемам детства, культуры, социальной жизни людей.
Вы, дети! Ваш веселый, шумный класс!
И к вам, всем сердцем обращаясь,
На мысли я себя ловлю -
Поверьте, я не притворяюсь, -
Я каждого из вас люблю!
• «Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнить».
• «Помни народную мудрость: начал говорить — договаривай, начал строить — достраивай, начал делать — доделывай».
• «Игра – своеобразный тренинг, упражнение, закрепляющее ростки нравственных качеств и чувств, а развитие чувств и есть «человеческое воспитание» ребёнка»
Карточка №2
Карточка с информацией о педагоге: Константин Александрович Москаленко (1917—1984, учёный-педагог-новатор, доцент Липецкого государственного педагогического института, основоположник «липецкого опыта» школьного обучения, отличник просвещения СССР, участник Великой Отечественной войны.
Биография.
Константин Александрович Москаленко родился в 1917 году в городе Воронеж. После окончания школы некоторое время работал на заводе. Но решил связать свой жизненный путь с профессией педагога, поэтому поступил учиться на курсы учителей. После получения педагогического образования, работал учителем, а затем – директором сельской школы. В 1942 году он ушёл на фронт, где служил в войсках связи. После войны закончил пединститут. В 1954 году он приехал в Липецк и стал работать заведующим кафедрой педагогики в пединституте. Он любил школу, не переставал работать над проблемами урока, хотел сделать процесс обучения доступным и интересным для детей. Всю свою жизнь К. А. Москаленко посвятил детям, их учебе, интересным и доступным урокам.
Научный вклад
Труды Константина Москаленко легли в основу знаменитого «липецкого опыта», опыта передовых учителей-новаторов. В Липецк после публикации статей К. А Москаленко «Как должен строиться урок?» и «Ответ товарищам» стали приезжать гости - энергичные и опытные педагоги. Всем хотелось видеть новое на уроке. Его идеи были подхвачены десятками учителей и школ в Липецке и области, стали широко известны педагогической общественности России.
В начале 1960-х годов Москаленко разработал принципиально новую методику обучения русскому - структурное правописание. В начальных классах за один год по этому методу ученики свободно усваивали программу двух лет обучения.
Константин Москаленко был педагогом-новатором, совместно с передовыми учителями липецких школ он разработал и реализовал в школьной практике технологии обучения: Обучение детей с 6 лет.
• Пятидневка с резервным днём (суббота).
• Поурочный балл
• Комментированное письмо.
• Самостоятельные и творческие задания.
• Предупреждение ошибок.
• Проблемные задания.
• Комментирование ответов, оценок учащихся.
• Ответы учащихся, не вставая с места
Признание и награды
В течение тридцати лет занимался творческой и новаторской работой, вклад К. А. Москаленко в разработку практических вопросов педагогики был достойно оценен:
педагог-новатор был награждён орденом Трудового Красного знамени, множеством медалей, ему присуждены звания «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», кроме того, труды педагога были отмечены множеством почётных грамот разных организаций, курирующих систему образования.
Память
Памятная доска в Липецке
20 апреля 1999 года имя Москаленко присвоено новой улице в 27-м микрорайоне города Липецка.
Имя К. А. Москаленко носит Лицей № 3 города Липецка, который в 1960-е годы являлся базовой школой для ЛГПИ, в которой проводился эксперимент по внедрению гуманной технологии обучения, разработанной К. А. Москаленко.
Стихотворения и цитаты
«Необходимо, чтобы все уроки начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью».
Простая истина К. А. Москаленко: «Ребёнка необходимо защищать всегда и везде, ему необходимо помогать, побуждать, воодушевлять и вести его к успеху и росту».
Карточка №3
Карточка с информацией о педагоге: Олег Анатольевич Казанский (31 августа 1946- 5 октября 1996, учёный-педагог. Кандидат педагогических наук. Проректор по научной работе Липецкого государственного педагогического института. Председатель липецкого киноклуба «Восхождение».
Биография
Олег Анатольевич Казанский родился 31 августа 1946 года в Новосибирске. Мама была школьным учителем. Во время учебы в педагогическом институте занимался вожатской работой в пионерских лагерях «Артек» и «Орлёнок». Создал эстетический клуб «Точка зрения», в котором обсуждались произведения литературы, кино, живописи, студенческий театр и агитбригаду. Казанского называют «легендой пионерской педагогики». После института работал учителем в сельской школе. Затем преподавал на кафедре педагогики, был заместителем декана. В 1977 году начал работать в Липецком педагогическом институте и проработал почти двадцать лет. С детства Казанский любил поэзию, театр и кино и на протяжении всей своей жизни стремился передать эту любовь и знания молодёжи.
Научный вклад
Олег Казанский – автор уникальной методики воспитания любовью, автор книг по педагогике, моментально ставших бестселлерами.
Педагогика как любовь - это концепция Олега Казанского, в которой главная цель - помочь человеку превратиться в великодушного человека, то есть человека с великой душой. В данной концепции любовь раскрывается и осмысливается как отношения, как процесс и как сотрудничество. Любовь отношения связывает учителя и ученика, родителя и ребёнка и предполагает выход за пределы самого себя, чтобы настроиться на другого человека.
Разработка и внедрение программ и методик для развития личностных качеств и формирования активной жизненной позиции молодежи.
Создание условий для творческого и интеллектуального развития, формирование навыков самостоятельного принятия решений.
Воспитание ответственности за свои поступки и действия, развития умения работать в команде и общаться с разными людьми.
Организация различных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическая активность детей и подростков.
Поддержка и развитие культурных и образовательных проектов, направленных на расширение кругозора и знаний молодёжи.
В Новосибирском педагогическом институте им были организованы пользовавшиеся большим успехом у студентов эстетический клуб «Пятница», студенческий театр «Контуры», «музыкально-поэтические среды», агитбригада.
Признание и награды
С декабря 1986 года он - заведующий кафедрой теории и истории педагогики, с 1992 года доцент кафедры профессиональной подготовки учителя иноязычной культуры.
В 1996 получил ученое звание профессора и создал авторскую лабораторию творческой педагогики при ЛГПУ.
Идеи и традиции, привнесённые в педагогический процесс О. А. Казанским, сохраняются и развиваются его учениками.
Книги О. А. Казанского: «Очерки практической педагогики», «Культура педагогического общения», «Игры в самих себя», «Педагогика как любовь».
Память
В Липецком государственном педагогическом университете регулярно проводятся научно-практические конференции, посвященные исследованию педагогического опыта О. А. Казанского. Развивают идеи Олега Анатольевича педагоги МОУ СОШ № 20 г. Липецка, которая специализируется на его творчестве.
Цитаты
«Любить в другом ученика и учителя. Любить в себе учителя и ученика.», - эти слова Олег Анатольевич Казанский произнес в 80-е годы.
«…Все начинается с любви. Именно любовь является сутью человека, его существованием. Это и самоотверженность, и отчаяние, это боль разлуки и нежность встречи, это радость за человека. И это, и это, и это. Все, что делает человека человеком. Весь человек – в боли и радости (О. А. Казанский. «Педагогика как любовь»).
«Дети должны знать, что они любимы, что они нужны и интересны».