Сидельникова Елена
Конспект образовательной деятельности «Ах, ты русская изба или путешествие в старину» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы «Ах ты русская изба или путешествие в старину»
Цель: формирование у детей представления и интереса о жизни и быте в русской избе.
Задачи:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Ах, ты русская изба или путешествие в старину“ в старшей группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
1. Обогатить представления детей о русской избе, печи, самоваре, лаптях.
2. Знакомить детей с народной игрушкой
3. Прививать интерес к народным играм.
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово, вопросы, пояснения, объяснения, беседа-диалог
Наглядные: демонстрации, показ
Игровые: игровые ситуаций
Структура: квест
Материал:
Видеоролик с Бабой Ягой, видеоролик в гостях у сказки, музыка, презентация, ширмы из картинок (русская изба, народная игрушка, музыкальные инструменты, картинки (русская печка, самовар, стол, лапти, народные игрушки (деревянные, тряпичные, соломенные, деревянные музыкальные инструменты (свистульки, трещотки, ложки, сундук, карта с лабиринтом, маркер, головные уборы.
Ход:
У входа детей встречает воспитатель в русском народном костюме. Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Проходите гости званные, долгожданные!
Вы, наверное, думаете, а кто же я такая? Я – тетушка Наталья! Мимо вашего сада шла и в гости к вам зашла. У меня есть клубочек волшебный. Он нам поможет познакомиться.
Игра «Давайте познакомимся» тетушка под русскую народную мелодию передает клубок ребенку и называет свое имя. Затем ребенок передает дальше волшебный клубок и называет свое имя и т. д. Можно повторить ласково имена детей.
Воспитатель: пока я вас ждала, получила сообщение, давайте его посмотрим?
Видео сообщение от Бабы Яги:
Здравствуйте ребята, настроение у меня хорошее и я подумала, а почему бы мне детей не порадовать? И решила вам сундучок свой волшебный отправить. Но я ведь Баба Яга и не должна быть очень хорошей, поэтому сундучок то мой с секретом. И чтобы открыть его нужно пройти все испытания и выполнить мои. Вот вам карта с подсказками, по ней вы узнаете, куда вам путь держать. А чтобы веселее и легче вам было нужно прочитать заклинание. Удачи. Пока, пока!
Воспитатель с детьми находят карту с лабиринтом и записку от Бабы Яги: нарядитесь и произнесите заклинание и вы окажитесь в волшебной стране.
Ребята надевают головные уборы и читают заклинание.
Заклинание:
«Ветер, ветер, ветерок, В страну сказок путь далек. Дуй сильнее ветерок, Чтоб попали в сказку в срок».
Включается видеоролик в гостях у сказки.
Воспитатель: Вот мы и оказались в волшебной стране, давайте посмотрим, куда нам нужно идти.
Дети по карте ищут первое задание.
Картинка или макет русской избы (можно презентацию)
Воспитатель: Ой, а где это мы очутились? (Ответы детей) Правильно, это русская изба. В таких избах жили русские люди много лет назад. Как вы думаете, из чего раньше строили избы? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, из бревен. В них было тепло и уютно.
А вот Баба Яга нам приготовила загадки, вы подумаете, что это может быть и найдете этот предмет в избе. Слушайте!
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает, что дают сжигает. (Печь). Большую часть в доме занимала печка. Без печи и хата не хата. Ребята, как вы думаете зачем в доме нужна печь? Чтобы было тепло.
А еще люди на печи спали и готовили еду, пекли хлеб в печи
Молодцы! Также печка является героиней многих русских народных сказок. А сейчас я вам предлагаю вспомнить названия сказок, в которых печка спасала, помогала людям и животным?
Слайды или картинки волк и семеро козлят, гуси-лебеди, по щучьему веленью.
Воспитатель: Отлично! Что же еще имеется в избе? Ножек четыре, а шляпа одна, нужен, коль сядет обедать семья. (Стол).
В русской избе почти все было сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая: лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки чтобы сидеть за столом.
Выпускает жаркий пар древний чайник (самовар)
Да, верно! самоваром люди пользовались для чего? Чтобы пить чай.
Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. (Лапти)
Верно. А для чего нужны были лапти?
Молодцы ребята. А вот еще одно задание.
Игра называется что было, что стало.
Воспитатель: Сейчас вам нужно будет подобрать пару к картинке. Например лапти носили раньше, а теперь что носят? (туфли). Теперь возьмите каждый по картинке. Ваша задача найти свою пару – старинный предмет и такой же современный. Дети ищут пару.
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте отправляться дальше. По карте находят следующее задание.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами в выходной или вечером смотрим телевизор, играем в компьютерные игры, а раньше не было ни компьютеров, ни телевизоров, как вы думаете, чем же занимались дети? Играли.
На столе стоит ширма с изображение народных игрушек.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что это? Правильно, это игрушки. А вы знаете, из чего делали раньше игрушки? Из дерева, глины, соломы, ткани.
Ребята, а сейчас я попрошу вас сесть в кружок. И послушать меня.
Садитесь рядком, да послушайте ладом.
Давным-давно, когда вместо города нашего были дремучие леса, жили-были в старенькой избушке – маленькая девочка Машенька, со своими матушкой и батюшкой. Рано утром батюшка отправлялся в лес за дровами, а матушка уходила по грибы да по ягоды. Машенька оставалась в доме одна. Целый день она сидела у окошка и скучала, ожидая родителей. На следующее утро матушка и батюшка снова уходили в лес, и Машенька опять оставалась одна. Стала Маша жаловаться родителям, что скучно ей одной, да грустно. И тогда батюшка сказал матушке, чтобы сделала она для дочки кукол. Задумалась матушка, поискала в сундуках лоскутки, да тряпочки старые. День сидела – мастерила, другой сидела – мастерила да и наделала для Машеньки разных кукол. Целыми днями стала Маша играть с ними: качала, пела колыбельные песенки, пеленала, разговаривала. Так незаметно для Маши пролетало время до возращения родителей.
Засиделись мы, а сейчас я предлагаю вам еще немного поиграть в русскую народную игру.
За руки дружно беритесь и в кружок со мной вместе становитесь. Игра называется Жмурки Машеньки и Ивашеньки. До чего ж веселая игра, потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить грубым басом. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку, а помогут нам в этом считалочки.
Выбирают девочку:
Сидел петух на лавочке
Считал свои булавочки.
Раз, два, три, это верно будешь ты.
Выбирают мальчика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Ты Васятка иди спать –
Хотим в жмурки мы играть.
Круг по шире развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны разойтись. Чтобы снова в круг вам встать, тебе Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка тоненьким голосом будет звать Машеньку: «Маша, где ты» а Маша грубым голосом будет отвечать: «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы им завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.
Отправляемся дальше. Находят народные инструменты. Ребята, а вы знаете, как называются эти инструменты? А из чего они сделаны? А ложки здесь зачем? Правильно, ложками не только ели, но на них еще и играли, а вы можете показать, как играли на ложках? Молодцы!
По карте находят сундук, на сундуке записка от Бабы Яги:
Чтобы сундук мой открыть и подарок получить, выполните мое последнее условие: закройте глаза и представьте что каждый из вас живет в русской избе, расскажите, что у вас там есть и чем вы любите заниматься?
Дети закрывают глаза и рассказывают о том, что у них есть в русской избе.
Дети забирают подарок от Бабы Яги.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Читают заклинание: «Ветер, ветер, ветерок, В детский сад наш путь далек. Дуй сильнее ветерок, Чтоб попасть нам в садик в срок».
Воспитатель: Вы, ребята, просто чудо! Никогда вас не забуду. До свидания.