МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «В гостях у хозяюшки»

Юлия Агапова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «В гостях у хозяюшки»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально- коммуникативное, речевое развитие и художественно-эстетическое.

Программные задачи:

1. Развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы – мини-музей.

2. Продолжать знакомить воспитанников с культурой русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством, этикетом; с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, загадками;

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира „В гостях у хозяюшки“» размещена в разделах

3. Совершенствовать навыки культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

4. Активизировать активный и пассивный словарь детей;

5. Формировать интерес и стремление познавать качества окружающих предметов, понимание того, что все предметы были когда – то придуманы и созданы человеком, к ним необходимо относиться бережно.

6. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, краю, Родине, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории.

Литературный ряд: русские загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни.

Материалы: декорации деревенской избы с русской печкой, экспонаты мини-музея, музыкальные инструменты (трищётки, ложки, коробочки, балалайка).

Воспитатель и дети одеты в народные костюмы.

Занятие - экскурсия проводится в мини-музеи «Русская изба».

Роль Хозяюшки выполняет ребенок.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, предлагаю вам отправиться в гости в русскую избу,а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.

Как вы думаете ребята, почему именно на лошадях мы отправимся в путешествие?

Ответы детей.

Дети «рассаживаются», под русскую народную песню и отправляются в путь.

У входа в русскую избу детей встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада вас видеть у себя в гостях, в моей горнице. Пожалуйста проходите,будьте как дома.

(Дети отвечают известными пословицами.)

Дети: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Гости-люди подневольные, где посадят там и сидят.

Дети: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть да себя показать.

Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Много гостей – много новостей.

Что есть в печи – на стол мечи.

Хозяюшка : Хорошему гостю – хозяин рад. (Усаживает гостей)

Редкий гость никогда не в тягость.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в горницу- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?

Дети: Печка

Воспитатель: Правильно, в старинной русской избе была всего лишь дна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Про нее в народе говорили «Печка кормит- печка греет, печка-мать родная»

Ребята, как вы думаете, для чего нужна была печь в доме?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте, рассмотрим с вами как устроена наша печка.

Дети: Задвижка, шесток, печурка, подшесток, окно.

Воспитатель: Правильно, а еще у печки была труба, которая выходила на крышу дома и лежанка где спали люди.

Воспитатель: А как вы думаете, чем топили печь?

Дети: Дровами

Воспитатель: Растопит хозяюшка печь, жарко в ней станет, пора и готовить. А в какой посуде готовили пищу?

Дети: В горшках, в чугунках.

Воспитатель: Вот и у нас есть чугунок, а как же нам наш чугунок в печь поставить, ведь в печке очень горячо. Ребята, как вы думаете с помощью чего хозяйки, чугунки и горшочки в печь ставили?

Дети: С помощью ухвата.

Воспитатель: Правильно. Ну ка хозяюшка, покажи как горшочек нам в печку поставить.

Хозяюшка : Берем ухват, подцепляем наш горшочек и отправляем его в печку.

Воспитатель: Ну вот горшочек в печи и в горнице тепло.

Воспитатель :Ребята, а давайте посмотрим чем же покрыт пол в горнице.

Дети: Ковриками, половиками.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего покрывали пол половиками и ковриками?

Дети: Для тепла

Воспитатель: Из чего же их изготавливали половики и коврики?

Дети: Вязали из разноцветных лоскутов ткани.

Воспитатель: Посмотрите как чисто в горнице, это наша хозяюшка постаралась.

Хозяюшка : Гостю – почёт, хозяину – честь! Давно я вас жду – поджидаю, посиделок не начинаю.

Воспитатель: В старину тёмными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки, прибаутки; работали : пряли, вышивали, плели лапти, корзины. Такие вечера и назывались посиделками.

Ребенок: На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Хозяюшка : Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Дети: В тесноте, да не в обиде!

Хозяюшка : Сядем рядком да поговорим ладком! Доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяйка садится за прялку и начинает прясть.

Хозяюшка : Позолоченная прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядёте.

Хозяюшка : Правильно. А на чём я её пряду?

Дети: На прялке.

Хозяюшка : Её так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиком вытягиваю шерсть и кручу нитку.

Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Хозяюшка : Правильно. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали – веретено. На него наматываются нитки. Повертитесь, как веретено. (Дети кружатся вокруг себя) Вот я сколько ниток напряла.

А для чего нужны нитки?

Дети: Чтобы вязать, шить, вышивать.

Хозяюшка : А вы, ребятушки, что же призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поиграть, поразмяться захотелось. Есть для вас у меня игра- забава (поёт и пляшет). Эх, лапти, да лапти, да лапти мои. (показывает лапти). И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться да поплясать со мной?

Физкультминутка: Проводится игра – забава «Обуй лапти».

