Наталья Пантелеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Человек и море» (подгот. гр.)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: формировать у детей подготовительной группы первоначальное представление о подводном мире, о значении мирового океана. Знакомить с профессиями, связанными с морем (моря-ков, рыбаков, океанологов, подводников); обогащать представления о разных видах кораблей (в том числе и подводных, свойствах воды и воздуха.
Материал: картинки с изображением водолаза и аквалангиста; кораблей (рыболовное судно, пассажирский лайнер, военный авианосец, пограничный катер, па-ром, ледокол и т. д.); 2-3 небольшие прозрачные пластиковые бутылки, тазик с водой; картинки с изображением морепродуктов.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира „Человек и море“ (подгот, гр,)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Предварительная работа. Чтение познавательных рассказов Н. Сладкова и И. Акимушкина о подводном мире.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Приглашает детей в круг.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И назад все развернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
К новым знаниям пойдем.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Скажите, на чем же мы можем перемещаться? (Ответы детей, постепенно выставляет изображения пассажирского лайнера, военного авианосца, ледокола и т. д.).
Все верно, на этом транспорте мы можем перемещаться по поверхности воды.
В: Кто из вас умеет плавать? Кто умеет нырять и делать поплавок? (ответы детей).
В: Что нужно делать когда ныряешь, опускаешься под воду? Покажите. (Вдохнуть побольше воздуха, зажать нос и не дышать).
В: А почему нужно так себя вести? (Вода может попасть внутрь и человек может захлебнуться)
В: Как долго человек может находиться под водой и не дышать? (Ответы детей). Как сделать так чтобы человек мог находиться под водой дольше? (Подводит детей к выводу о том, что человеку необходимы специальные костюмы и снаряжение.)
В: Послушайте стихотворение «Водолаз».
Дядя Саша –
Лазил в воду 2000 раз!
Но всегда, избегал беды,
Он сухим выходил из воды.
Поднимался на борт Александр –
И снимал водолазный скафандр.
Воспитатель вывешивает на доску изображения сначала водолаза.
В: Водолазу с корабля воздух поступает по специальному шлангу в скафандр.
Вывешивается картинка аквалангиста.
В: У аквалангиста воздух поступает по трубке из специальных баллонов у него за спиной.
В: Что значит выражение «выходить сухим из воды»? Можно ли так сказать не только про водолаза, но и про других людей? (ответы детей).
Выйти сухим из воды – значит избежать неприятностей в трудной ситуации.
В: На каком транспорте мы можем плыть под водой? (ответы детей, постепенно выставляет изображения батискафа и подводной лодки).
В: Как вы думаете, ребята, почему, подводная лодка и батискаф могут то подни-маться, то опускаться? Почему они не тонут? (Ответы детей)
Переходят к столу, на котором стоит тазик с водой.
В: Сейчас мы проведем опыт и узнаем ответ на этот вопрос. У нас есть 2 бутылки: одна пустая, другая полная воды. Сначала опускаем, пустую бутылку в тазик с водой. Что происходит? (Ответы детей) Как вы думаете, почему она не утонула? (Поводит к тому, что воздух в бутылке не дает ей утонуть)
В: Давайте опустим полную бутылку? Что произошло с этой бутылкой? (Ответы детей, подводит к тому, что вода в бутылке тянет ее на дно)
Вместе делаем вывод, что чем больше в бутылке легкого воздуха, тем ближе к по-верхности воды плавает бутылка и чем больше воды – тем ниже ко дну.
В: Стенки у батискафа и подводной лодки двойные и когда им нужно погрузиться на дно они заполняются водой, а если нужно подняться, то воздухом.
В: Сейчас, прошу вас удобно разместиться на ковре и послушать одну сказку. Но сначала скажите, чем моря и океаны так полезны для людей или может быть нам они вовсе не нужны? (Ответы детей.). Море дает человеку разные продукты. (Показывает изображения : краб, креветки, сельдь, кальмар, морская капуста т. д. и спрашивает пробовали, ли они такую еду). Моря и океаны – настоящие кладовые с разными сокровищами и я предлагаю послушать об этом сказку.
Показ видеопрезентации
Как-то по морю глубокому, океану широкому бежал белый кораблик. Не вез он товары в страны заморские, не мчал людей в города чужеземные. Был тот корабль научный, выпытывал тайны у моря –океана. Летел кораблик по волнам чайкой белокрылой, но вдруг словно на подводную скалу налетел – и не с места. Выбежал на палубу капитан: что случилось? Глядь из пучины морской вылезает чудище: косматое, волосатое, в бороде водоросли, а на макушке корона и говорит:
-Я пучины повелитель,
Грозный царь соленых вод
И хотите не хотите
Только дальше, извините,
Ваш корабль не пойдет!
Вот!
-Это как же понимать, ваше морское величество? За что такая немилость?- кричит капитан.
А морской царь отвечает:
-Да, скучно мне что-то. У вас у людей и телевизор, и кино, а у меня – какое развле-чение? Вот поиграю корабликом, потом утоплю. Вроде бы на душе и повеселей. В моей подводной коллекции такого корабля еще нет.
- Чудишь ты, морское величество! Какое же это веселье – корабли топить! Да и не под силу тебе с нашим кораблем справиться.
-Мне? Сейчас увидишь. Я, брат, такое учудить могу – никто на свете не переучудит. Ну, держись!
И стал морской царь море раскачивать. Вздыбились волны косматые, одна другой круче, чуть не до тучи. В борта бьют, через палубу перехлестывают, вот-вот перевернут корабль. А корабль-то буреустойчивый: да не переворачивается.
Устал царь морской, запыхался. Высунулся из воды и спрашивает:
- Жив еще, капитан? Каково? Видал когда-нибудь такую чудо-бурю?
- Разве это чудо?
- Как не чудо, когда я все море, до самого дна взбаламутил!
-До дна? А какая здесь глубина?
- Кто же его знает?
- Ага, видишь: тебе не под силу сосчитать, а нам морякам это дело привычное. Милости просим на борт ко мне в рубку. Поднялся морской царь на корабль, за-глянул в рубку, а там стоит небольшой ящик с экраном вроде как телевизор.
- Мы с корабля посылаем вниз подводные звуковые сигналы – говорит капитан. Они добегают до самого дна, отражаются, и как эхо возвращаются назад. А чуткое электрическое ухо эти сигналы ловит. Чем больше глубина, тем дольше идет эхо. Такой прибор называют – эхолот.
Посмотрел капитан на экран: «Ого! Глубина 8 километров! Но это еще что! Есть в океане пропасти поглубже больше 11 километров.
- Ладно,- стукнул трезубцем морской царь. Твоя взяла. Море до самого дна измерять умеешь. А вот что там на дне делается все равно никому не узнать. В моих пучинах, ух, какая темнотища. Помню однажды, я нырнул, да так о подводную скалу стукнулся – искры из глаз и на лбу шишка.
- Эх, ты темнота морская - говорит капитан. Для этого у нас имеются подводные фонари и подводные телекамеры.
Словно маленькие солнышки, вспыхнули в вечной темноте фонари и увидел на экране морской царь свои владения: морских обитателей, горы с каменными хребтами и ущельями, равнины с водорослями.
- Какие у тебя, ваше морское величество, богатства!
- Какие богатства? Эти? Я тебе такие сокровища покажу!
Трижды хлопнул он своим трезубцем.
- А ну, раскатись, расступись, седая волна! Поднимись со дна золотая казна!
-Видал, капитан, какими я сокровищами владею?
- Темный ты, морское величество! Не ведаешь, где у тебя в хозяйстве настоящие сокровища. Это ведь не простые камни, а полезные. Из железной руды – металл делают, из меди – медную проволоку, из нефти – бензин для автомобилей, водо-росли – пригодны в пищу и человеку, и домашним животным, даже из морской воды соль добывают, полезную.
- Ну, капитан, твоя взяла. Таких чудес я не видывал, про них и не слыхивал. От-пускаю твой корабль на все четыре стороны. Нырнул в пучину, и никто его больше не видел.
В: Ребята, что в сказке правда, а что придумано? Вспомните, какие настоящие бо-гатства хранят в себе моря и океаны?
П/И «Рыбки». В результате игры дети делятся на несколько групп.
В: Ребята, каждой группе я даю разрезанную картинку, ваша задача быстрее ее собрать.
В: Молодцы, ребята, отлично справились (все дети получают картинки для рас-крашивания).