Татьяна Федорова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Народные промыслы»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:- Развивать навыки художественного творчества детей.
-Закрепить знания детей о народных промыслах : гжель, дымково, хохлома, жостово, городец.
-Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус
-Учить различать особенности характерные для каждого вида росписи.
-Содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
- Продолжать знакомить с народными традициями, воспитывать уважение к труду народных мастеров.
- Воспитывать у детей гордость за свою страну.
Оборудование: изделия народных промыслов, работы детей, заготовки для росписи.
Предварительная работа: Беседы о народных промыслах, лепка дымковских игрушек, роспись силуэтов посуды, разучивание стихов.
Содержание ООД.
Воспитатель: Ребята, сегодня, я хочу пригласить вас в музей, но прежде давайте вспомним правила поведения в музее. (ответы детей). Правильно: громко не говорим, внимательно слушаем и не трогаем экспонаты руками. Воспитатель приглашает детей пройти в зал.
Воспитатель: Сегодня в музее выставка работ народных умельцев. Давайте подойдем к первому стенду (дымка).
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый экскурсовод. Расскажите, пожалуйста, о ваших экспонатах.
Экскурсовод (ребенок) : В Дымково есть мастера
Глиной заняты с утра.
Лепят барынь расписных
И зверушек озорных.
Дымковская игрушка-русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятки. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера использовали яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
Воспитатель: Внимательно слушали экскурсовода? В каком селе делают эти веселые игрушки?
Дети: Дымково.
Воспитатель: А где же находится это село?
Дети: Недалеко от города Вятка, на берегу реки Вятка.
Экскурсовод: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ну что же пойдем дальше.
Подходят к стенду с жостовскими подносами.
Экскурсовод (ребенок) : На подносе из металла
Я цветы нарисовала
Россыпь маков, лилий, роз
Вот он - жостовский поднос.
Жостовская роспись - народный промысел, который зародился в деревне Жостово, Московской области. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы. Роспись они делают по черному фону. В качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.
Воспитатель: Ребята, а какие краски используют мастера при росписи подносов? На каком фоне?
Дети: красную, желтую, зеленую, синюю. На черном фоне.
Воспитатель: Уважаемый экскурсовод, правы ли наши дети?
Экскурсовод: Все верно.
Воспитатель: А это что за посуда? Такая белая с сине-голубыми цветами.
Дети: Это гжельская посуда.
Экскурсовод: Правильно, ребята. Если в гжели вы бывали
То посуду вы видали
Что за синие просторы
И картины, и узоры.
Гжель - старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее - Гжель. Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Местность, в которой производили гжельскую посуду, тоже стали называть Гжелью.
Воспитатель: Дети, а какие элементы росписи использовали гжельские мастера?
Дети: Точки, полоски, мазки, бордюры.
Воспитатель: А почему они использовали только синий цвет и его оттенки
Дети: Мастера хотели передать цвет синего гжельского неба на своих изделиях.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а русские мастера умели не только трудиться, но и веселиться. А какое же веселье без игры. Давайте ка и мы с вами поиграем в р. н. игру " ЗАРЯ". (Проводится игра)
Воспитатель: Ну, веселиться вы тоже умеете, но давайте вернемся к музейным экспонатам и подойдем поближе к следующему стенду.
Экскурсовод. (ребенок.) : Едет в город Городец
Покупать товар купец
Разрисованные прялки
Люльки, доски и качалки.
Городецкая роспись-русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. Яркая городецкая роспись выполнена в основном черной краской
, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. В городецкой росписи часто используется образ коня, символизирующий богатство и образ птицы - символом счастья.
Воспитатель: А знаете ли вы, что Городец-родной брат Москве. Он моложе Москвы всего на 10 лет. Основал его так же, как и Москву, Юрий Долгорукий.
Воспитатель: Пройдем к последнему стенду нашего музея.
Экскурсовод. (ребенок.) : Хохлома, хохлома
Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чашки, блюда-
Золотая вся посуда!
Хохлома-старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома - это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная черным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы и листья украшают эти изделия.
Воспитатель: ребята, а какие еще элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети: Это травка, завитки, ягоды, гроздья рябины.
Воспитатель: Молодцы! К сожалению, наша экскурсия подошла к концу. И в заключении я хочу сказать, что велика наша родина-Россия и что богата она талантами. Наверняка, и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно где вы будете трудиться, когда станете взрослыми, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд всю душу, все старание и умение и у вас все получится. А на память о нашей выставке, я хочу пригласить вас на настоящую ярмарку.
Воспитатель: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
Открывается занавес. За столом стоит барышня и зазывает гостей:
Подходите, подходите!
Что понравится берите.
Воспитатель: Вы можете выбрать любую, понравившуюся, заготовку и проявить свое умение в росписи дымковской или городецкой, а может быть жостовской или хохломской.
Дети выбирают заготовки.
Воспитатель: Все довольны? Понравилась вам экскурсия? Работы, каких мастеров были представлены в музее (ответы детей)
- Давайте поблагодарим наших экскурсоводов и попрощаемся с ними.