Хозяюшка : На посиделках любили красны девицы и добры молодцы загадывать друг другу загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Подсказками вам будут служить предметы обихода из нашего музея.

1. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват)

2. Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3. Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник)

4. По избе пляшу, нитку кружу, чем больше кружусь, тем больше становлюсь. (Веретено)

5. Висит, болтается, всяк за него хватается. (Полотенце)

6. Под крышей – четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (стол)

Ну, тогда для вас ребятки, есть последняя загадка.

Деревянная подружка.

Без неё мы, как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не даёт!

Дети: Ложка.

Ребенок: А что она и вправду веселушка, это мы сейчас тебе покажем.

Оркестр ложкари. (Под русскую народную веселую песню, исполняется игра на ложках.)

Хозяюшка : Не устали гости, весело ли вам? Ну, тогда ещё заданьеце я дам. Дальше бой скороговорок разрешите мне начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Дети: Говори свою скороговорку. Нам её повторить, что комара словить.

Хозяюшка : Слушайте, запоминайте да складно повторяйте. (Дети повторяют за хозяюшкой).

Три сороки тараторки тараторили на горке!

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Купила бабуся бусы Маруси.

Хозяюшка : Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается! Посиделки у нас продолжаются!

Хозяюшка : Ой, пригласить то гостей пригласила, а в самовар воды не налила.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда раньше люди воду брали?

Дети: Из колодца.

Воспитатель: А на колодец они с чем ходили?

Дети: С ведрами и коромыслом.

Воспитатель: Хозяюшка, покажи нашим ребятам как красны девицы за водицей в старину ходили.

Хозяюшка : Брали девицы коромысло, на коромысло одевали ведра и отправлялись на колодец за водицей. А чтобы идти было веселей, пели русские народные песни.

Воспитатель: Да, нелегко в старину было за водой ходить, но ты хозяюшка не переживай, мы сейчас тебе поможем.

Физ. минутка.

Дружно встали,

Ведра взяли

Зашагали за водой,

Вниз нагнулись,

Улыбнулись,

Покачали головой.

Ведра вниз,

Ведра вверх

Хватит нам воды на всех,

Снова ведра в руки взяли и обратно зашагали.

Хозяюшка : Вот спасибо,вот какие вы молодцы, порадовали меня. Да только играми да плясками сыт не будешь. Славится наш русский народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам от меня подарочек – угощение: сушки, ватрушки, блины да калачи.

Дети: Спасибо тебе хозяюшка за доброту твою, за гостеприимство.

Воспитатель: А у нас для тебя есть подарки небольшие,наши ребята сделали их сами.

(Дети дарят подарки,и рассказывают про них.

(Кукла-скрутка, ложка расписная,коврик.)

Дети: Спасибо, Хозяюшка, за веселье да за угощенье.

Хозяюшка : Спасибо гости дорогие! Здоровья вам да радости! До новых встреч! (дети раскланиваются и уходят)

Воспитатель интересуется у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию целостной картины мира Сентябрь 1 - 2. Диагностика 3. «Экскурсия на кухню»Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей социальной действительностью» стр. 22.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (подготовительная группа) «Маски на лице и в жизни» Цель: закрепить умение распознавать и описывать разные эмоциональные состояния. Задачи: образовательные: расширять.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Человек и море» (подгот. гр.) Задачи: формировать у детей подготовительной группы первоначальное представление о подводном мире, о значении мирового океана. Знакомить.

Конспект НОД формированию целостной картины мира «Детский сад-моя вторая семья» МКДОУ № 42 «Аленький цветочек» г. Лесосибирск Воспитатель: Сидорова Д. Г. Конспект НОД формированию целостной картины мира «Детский сад.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Агафьи» Цель данного занятия является формирование у детей младшего дошкольного возраста реалистического представления о домашних животных и гуманного.

Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые»Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые» Цель: Закрепление у детей знаний о жизни насекомых. Задачи: 1. Учить детей различать насекомых по внешним признакам; 2. Расширять у.

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Бабушкино подворье» (вторая младшая группа)Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Бабушкино подворье» (вторая младшая группа) Цели: Закрепить представления детей о некоторых домашних животных (корова, коза, лошадь, курица, свинья, кошка, собака, их образе жизни,.

Конспект совместной интегрированной деятельности по формированию целостной картины мира «Перелетные и зимующие птицы» Большакова Дарья Валерьевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Кировского района Санкт-Петербурга Конспект совместной интегрированной.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «На лесной тропинке» Образовательные области: Познавательное развитие, формирование целостной картины мира, здоровье. Цель: Закрепление знаний о лесных животных.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Загадка Хозяйки Уральских гор» Тема НОД: Загадка Хозяйки Уральских гор Цель: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «В гостях у хозяюшки»
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 20:56
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «В гостях у хозяюшки»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Агапова (УИ 308727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД